Сегодня:

23 сентября 2018 г.
( 10 сентября ст.ст.)
воскресенье.

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора.

Неделя 17-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением.
Глас 8.

Поста нет.

Мцц. Минодоры , Митродоры и Нимфодоры (305-311). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Прп. Павла Послушливого, Печерского (XIII-XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа , Спасокубенского (1453). Собор Липецких святых. Собор Алтайских святых Сщмчч. Исмаила, Евгения, Иоанна, Константина, Петра, Василия, Глеба, Василия, Иоанна, Петра, Николая, Палладия пресвитеров и прмчч. Мелетия и Гавриила, мч. Симеона, мц. Татианы (1937). Сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).


Утр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Недели пред Воздвижением: Гал., 215 зач., VI, 11-18. Ин., 9 зач., III, 13-17. Ряд.: 2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1. Мф., 62 зач., XV, 21-28 (о хананеянке).

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Пред очами Божией Правды - 2

Иеромонах Мефодий (Савелов-Иогель)

2. ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Торжество Православия: Суд Церкви.

Первый воскресный день Великого Поста на церковно-богослужебном языке именуется «Неделей Православия».

В этот день во всех кафедральных соборах Православных Епархий, после Литургии, совершается «Чин Православия» — особенный торжественный молебен, который заканчивается провозглашением «вечной памяти» погибшим верным сынам Церкви, многолетия здравствующим и анафемы всем еретикам и отступникам.

Историческим поводом к установлению праздника Православия послужило окончательное прекращение волновавшей Церковь иконоборческой ереси в 842 г.

День Православия — день суда Церкви над миром. День, когда Церковь, обращаясь к миру, свидетельствует кто в нем ее друзья и враги.

День, в который она обращается к мировой совести с грозными прещениями вверенной ей Божественной власти.

Церковная анафема — камень преткновения для многих.

Далекие от Церкви видят в ней грозное проклятие, исходящее из ожесточения и ненависти. В этом, как и во многом, мир не понимает Церкви.

В послании к Коринеяном ап. Павел раскрывает значение и смысл Церковной анафемы: «Кто не любит Господа Иисуса Христа да будет анафема, маранафа — да будет отлучен до пришествия Господа» (1Кор. 16:22).

Здесь нет ни ожесточения, ни ненависти. Здесь исполнение слов Спасителя — Самой Божественной Любви: «кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан. 15:6).

Церковь — Тело Христово.

Церковь нельзя воспринимать, как внешнюю организацию, как нечто административное. По меткому выражению одного православного мыслителя к Церкви нельзя «относиться», в Церкви нужно жить…

Тот, кто живет в Церкви, только и сможет понять жизнь Церковную.

Для врагов, для внешних явлены и сокрыты пути этой жизни. «Не бо врагом Твоим тайну повем», т.е. врагам Твоим не открою тайну моего общения с Тобою (из молитвы перед причастием).

Посему и отсекает Церковь тех, кто отпадает от Нее, кто свое мудрствование ставит выше ума Церковного, свои пути противопоставляет Ее путям.

Под церковную анафему попадают те, кто «не любит Господа Иисуса Христа», кто погрешает против любви о Господе, являемой в общении церковном. А Апостол сказал: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий» (1Кор. 13:1).

Общение Церковное раскрывается в любви, «которая никогда не перестает».

Посему-то в Церкви все живы. Со стен храма смотрят на нас лики угодников Божиих, разделенных тысячелетиями, но всегда живых и действенных в жизни своей (сила молитвенного предстательства святых) в общении Церковном. В этом сила любви, в этом Ее неумирающее значение, но в этом и ужас отпадения от Нее, извержения из стада Церковного.

Будем же бояться, братие, этого извержения. Будем помнить и то, что по словам отцов и учителей Церковных, наше отпадение от Церкви возможно не только через лжеучение и ересь, но и через «охлаждение в любви».

Да возгорится же в сердцах наших пламень той любви, которая по глаголу апостола «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, все переносит» (1 Кор. 13:4-7).

Той любви, в которой открывается Бог, ибо — «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан. 4:16).

vn001

Неделя 2-я Великого Поста: Грех.

Современный христианский мир почти утратил совесть и чувство греха. В наши дни мало кто расценивает свои личные поступки, действия и намерения с точки зрения праведности или греховности. Все мы как-то привыкли считать себя «грешниками» не в смысле смиренного сознания недостоинства своего пред Богом, а в том смысле, что мы не «святые», а, следовательно, и не можем, да и не обязаны быть праведными. Ужас греха редко когда обнажается во всем своем отвратительном безобразии пред нашим духовным взором. Этот взор слишком затуманен, слишком «очарован» соблазнами жизни, слишком привык блуждать по суете.

А вместе с тем в просветленном христианском сознании поистине ужасны и отвратительны те «мелкие» (как мы их часто называем) наши грехи, которые стали постоянными спутниками нашей повседневной жизни. Те незначительные, по нашему мнению, нарушения евангельских заповедей, на самом деле делающие для нас не обязательным и самый евангельский закон.

Ведь наша христианская нравственность раскрывается нам в любви.

Бог есть Любовь… Пребывающий в Боге ради любви и несет на себе иго нравственного закона, того закона, который рождается от любви, живет любовью и ведет в царство любви. Поэтому-то грех против христианского нравственного закона не есть формальное нарушение высшей воли, а есть грех против любви.

Поэтому-то, по выражению молитвы перед причащением, согрешить, значит — «опечалить» Духа Святаго.

Любящий сын, не исполнив воли отца, не столько боится самого неисполнения, но того боится, что он согрешил против союза любви, что он внес неискренность, ложь в этот союз, что он «осквернил» чистые и искренние отношения.

Адам, когда согрешил, прежде всего, скрылся от лица Божия, ибо осквернил он узы любви и стыдно ему было предстать пред очи Божественной Правды.

Отсюда и слепая наивность современных христиан, желающих совместить служение Богу и собственной прихоти: «Господь добрый… Он все простит… все покроет… Не убил, не ограбил, а все остальное — мелкие грехи».

Помни христианин: Бог есть Бог-Ревнитель… Он часто сокрушает тебя, часто бросает тебя между молотом и наковальней, чтобы испытать силу твоей любви. Но Он никогда не откроется тебе, если ты будешь равнодушно служить Ему холодным сердцем и холодной душой. Если ты будешь искать способа служения чтобы тебе было удобней и выгодней.

Берегись греха… Знай, что грех есть, прежде всего, осквернение святыни, изгнание Бога из человеческой души.

«… К Тебе, о Боже мой, возношу душу мою и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от единственного и величайшего зла — греха…», молитвенно взывал Киевский иеросхимонах Парфений. И в этом воззвании его поистине открывалась горящая любовью к Богу христианская душа, познавшая ужас греха и скорбь «опечаления» Духа Святого.

vn001

Неделя 3-я Великого Поста: Крест.

Господень Крест влечет на суд человеческую совесть.

Он собирает около себя чистые и ищущие Бога сердца для того, чтобы поведать им о тайне Божественной Любви, но он воздвигнут на осуждение тех, кто неспособен и не хочет открыть свое сердце для этой тайны. Он поистине лежит «на падение и на восстание многих во Израиле в предмет пререканий».

Понять крест — значит почувствовать и осознать Божию любовь. Принять его, значит устремиться к этой Любви путем «деятельного восхождения», путем жизненного подвига. Тот, кто действительно пережил в своей душе трагедию Голгофы, не может остаться равнодушным. Он должен или возлюбить Возлюбившего и принести жертву Ставшему Жертвой, или возненавидеть правду и навсегда покинуть ее пути.

Это приятие Креста раскрывается нам в образе двух разбойников. Один понял, почувствовал тайну Любви, возненавидел грех и принес полное покаяние.

Другой не понял и не почувствовал и умер «с тяготою хуления».

Господень Крест будет судить мир.

Пред Вторым Пришествием на небе, по свидетельству Евангелиста, явится «знамение Сына Человеческого».

И ныне, в преполовении Великого Поста, износит Святая Церковь это знамение Сына Человеческого.

Великий Пост — время покаяния. А покаяние есть, прежде всего, устремление к Божией Правде и к Божией Любви. Устремление к подножью Голгофы.

Здесь, кажется, все открывается для верующего и любящего сердца. Здесь Агнец Божий, берущий на Себя человеческие грехи, здесь сила самоотверженной Любви и бездна Божественного всепрощения. Здесь избавление от греха и источник новой благодатной жизни.

И все это здесь «посреде двою разбойнику» (между двух разбойников), все это в окровавленных руках Того, Кто был распят и умерщвлен на Кресте.

Церковь поет:

Днесь Владыка твари и Господь Славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта (оцет — уксус) вкушает Сладость Церковная; венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки; одеждою облачится поругания и заушается бренною рукою, рукою создавый человека; по плещема (по плечам) биен бывает, одеваяй небо облаки; заплевашя и раны приемлет, поношения и заушения, и вся терпит Избавитель мой Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

В этой стихире трогательно и ярко рисует Церковь Крестный подвиг Спасителя. На муки и смерть пошел Господь «да спасет мир от прелести», от диавольского прельщения, его поработившего.

Это прельщение в подмене истины — ложью, добра — злом, красоты — уродством и безобразием. Это прельщение в грехе. И сила Креста в том, что он спасает от этого прельщения тех, кто приносит свои открытые сердца к обагренному Божественной Кровью священному Его подножью.

vn001

Неделя Крестопоклонная.

«Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся»…

В половине дней Святой Четыредесятницы Святая Церковь торжественно износит на средину храма Честное Древо Креста Господня для благоговейного поклонения и лобызания от верных чад своих.

День за днем, неделя за неделей проходит время Великого Поста, которым истинный христианин старается воспользоваться, как временем очищения, обновления и освящения своей души. Но, увы, не все, именующие себя христианами, пользуются этим спасительным временем. Многие, по-прежнему, пребывают в духовном сне, проводя беспечно краткие дни своего земного делания.

И вот Святая Церковь, всегда заботящаяся о своих чадах, как ревностных, так и нерадивых о своем спасении, всем предлагает обратить свое благочестивое внимание на животворящий Господень Крест…

Если ты — истинный подвижник Христов и достойно подвизаешься на спасительном постном поприще, и в этом подвиге начинаешь изнемогать благодаря своей немощной человеческой природе — подойди к Христову Кресту, принеси к Его подножию свои немощи, припади к Распятому с верою и умилением, дерзновенно лобызай язвы твоего Спасителя и обильно черпай от «источника спасения» благодатные силы для дальнейшего прохождения твоих спасательных покаянных подвигов. И наградит тебя Господь за твои малые подвиги, здесь на земле, радостью Пасхи Христовой, и в будущем веке сподобит вечного блаженства в «невечернем дни царствия Своего».

Если же ты проводишь дни Поста в прежней беспечности и нерадении о спасении своей бессмертной души, если грехи твои, как бремя тяжкое отяготели на тебе, — не удаляйся малодушно от подножия Креста Христова… остановись и устреми взор свой на Того, кто так широко распростер Свои спасительные объятья для всякого кающегося грешника. — Смотри, как Христос возлюбил тебя: ведь, ради твоего спасения Он страдает на этом Кресте; ради тебя приняты Им эти страшные раны и язвы; ради тебя льются потоки Его невинной пречистой Крови.

Так не умножай же, нераскаянный грешник, не увеличивай страданий своего Господа и Спасителя прежними неправдами, грехами и беззакониями, — припади к Распятому со смирением и покаянием, облобызай со страхом и трепетом Его язвы, ради тебя понесенные, и поможет тебе милосердый Господь сбросить с себя это тяжкое бремя греховное, понести Его легкое бремя и Его благое иго.

И за малый труд, понесенный тобою ради спасения твоей же собственной души, и тебе отверзет Господь двери милосердия Своего, и ты по милости Божией сподобишься «радости Воскресения» и в этой земной жизни, и в будущем бесконечном веке войдешь в непрестающую радость Господа своего. Аминь.

vn001

Неделя 4-я Великого Поста: Преподобный Иоанн Лествичник.

В четвертое воскресенье Великого Поста Церковь молитвенно вспоминает и прославляет величайшего из подвижников своих, Игумена Синайской Горы, преп. Иоанна Лествичника.

Свое наименование Преподобный получил от составленного им духовного руководства для монашествующих, известного под названием «Лествицы».

Мир всегда боялся аскетического подвига. Подвижник, аскет в представлении сынов мира сего всегда казался чем-то суровым, безжалостным, лишенным радостного и полного приятия жизни. Но и подвижники в этом мире, по слову Симеона Нового Богослова, проходили, как гиганты среди обезьянок, или львы среди псов и лисиц.

Таковым был и преподобный Иоанн.

Его «Лествица» — «путь деятельного восхождения», обращение от соблазнов мира сего к единому истинному сокровищу — святыне Христовой.

Подвижник — это тот, кто прежде всего почувствовал, что «всякая в мире сем сладость печали бывает причастна». И не только почувствовал (ибо многие из нас это чувствуют), но и захотел вырваться из этого плена, взыскать и обрести истинного Владыку своего.

Путь подвижника — это путь прямой линии, путь кратчайшего расстояния между двумя точками — человеком и Богом. И поистине не многие удерживались на этом пути, а тем более восходили на его спасительные стези.

Великий Пост — время покаяния, время осознания суетности земной жизни, как самостоятельной ценности. Время, когда Святая Церковь особенно настойчиво призывает нас взыскать утраченное Отчее достояние. В образах подвижников она показывает нам, что это возможно, что способен на это человек.

Да, это трудно… Трудно в мирской суете служить и работать Богу Живому и Истинному, как и вообще, по выражению одного мыслителя-христианина — всякая работа Господня (т. е. во имя Господа совершаемая) трудна.

Конечно, не все могут быть «Лествичниками», но бороться с грехом, чаще заглядывать во «внутренняя» своего духовного мира и работать над исправлением уродливых изгибов его — обязанность и долг каждого христианина, желающего быть не только по имени таковым.

«Се, ныне время благоприятно… Се, ныне день спасения…»

Во дни Четыредесятницы зовет нас Церковь на подвиг покаяния, призывает очистить сердце, да узрим Христа воскресшего.

«Подай нам, Благий, подвизаться добрым подвигом, совершить течение поста, сохранить нераздельною веру, сокрушить главы невидимых змиев, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть и поклониться Святому Воскресению».

(Из заамвонной молитвы на Литургии Преждеосвященных Даров)

Молитвами преподобного отца нашего Иоанна, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

vn001

Память Святого Иоанна Лествичника.

В четвертое воскресенье Великого Поста Святая Церковь творит память одного из великих столпов аскетического подвига — преподобного Иоанна Лествичника.

Свое наименование получил он от написанного им творения — «Лествицы», руководства для христианских подвижников. Образ святого Иоанна особенно поучителен в дни поста, когда каждый христианин Церковью призывается к подвигу.

Истинный подвиг, в приятии церковного сознания, есть путь вольного самоограничения жизни, предпочтение высших ценностей ценностям низшим. Подвижник не отрицает плоти, не признает ее злым началом. Он знает, что и она сотворена Богом. Но он никогда не поставит интересы плоти выше запросов духа, никогда ради плоти не подавит и не ограничит свою духовную жизнь.

Развитие духовной жизни является целью христианского подвига, и потому каждый христианин должен быть в какой то мере подвижником, ибо дух человеческий требует борьбы за право на свое существование. И поистине дивных высот достигали те, кто «не совещались с плотью и кровью» в своем следовании за Христом.

В наши дни, конечно, особенно болезненно стоят пред нами все эти вечно живые и требующие разрешения вопросы. Слишком много сейчас стало «разрешений». И вот здесь то и вспоминаются нам, христианам, слова апостола Петра, обращенные к Господу: «куда нам идти — Ты один имеешь глаголы жизни вечной»… Путь христианина — держаться за ризу Христову и стараться создавать в сердце своем обитель, в которую мог бы войти его Господь и Спаситель.

Эта обитель создается путем очищения сердца, путем истинного подвига христианского. Эта обитель создается молитвою и постом.

И как раз в дни Великого Поста призывает нас Церковь положить «начало благое» в духовной жизни своей, имея перед собою и за собой пример и молитвенное предстательство святых, вечно живых, вечно действующих в непрестающей любви и указывающих нам путь в небесное царство.

vn001

Неделя 5-я Великого Поста: Преподобная Мария Египетская.

Двенадцати лет она покинула отчий дом. Она не знала коварства людей, не знала жизни и всего ее отвратительного безобразия. Она стала на путь греха, осквернила свою чистоту, покорила страстям свой Богосозданный образ. И в ее жизни настал тот период, о котором свидетельствовал нам на прошедшей неделе Великий Канон святого Андрея Критского: «тьма мне бысть и глубока мгла — нощь греха».

Так начала свой жизненный путь великая подвижница Церкви Христовой — преподобная Мария Египетская…

Но то, что в людях вызывает презрение, то, что всеми почитается отверженным и безвозвратно погибшим, очень часто в Божиих Очах приобретает иное отношение и иную оценку. Так было и с преподобной Марией.

Господь призвал к Себе юную грешницу, открыл ей Свои Отчие объятия тогда, когда меньше всего она думала о Божией Правде и о своих беззакониях.

Однажды присоединилась Мария к паломникам, державшим путь в Святую землю, — поклониться святым местам. И не благочестивое намерение, конечно, а все тот же грех руководил ею. По дороге не прекращала она своих беззаконий. Но вот достигли паломники священных пределов Палестины. С толпой богомольцев оказалась и Мария у врат Иерусалимского храма…

И в этот момент невидимая рука остановила юную грешницу у св. дверей.

Затрепетала Мария, поняла, почувствовала всю грязь, всю мерзость, все беззаконие жизни своей. И не только поняла и почувствовала, но и стала на путь деятельного исправления. Все оставила, поселилась в пустыне, отдала Богу и душу и сердце свое. Велика она была в падении, но еще более велика в покаянии. Поистине, для всех времен бессмертным примером стоит покаянный подвиг великой подвижницы Египта.

И ныне этот образ покаяния Марии предлагает нам Святая Церковь.

Сегодня за всенощным бдением в последний раз в этом богослужебном году слышали мы умилительную церковную песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»

У дверей покаяния в заключительные дни Святой Четыредесятницы останавливает нас Святая Церковь.

Что они?… Открылись ли для нас, или по-прежнему крепко замкнуты нашими падениями, нашим забвением Бога, нашею беззаконною жизнью?

«Обратися, душе, — призывает нас тот же Великий Канон, — покайся, открой сокровенная, глаголи Богу вся ведущему: Ты веси (знаешь, ведаешь) моя тайная, едине Спасе: но Сам мя помилуй, яко же поет Давид, по милости Твоей».

Итак, христианин, воспользуйся святыми днями покаяния и хоть что-нибудь постарайся сделать, чтобы оставили они в душе живой след.

Покаемся, ибо приближается к нам Царствие Небесное.

vn001

В конце Великого Поста.

Приближается конец Великого Поста… За нынешним всенощным бдением в последний раз в этом богослужебном году услышим мы, братие, — «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Полезно бывает оглянуться человеку на пройденный им жизненный путь, отметить тот или иной заканчивающийся период. И вот ныне мы на исходе поста.

Кончается время покаяния, время, когда зовет нас Церковь задуматься, да и не только задуматься, но и заняться своею жизнью. Ведь, «дел» — «непочатый угол», и дел неизмеримо важнейших, чем те, которые здесь занимают наши сознание и сердце. В приятии христианском — земная жизнь — время стяжания души, время приобретения в вечности того, что дано нам, временно.

В наши дни некоторые с усмешкой говорят о «душеспасительном», о всем том, что связано со спасением души. Забывает человек, что «пришелец» он на земле, что время жития нашего мало, исполнено болезни, а там, за краткой жизнью этой, открывается вечность.

«Всем нам подобает явиться на судилищи Христово», — говорит Апостол.

Христов суд не устрашение, не иносказание — это то, что идет, что приближается, что ожидает каждого из нас. Это тот день, когда выявлена будет вся наша жизнь, вся ее духовная ценность, тот плод духовный, который сумели, а главное, захотели принести мы.

И пока не настал еще этот страшный день, дано нам стучаться. И особенно назидателен, в этом смысле ободряющ и духовно прекрасен ныне предлагаемый нам Церковью пример преподобной Марии Египетской.

В тяжких и отвратительных грехах провела свою юность святая Мария, а потом почувствовала всю скверну своего жития, услышала Божий призыв и поистине принесла плоды достойные покаяния, — всю последующую продолжительную жизнь свою отдав Господу и Спасителю своему.

Откроем же и мы, братие, свои сердца к зовущему нас на покаяние голосу Церкви. Господь близь есть, — «се ныне время благоприятно, се ныне день спасения». Дело за тобой, христианин… Отдай Богу свои произведения и веру и здесь еще, на земле, почувствуешь мир и радость горнего града, уготованного всем истинною любовью возлюбившим Христа.

vn001

Вербное Воскресение: Грядущий во имя Господне.

Не бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле…

Иерусалим шумит… Иерусалим трепещет от радостного волнения… Как будто бы близка заря его восстания, его возрождения в лучах былой славы былых дней.

Под тяжким гнетом языческого владычества Рима изнемогала и томилась правоверная еврейская душа. Доколе, Господи! Вот чем жило, на что надеялось, во что веровало горячо и незыблемо непокорное и мятежное семя обретшее путь к небесной и земной славе чрез послушание Авраама-праотца.

Но, как всегда и везде в нашей смертной жизни, внешнее берет верх над внутренним, земное над небесным, тленное над нетленным. Желание земной свободы заглушало в еврейской душе ужас духовного плена, стремление освободиться от тяжелых его уз. К земному царю была обращена восторженная «Осанна» (осанна — спасение).

А Он, смиренный и кроткий, истинный Царь Божьего народа, входил в св. град для того, чтобы взыскать и спасти погибающего, для того, чтобы отдать душу свою в избавление за многих. И потому тогда, когда в терновом венце и багряной ризе предстал Он пред недавно превозносившим Его народом, в злобном разочаровании закричала еврейская чернь, руководимая старейшинами первосвященниками: — распни, распни Его! Не имамы Царя токмо Кесаря (императора Рима)!

Такова философия жизни …

Где слава и блеск — там и признание и готовность следовать л служить.

Где унижение и страдание — там презрение, измена, горькое предательство и полное забвение.

Пост подходит к концу… В пятницу на этой неделе закончится уже Святая Четыредесятница… Приближаются страстные дни… Еще недолго, и по милости Божией, увидим мы Господа, беседующим в последний раз с учениками, представшим на суд, висящим на кресте, почивающим во гробе. Но где же будем сами мы тогда?

В толпе ли с пальмовыми ветвями и торжественной «Осанной », или там, около креста, с ожесточенным и злобным «распни»? Помни, брат христианин, что в двух этих толпах многие люди были те же самые…

Страстная седмица заключает Великий Пост.

Усилим же в нее наши покаянные воздыхания, чтобы не на словах только, но и на деле оказаться верными Христу и достойно встретить Святое Его и Светлое Воскресение.

Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне!

vn001

Вербное воскресение: «Царь твой грядет…»

«Не бойся дщерь Сионова, се, Царь Твой грядет, сидя на молодом осле» (Захария, 9:9).

По милости Божией дожили мы до тех дней, в которые могут оставаться черствыми немногие человеческие сердца. Господь идет на вольные страдания… Приближается час спасения мира. В Иерусалиме происходит встреча Бога с человеком. Но эта встреча совершается не так, как хочет Бог, а как хочет человек.

«Осанна» несется из еврейской груди… Но эта «осанна» (спасение) не та, что Бог уготовал для человека.

В грядущем Христе иудеи хотят видеть национального вождя, спасителя от политического ига Рима. Как своего земного царя приветствуют они Его радостными криками. Но Царство Божие — Царство не от мира сего, Его слава, превосходящая славу царств земных — иная слава.

И вот этой то славы не понял, не оценил, не преклонился пред ней еврейский народ. Когда его сыны узрели Господа, одеяннаго в багряницу и увенчанного терновым венцом, вместо «осанна» раздалось «распни», и за предательством последовало Богоубийство. Те, для которых прежде всех было открыто спасение, предали на смерть Господа и Спасителя своего.

Эти дни ныне вспоминаем мы, братие. Поистине страшные и спасительные дни. Господь стоит пред сердцем нашим. Сколько раз в жизни своей переживали мы воспоминания спасительной страсти Господней… И каждый раз эти воспоминания непосредственно обращены к нашему сознанию и чувству. В них — спасение мира, в них спасение каждой отдельной человеческой души. Лишь бы только осознала и восчувствовала эта душа Божию любовь и к ней устремилась.

Покланяемся страстям Твоим, Христе! Покажи нам и славное Твое Воскресение!

vn001

Великий Понедельник: Чертог Христов.

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

В этом умилительном песнопении Страстной Седмицы рисуются переживания души, познавшей ужас пребывания вне спасительного Божьего чертога.

В жизни человека бывают моменты, когда он, отрешившись от обычной суеты, чувствует, что то, чем он живет, не может дать ему удовлетворения и подлинного счастья.

Душа стремится к полной и радостной жизни. Где-то в глубинах ее открывается ей неправда земного бытия, в котором все кончается, все не вечно, все предается забвению.

А там, за порогом этой жизни, где для неверующего — мрак и небытие, очам веры сияет Чертог Отца.

И со всеми своими сквернами, со всеми беззакониями в трепете стоит человек пред этим Чертогом.

Путь к Отцу, — прежде всего, «познать свои согрешения», почувствовать бездну отвержения от Бога. Второй момент — всеми силами стремиться к Нему. И вот здесь-то и раскрывается тайна спасения. Здесь узнает человек, что без Бога он не в силах освободиться от рабства греху. Грех «запинает» его на каждом шагу, увлекает на гибельные пути свои.

И только Бог может спасти человека.

Потому-то во дни Спасительной Страсти, когда жизнь наша пред судом Божественной Любви распятой, страдавшей, погребенной, молится христианин:

«Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

vn001

Великая Среда: Се, Жених грядет во полунощи.

«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа».

«Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися (чтобы не оказаться тебе вне Царствия Божия), но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже. Богородицею помилуй нас». В этом песнопении первых трех дней Страстной Седмицы призывается душа христианская к постоянному бодрствованию и приготовлению себя ко встрече с Господом, всех нас ожидающей.

В нашей жизни мы часто забываем самое главное. Забываем, что мы странники и пришельцы, что в сущности краток и невелик даже и большой срок пребывания на земле человека. Сама по себе земная жизнь не представляет ценности. Она скоро проходит, полна болезней и скорбей, все в ней имеет конец.

Она имеет ценность только тогда, когда во дни ее готовятся к небесной встрече.

А когда придет Жених, когда совершится эта встреча души с Господом своим Спасителем — сокрыто от /pem-01нас. Потому-то всегда быть готовыми призывает нас Святая Церковь. Она предлагает нам образ евангельских дев, украсивших светильники свои и исшедших в сретение Жениху. И она зовет нас не забывать «последняя своя». Не для того не забывать, чтобы постоянно пребывать в трепете и страхе, а для того, чтобы этой памятью к Богу направлять пути своей жизни.

Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

vn001

Великий Четверг: Вечеря Господня.

Итак, по милости Божией, братие, приблизились мы к минутам священных воспоминаний спасительной страсти Христовой.

«Желанием возжелах сию пасху ясти с вами, прежде даже не приму мук», — на Тайной Вечери обращается Господь к ученикам Своим.

Приближается конец земного подвига Сына Человеческого, и эта Вечеря остается на все века в Церкви Христовой в Его воспоминание.

Много трапез предлагает мир. Но только одна трапеза дает нам истинную пищу и истинное питание — это трапеза Господня.

Сам Спаситель, под видом хлеба и вина, таинственно и неизреченно соединяется с верными Своими в Таинстве Причащения. И этот благодатный источник открыт для всех. Со страхом Божиим и верою приступите… Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

Но надо помнить, что великую ответственность принимает на себя всякий приступающий к Чаше Господней. «Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет». Но какое же свое достоинство может представить пред Богом человек? Только глубокое смирение может дать нам дерзновение приступить к великому таинству Тела и Крови Христовой.

Смирись же, душа человеческая, восчувствуй и осознай, что нет большего счастья для тебя, как быть гостем Божественной Вечери Господа и Спасителя твоего.

Покайся, открой сокровенная, глаголи Богу, ведущему все дела твои — от всего сердца твоего принеси твое покаяние… И тогда приступай, надеясь на милосердие Божие.

Вечери Твоея тайныя, днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзанием Ти дам, яко Туда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

vn001

Великая Пятница: Страсти Господни.

Двенадцать Евангелий повествуют нам о страданиях Спасителя.

И каждый раз, когда слышим мы эти повествования, всегда они новы и вечно жизненны в Божественной своей простоте. Каким великим и прекрасным представляется нам подвиг человека, жертвующего собой, ради ближнего…

Здесь раскрывается нам любовь, не ищущая «своих си», как говорит Апостол. Что же можем сказать мы о подвиге Сына Божия, который добровольно отдал себя за «мирской живот и спасение». Скажут: легче страдать добровольно. Но так ли это, братие? Когда обстоятельства ставят человека в такое положение, что он должен жертвовать собой, он делает это во имя нравственного долга, долг нравственный вынуждает его на это самопожертвование.

Но когда пред человеком полная свобода выбора — страдать или не страдать, — разве не величайший подвиг выбрать добровольно страдание? Да и к тому, когда мы страдаем, эти страдания наши всегда имеют искупительное значение.

В страданиях всегда очищаются наши грехи. Но Христос был безгрешен. Он взял на себя наше греховное бремя, будучи во всем подобен нам, кроме греха.

В этой жертве Божественной Любви совершилась тайна спасения.

Господь страданиями спас мир.

И в святые дни воспоминания о страстях Его зовет Он нас приобщиться к делу спасения. Его возлюбить, к Нему устремиться всем сердцем своим. Разбойник покаялся и получил оставление. О, если бы и мы, братие, умели каяться и обновляться духовно.

Тогда поистине освящали бы нас Страсти Господни, открывали нам райские двери еще здесь, на земле, давали бы жизни нашей подлинную радость Богосыновства.

Покланяемся Страстям Твоим, Христе, покажи нам и Славное Твое Воскресение!

vn001

Великая Пятница: У гроба Господня.

У всякого, даже человеческого гроба, умолкает сутолока и шум житейской суеты.

Каждый гроб вещает своим безмолвием.

Здесь кончено все, что началось на земле. Здесь пресекается всякая человеческая правда. Здесь можно только или безутешно плакать, или искать иную правду, иную жизнь… Кому из нас незнакомы эти чувства? Что же скажем мы, что почувствуем, стоя у Гроба Господня и Спасителя своего… «Прииде час, да прославится Сын Человеческий …»

Да, поистине, вот она пред нами — Слава Сына Человеческого.

Униженный и осужденный, израненный, увенчанный тернием и облеченный в багряную ризу, ныне Он пред нами уже бездыханный, уже повитый погребальною плащаницею…

Вот Его Слава …

Слава любви, слава добровольного отдания Себя за «мирской живот и спасение».

Остановись же, христианин, у сего страшного и таинственного Гроба.

Чтобы спасти тебя, чтобы вернуть тебя в Отчие объятия, Спаситель твой Сам сошел на землю и испил горькую чашу твоих страданий, принял на Себя тяжкое бремя твоих грехов. Обрати же сердце твое к твоему Спасителю.

Приближаются дни, когда для всех нас, по милости Божией, откроется радость Святой Пасхи. Но готова ли к этой радости наша душа? … Чисто ли сердце?..

Господень Гроб своим безмолвием обращается к совести каждого из нас, зовет нас стать на Божий Суд, пред огненные испытующие очи Божией Правды, распятой, страдавшей, погребенной.

«Желанием возжелах сию Пасху ясти с вами», — взывает и к нам Господь. А Божию Пасху вкусит только тот, кто сумеет всем сердцем своим почувствовать нравственно обязывающую нас силу Христовых страданий и ответить на них в жизни своей.

vn001

Великая Суббота: У гроба Сына Божия и Сына Человеческого.

Наверное многим из нас, братие, приходилось стоять у гроба любимого, родного или близкого. Что переживает тогда человек? Он чувствует, прежде всего, «чем» был для него дорогой покойник. И по мере того, как сознается им это «чем», открывается ему и тяжесть утраты.

Ныне мы предстоим у Гроба Христова.

Брат-Христианин, подумай и ты — чем в жизни твоей является для тебя Господь?

Что теперь у этого Гроба говорит тебе твоя совесть?

Чтобы сделать тебя сыном подлинного и совершенного счастья, Спаситель твой, таинственно и неизреченно, сошел на землю. Учил, страдал, и умер за тебя. Он оставил тебе Свое Евангелие. Заповеди Его «тяжки не суть». В них открывается настоящая жизнь, в них «жизнь жительствует». Для того, чтобы понимать Евангелие не надо быть мудрым или ученым. Надо иметь чистое сердце, сердце обращенное к Богу, в Нем полагающее упование своего спасения.

А что мы? Разве нам когда-нибудь приходило в голову поставить Евангелие краеугольным камнем своей жизни, своего поведения, своих отношений. У нас всегда и во всем свои, человеческие соображения. Господь далек от нас, ибо сами мы далеко отстоим от Него, и часто не хотим даже к Нему приблизиться.

Но даже и в такой обстановке духовного охлаждения, какой ужас, какой кошмар представить себе жизнь без Бога, жизнь, лишенную Его правды, Его святыни, Его красоты…

Вот, что должны мы чувствовать, стоя у Живоносного Гроба… И как бы не уклонялись наши пути от Божиих путей, — у нас всегда есть возможность возвращения к Отцу, если Образ Божий живет в нас, не исчез совсем из нашего сердца.

Приди же к сему Гробу со всем, что есть у тебя на душе. Молитву пролей пред Господом, Ему возвести свои печали, а главное, постарайся почувствовать, что в жизни твоей для тебя Господь.

Если Он живет в душе твоей, еще больше полюбишь Его и еще больше отдашь Ему сердце твое. Если в тебе уныние и холод духовный, быть может, стояние у Гроба Господня оживит тебя.

Но, во всяком случае, помни одно: из Божьего Гроба сияет тебе Божия любовь, и принять или отвергнуть ее — дело твоего свободного выбора.

vn001

 

 

Содержание

Пред очами Божией Правды

1. Недели перед Великим Постом.

2. Великий пост.

3. Пасхальный период.

4. Недели после Пятидесятницы.

5. Неподвижные праздники

6. Разные Темы.