Сегодня:

25 мая 2019 г.
( 12 мая ст.ст.)
суббота.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и вся Руси.

Седмица 4-я по Пасхе.
Глас 3.

Поста нет.

Свт. Епифания , еп. Кипрского (403). Свт. Германа , патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена , патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Собор новомучеников в Бутове пострадавших.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в день памяти святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба

6 августа - память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий

Св. блгвв. кнн. Борис и Глеб

Мы сегодня вспоминаем подвиг святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, которые прославились почти тысячу лет тому назад. Тысяча лет – это очень и очень зримый даже в человеческом восприятии срок. И сегодня память святых страстотерпцев Бориса и Глеба для наших современников, для нас с вами, может быть, как никогда актуальна, потому что, вспоминая подвиг угодников Божиих, мы переосмысляем их жизненный путь, сверяем свою жизнь с их подвигом и находим нечто полезное и нужное для себя, а может быть, через это усматриваем в своей жизни и неправоту своих жизненных путей.

 Если современному человеку рассказать о подвиге первых русских святых, то для человека секулярного, далекого от Церкви, совершенно очевидно, их жизненный подвиг покажется нелепым. Иметь возможность приобрести княжескую власть в Первопрестольном Киеве, иметь достаток, богатство, дружину, иметь все возможности к этому – и отказаться в пользу брата. Мало того, знать, что наущаемые этим братом убийцы идут убить тебя, и не противиться этому. У человека, который привык измерять свою жизнь критериями не Божественной истины, это покажется безумием абсолютным и нелепостью жизни. Но мы знаем, что все, что хорошо в глазах мира сего, есть мерзость и нечистота пред Господом и потому взираем на подвиг святых братьев Бориса и Глеба не глазами человека, далёкого от Церкви, но человека церковного, знающего слово Божие, слышащего сердцем своим призыв Божий к любви: «Нет выше той любви, кто душу свою за ближнего своего положит», – говорит Господь. И уж тем более противиться брату своему для христиан Бориса и Глеба было совершенно невозможно. Как могли они исполнять заповедь о любви к другим людям, если к ближнему своему, к брату своему любви бы не имели. Вот это для нас, современных христиан, очень важно. Потому что часто мы простираем любовь свою и слово своей проповеди к людям далеким, которых не знаем, к дальним нашим, и считаем – и пресвитеры, и архипастыри – часто считаем, что наша любовь и забота должна быть о каких-то других людях, безликих, которых мы лично не знаем, но когда касается дело взаимоотношений с нашими ближними, прежде всего, со сродниками нашими по плоти, с теми, с кем мы причащаемся из одной Чаши, – вот тут, оказывается, вся немощь нашего естества выходит наружу, потому что мы не можем переступить через себя.

Мы живем иногда так же, как живет мир безбожный, подходим к жизни своей с теми же подходами, с которыми учит нас подходить мир. «Бери от жизни всё!» Есть возможность – устрани человека, есть возможность – схвати богатство, есть возможность – захвати власть. Это всё чуждо духу Христову и противно в глазах Божиих. И начинать преобразовывать свою жизнь нужно не с других людей, а с самих себя. Нужно научиться в человеке, в ближнем своём, даже в самом отъявленном негодяе, видеть образ Божий, как видели образ Божий святые благоверные князья Борис и Глеб, видели в брате-убийце образ Христа. Научиться этот образ видеть в других людях поможет только очищение себя, внутренняя работа над собой, духовное исправление в заповедях Божиих. Если око наше будет тёмно, не просветлено светом Христовой истины, мы не сможем даже среди бела дня разглядеть этот образ в другом человеке. Но как же святые благоверные князья увидели этот образ в брате-убийце, если не верой своей, если не чистотой жизни своей, если не глубокой молитвой своей? Потому и сопротивления с их стороны не было, потому что в Святополке они видели не врага, но брата любящего, видели те качества добрые, божественные, которые еще были свойственны его жизни, которые не были у него уничтожены, но на которые опираясь, Господь хотел исправления его жизни. Потому и не было сопротивления этой злобе со стороны Бориса и Глеба, потому что ждали обращения, ждали исправления, видели только светлое.

И не случайно этот подвиг был Церковью поставлен во главу угла российской святости, не случайно Церковь Божия сказала нам, что кто поступает так в жизни, тот идёт по пути святых угодников Божиих. В течение тысячи лет Святая Церковь напоминает нам, верным чадам ея, о том, как нужно относиться к ближнему, как исправлять жизнь свою, как не бояться смерти, за любовь отдав жизнь свою. И сегодня, когда мы притекаем к молитвенному предстательству первых наших святых сродников Борису и Глебу, будем особенно усердно, дорогие отцы и братья, просить их о том, чтобы в Отечестве нашем, в Богом хранимой стране нашей Российской, не алчность и зависть, не коварство и ухищрения мира сего, но подлинная любовь и братолюбие восторжествовали. Потому что только на этом фундаменте можно строить прочную государственность, созидать духовно-нравственное общество, о котором все мы мечтаем и о котором молимся. И пусть молитва наших сродников по плоти – святых благоверных князей Бориса и Глеба укрепляет нас в этом великом жизненном подвиге служения ближнему своему и Отечеству нашему.

Аминь.

6 августа 2010 г.,
храм святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба в Дегунине.

vn001

Источник: Дон Православный.