Сегодня:

15 сентября 2019 г.
( 2 сентября ст.ст.)
воскресенье.

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония.

Неделя 13-я по Пятидесятнице.
Глас 4.

Поста нет.

Мч. Маманта , отца его Феодота и матери Руфины (III). Прп. Иоанна постника, патриарха Константинопольского (595). Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра , в иночестве Давида, и кн. Февронии , в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1992). Мчч. 3628 в Никомидии (III-IV). Обретение мощей прп. Феодосия Тотемского (1796). Собор Саратовских святых Сщмчч. Варсонофия, еп. Кирилловского, и с ним Иоанна пресвитера, прмц. Серафимы игумении и мчч. Анатолия, Николая, Михаила и Филиппа (1918). Сщмчч. Дамаскина, еп. Стародубского, и с ним Евфимия, Иоанна, Иоанна, Владимира, Виктора, Феодота, Петра, Стефана пресвитеров (1937). Сщмч. Германа, еп. Вязниковского, Стефана пресвитера и мч. Павла (1937). Калужской иконы Божией Матери (1771).


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Четверг

Седмица 26-я по Пятидесятнице

В 2013 году, согласно Церковному Уставу (Типикон, глава 10), в эту седмицу читаются евангельские зачала 26-й, Лукиной седмицы. Счет Недель и седмиц остается прежним. Таким образом, в 2013 году данная седмица является 23-й.

Протоиерей Александр Шаргунов

ic007m

Лк., 80 зач., 16:1-9

Н е для того мы приступаем к чтению слова Божия, чтобы поражаться его красотами и глубинами или утешаться сладостными переживаниями. Нет, Божественное Откровение хочет вдохновить нас на истинную жизнь, на исполнение нами нашего христианского долга. Мы, как говорит Апостол, — «служители многоразличной благодати Божией». Мудрость заключается в том, чтобы употребить все, что мы имеем в мире на обретение вечных богатств — делами благочестия, любви. Именно об этой доброй купле говорит преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Н. А. Мотовиловым «О цели христианской жизни».

Сегодняшняя притча представляет сынов человеческих как управителей земных владений в этом мире. Чем бы мы ни обладали — это собственность Божия, мы только пользуемся ею. Нам показана нечестность управителя. Он расточил имение своего господина, и был обвинен за это. А разве мы не склонны к такой же растрате? Разве мы употребили доверенное нам Богом должным образом? Чтобы не оказаться нам осужденными Богом, мы должны осудить себя. «Что это я слышу о тебе?» — спрашивает с тревогой господин. Он опечален, что ему приходится разочароваться в своем управителе. Но управитель не может отрицать этого, и потому должен дать отчет и в скором времени оставить место.

Помним ли мы, что и нам предстоит скоро оставить свое служение в этом мире? Смерть придет и освободит нас от управления, другие придут на наше место. Это увольнение будет справедливым, мы его заслужим, потому что расточили Господне имение. И когда наше управление будет отнято от нас, мы должны будем дать в нем отчет нашему Господу.

«Что мне делать?» — размышляет управитель в притче. Об этом надо было размышлять раньше, но, как говорится, лучше поздно задуматься, чем никогда. Жизнь продолжается. Но на что он будет жить? Он знает, что у него уже нет сил, чтобы зарабатывать на жизнь трудом: «Копать не могу». А, может быть, дело не в том, что он не может, а что не хочет. Может быть, он просто ленив, или не навык к такой работе? Он понимает, что у него нет смирения, чтобы просить на хлеб у других. «Просить стыжусь». Гордость говорит в нем, хотя стыдиться надо не этого, а нечестного управления.

И вот, он решается войти в дружбу с должниками своего господина. Он списывает их долги наполовину, чтобы сделать их должниками ему. Мы видим, сколь ненадежны наши земные владения, — и, может быть, особенно у тех, кто больше всех имеет их. И какое предательство обнаруживается даже среди тех, кому много доверия.

Неверный управитель

За что же господин похвалил управителя неверного? Конечно же, не за неверность, а за то, что тот мудро поступил с точки зрения мира сего по отношению к себе. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». О, если бы мы так же заботились о своей душе и вечности, как они — о своей земной выгоде! Если бы мы были столь же мудры в наших духовных делах, как они — в своих!

Не то, что сыны века сего являют подлинную мудрость. Нет, только в роде своем. В этом они мудрее нас. Мы живем так, будто будем здесь жить всегда, и как будто не будет жизни после смерти. Как сыны света, мы должны бы видеть только вечную жизнь перед собой, и, готовясь к ней, по закону света и правды, отправлять все, что мы имеем здесь на земле, на небо. Святые отцы советуют учиться нам ревности о правде у ревнующих о грехе. И даже у самого диавола, который не знает ни сна, ни отдыха, ища совершить новое зло. Так и мы должны непрестанно гореть духом, чтобы устоять в добре. И у самих себя, в этом смысле, мы должны учиться:

Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех, и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому.

«И Я говорю вам, — обращается к нам наш Господь, — приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Все перевернуто и искривлено в этом мире, отпавшем от Бога. Но Господь выпрямляет все. То, что мы имеем на земле, принадлежит Господу, но наш долгслужить этим богатством другим. Оно — неправедное, потому что само по себе не может дать никому подлинного счастья. Оно — обманчиво, потому что смерть полностью лишает его. Но когда вы обнищаете, те, кому вы служили им, будут ходатайствовать за вас пред Господом, чтобы приняли вас в вечные обители.

vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
Борис Ильич Гладков. Притча о неверном управителе.