Сегодня:

25 мая 2019 г.
( 12 мая ст.ст.)
суббота.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и вся Руси.

Седмица 4-я по Пасхе.
Глас 3.

Поста нет.

Свт. Епифания , еп. Кипрского (403). Свт. Германа , патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена , патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Собор новомучеников в Бутове пострадавших.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

На песнопение «Се жених грядет в полунощи»

Слово 95

В Великий Вторник

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща;
недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.
Блюди убо, душе моя, не сном отяготися,
да не смерти предана будеши, Царствия вне затворишися,
но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже,
Богородицею помилуй нас!.

(Тропарь на утрене)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)

Великий Вторник можно назвать днем прощания. Господь наш Иисус Христос, грядый… к вольной страсти, прощается с Иерусалимским храмом, прощается с народом иудейским. Сердце Спасителя горит и трепещет: Он знает, что эти люди, внимательно слушающие Его последнюю проповедь в храме, не только не поймут слова, к ним обращенные, но в скором времени изольют на Него всю свою злобу и ненависть. За что?! За все те добрые дела, которые Господь сотворил на этой земле? За все те светлые поучения, которыми напитал Живодавец Христос человеческий разум? За мир душевный, ниспосланный всем скорбящим и обремененным? Божественный Учитель обращается к погрязшему в грехах человечеству с последними сказанными из глубины души словами. Его проповедь не может не потрясти! Спаситель говорит не только для иудейского народа, но и для каждого из нас. И лишь крайне невнимательный или крайне равнодушный человек способен слушать Господа без трепета и содрогания сердца, без живого участия души!

Не будем скрывать слез своих. Не станем прятать нахлынувших чувств. Все это — благо для нас, живительный источник духовного совершенствования. Если мы умеем слушать Господа, если умеем сострадать Ему, значит для нас еще не все в этой жизни потеряно. Значит, в сердце живет любовь! А любовь призывает к состраданию и сопереживанию: нам больно за Сына Божиего, Который скорбит об ожесточении народа иудейского, о слепоте и лукавстве его вождей и наставников. Нам страшно от предсказания тех ужасных бедствий, которые неминуемо последуют для ведущих и ведомых по дороге ненависти. Но труднее и горестнее всего слышать последние слова, коими заключена проповедь Спасителя: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37-38).

А еще Великий Вторник можно назвать днем ожидания. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа». Кто же Тот таинственный Жених, Который приходит в полуночи? К кому и для чего Он идет? Кто они: раб блаженный — бдящий и раб унывающий — недостойный? Что значит само слово полунощь? Какие загадочные, полные глубокого смысла слова поются сегодня в храме. Жених, грядущий в полуночи, есть Господь наш Иисус Христос. Среди многих славных имен Спасителю присуще всехвальное имя Жениха Всевышнего. С Ним, единственным и дражайшим, обручена душа человеческая, как невеста чистая помолвлена с достойным женихом. Когда же произошло это святое обручение? Со стороны Божественного Жениха — на Честном и Животворящем Кресте, когда распятый Сын Божий для искупления душ наших от грехов и проклятия и для усвоения нас Себе на вечность пролил Свою святую Кровь и претерпел смерть. Мы же с вами обручены были со Христом в таинстве святого крещения, в котором отрекались от диавола и сочетались с Господом таинственными святыми узами. И вот со времени того обручения мы с вами, по словам апостола Павла, не свои (1Кор. 6:19). Радость великая, братья и сестры, в том, что и душою, и телом усвоил нас Себе Господь наш Иисус Христос. С той поры началось великое и важное ожидание.

Как это нередко бывает в обычной, земной жизни, брак не сразу следует за обручением. Вот и Жених наш возлюбленный удалился от нас в четыредесятый день по воскресении Своем. Сколько же еще ждать благословенного бракосочетания? Господь не бросил, не отверг нас. Как много знаков любви оставлено в подтверждение союза с Ним: с нами Его святое слово, с нами Его Плоть и Кровь, с нами благодать Святого Духа, с нами таинства Церкви и сама наставница Церковь Христова. Но Жених грядет в полунощи… И пребудет Женихом душ и сердец наших до последнего дня разлуки, до последнего дня мира. Когда же настанет благословенный и преславный день этот и совершится всемирное торжество брачное?

Тяжела и утомительна разлука с любимым человеком. Еще труднее переживать разлуку с Господом. Особенно тяжко ощущали это ученики Его, святые апостолы. Не раз и не два спрашивали они Божественного Учителя о дне и часе Его благодатного пришествия. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один (Мф. 24:36), — последовал ответ Господа. Неизвестность и составляет ту таинственную полунощь, о которой возвещало сегодняшнее песнопение.

Обрученные Спасителю должны быть всегда готовы достойно встретить Его, потому что никто на свете не знает, когда же действительно настанет этот день и час. Сам Господь предупреждает всех нас: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13). В наши дни, в наше суетное и такое непростое время особенно важно помнить это предостережение. Сегодня так много среди нас дремлющих и спящих глубоким духовным сном. Духовный сон — не сон телесный, необходимый организму, дающий покой и здоровье. Духовный сон есть болезненная спячка, когда в душе пусто, когда в сердце нет Бога — сплошная тьма. Страшно уснуть таким сном, еще страшнее не проснуться от него никогда.

Жених грядет! Для преисполненного любви христианского сердца нет и не может быть радостнее этой вести. Устремиться навстречу Господу по первому зову, оставив все свои повседневные дела и удовольствия, — вот верх земного блаженства! Как же достойно подготовиться к этому лучезарному событию? Будем молиться, не будем прилепляться душой ни к чему житейскому — ни к вещам, ни к богатству, ни к приобретениям текущих дней. Уподобимся рабу бдящему, готовому отринуть все по первому зову, дабы обрести подлинное блаженство. Но как много среди нас рабов недостойных, унывающих. Жених придет, а мы воздремашася вся и спаху! Живем так, как будто жить нам на земле вечно. Суета забот, вихрь страстей заслоняют единственное важное, то, о чем должно думать постоянно, — о спасении грешной души своей. Забываем сказать сами себе словами священной песни: блюди убо, душе моя… не сном отяготися, да не смерти предана будеши!

В Евангельском чтении на Литургии (см. Мф. 24:36-26:2) мы слышали сегодня притчу о десяти девах: тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не захватили с собой масла про запас. Мудрые же девы вместе со светильниками взяли еще и масло. И пока неразумные вынуждены были отлучиться, чтобы купить еще масла, пришел жених, чертоги брачные затворились. Неразумные девы, оставшись пред закрытыми дверьми, просили: Господи, Господи, отвори нам. И в ответ услышали приговор Божий: не знаю вас. Спаситель завершает притчу словами предостережения: итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Эта притча говорит нам о том, что жизнь духовная невозможна без совершения добрых дел, — вера должна сопровождаться добрыми свершениями. Не уподобимся же неразумным девам, которые ждали Жениха Небесного, но не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Вот так и вся жизнь наша должна стать достойным приготовлением к встрече Господа.

Как же сделать так, чтобы чаяние пришествия Жениха Небесного стало основой всего нашего земного существования?

Жених грядет! — для православных христиан нет блаженней этих двух проникновенных слов. Ради них некоторые люди оставляют мир и все, что есть в мире, отрекаются от всего земного, чтобы не раздваивать своего внимания и усердия, не отягчиться духом. Такие подвижники Христовы находят благодатный приют и успокоение в святых обителях. Другие не оставляют мира со всеми его радостями и огорчениями, но не прилепляются ни к чему сердцем своим. Любви ко Христу подчинены все их дела, чувства и отношения. По первому гласу о пришествии Господа с радостью отвергаются они от всех житейских приобретений. Людей, проводящих так свою земную жизнь, можно назвать рабами бдящими. Спаситель видит и ценит такое усердие, и награда будет неизреченно велика: пусть в мире они терпят трудности и скорби, но все страдания временны и преходящи, а в будущем их ожидает высочайшее блаженство.

Вспоминая притчу о десяти девах, дабы не уподобиться нам девам неразумным и достойно встретить Жениха Небесного, мы должны непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры, нашей любви к Господу и любви к ближним.

Этому учит нас также прозвучавшая сегодня в Евангельском чтении притча о талантах, в которой ленивый и лукавый раб скрыл свой талант в землю. Ленивый и лукавый раб — это образ души человеческой, не желающей духовного совершенствования, не обогащающейся теплотой веры. Сокрушаясь и трепеща, стоит ныне душа человеческая пред Божественным Судией: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего… упова душа моя на Господа (Пс. 129:1-2, 4).

В Великий Вторник встает пред нами также ветхозаветный прообраз Самого Господа Иисуса Христа — многострадальный Иов. Оставленный людьми, претерпевающий многочисленные скорби и лишения, изнемогающий, но не унывающий под бременем испытаний, прославляющий Господа в своих страданиях и сам прославляемый Всевышним, святой Иов являет нам пример подлинного христианского смирения и терпения.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! В дни святой Страстной седмицы возжжем в душах наших огонь сладчайшей любви ко Господу, заправим светильники веры добрыми делами и пойдем за Спасителем на крест самоотречения. Будем верными своему обручению с Женихом Небесным, всегда на страже, бодры и чисты, дабы с мудрыми девами войти нам в небесный чертог и сподобиться от Господа богатой и неизреченной милости. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: