Сегодня:

18 ноября 2017 г.
( 5 ноября ст.ст.)
суббота.

Патриарх Тихон.

Седмица 24-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы , архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона , патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Ряд.: 2 Кор., 191 зач., XI, 1-6. Лк., 40 зач., IX, 1-6.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Пятница

Протоиерей Александр Шаргунов

…Но виноградари сказали друг другу: это наследник…

Мк., 53 зач., 12:1-12

Эта яркая притча в немногих словах раскрывает судьбу богоизбранного народа. Виноградник, который насадил «некоторый человек», есть Израиль — «Возлюбленный виноградник», как читаем мы у пророка Исаии (Ис. 5, 1). А Господин виноградника — Сам Бог. Он отдает виноградник делателям — духовным вождям Своего народа. Слуги, которых посылает Бог в виноградник — пророки. Одних из них избивают, других убивают. А Господь снова и снова посылает слуг, чтобы виноградари устыдились и вспомнили о том, что им надлежит делать. И, наконец, Сын, которого Господин виноградника посылает последним, есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос.

Поражает глубина доверия Бога к людям. Хозяин отдает виноградник делателям, а сам удаляется. Он не стоит над этими людьми, как надсмотрщик. И Бог — точно так же. Он дал нам жизнь, дал землю, дал труд на этой земле, а самого Его как будто бы и нет, так что некоторые люди даже говорят, что нет другого хозяина, кроме них самих.

Однако мы знаем, что Хозяин есть, что Бог присутствует среди нас. И единственная наша задача — полностью довериться Тому, Кто все содержит в Своих руках. Но, с другой стороны, мы должны трудиться так, как если бы все, что происходит на земле, зависело от каждого из нас.

Мы видим, как наш Господь долготерпелив и многомилостив. Он снова и снова посылает Своих слуг — одного за другим — несмотря на их отвержение. Он не наказывает немедленным гневом тех, кто предает Его вестников поруганию, избиению и даже смерти. Бог долготерпелив к нашим грехам. Он еще и еще раз дает нам возможность отозваться на Его призыв. Но все-таки притча заканчивается суровым приговором. Господин отнимает виноградник у недостойных делателей и отдает его другим.

Самое страшное заключается в том, что люди, к которым был послан Сын Господина виноградника, абсолютно точно знали, что это Сын. Тут нет никакой ошибки или случайного совпадения. Они не сомневаются в Его чудесах, они видят силу Божию, которая действует в Нем. И именно от того, что они знают, что это не лже-мессия, а подлинный Мессия, они ищут Его убить.

Эти люди думают, что появилась реальная возможность убить Бога и стать свободными. Именно такая свобода насаждается сейчас у нас в стране и во всем мире. Человеку внушают, что если он хочет осуществить себя, раскрыть свою природу до конца, то он не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. Люди изгоняют Бога из своей жизни, чтобы Бог не мешал им, оставляя себе дары, полученные от Него. Ради такой свободы и совершилось злодеяние, о котором слышим мы сегодня в Евангелии.

Мы знаем, что это пророчество исполнилось, когда первосвященники, книжники и фарисеи взяли Христа и предали Его на смерть. Но мы должны также знать и то, что оно продолжает раскрываться, как в истории Израильского народа, так и в истории всех народов, которые не приняли Христа. Святой Иоанн Златоуст говорит, что все дары Божии непреложны. Когда богоизбранный народ направляет свои исключительные дары на земное, то может больше всех преуспевать в земном. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в роде своем» (Лк. 16:8). Мы видим, что они хотят осуществить свое земное господство во всем мире, так же, как хотели осуществить свое мессианство — и, завладев всем, и религию, и Бога приспособить под себя.

Сейчас часто можно услышать от проповедников различных сект: «Оставьте вы эту Православную Церковь, идите к нам. У нас гораздо лучше, у нас свободнее относятся к таким-то вещам». Но весь смысл Православия и заключается в том, чтобы сохранить веру в Бога такой, какой она была передана нам. Не предать ни тайн веры, ни заповеди Божии приспособить к желаниям падшего человека.

Слушая притчу, мы думаем, что православные христиане и есть тот самый народ, которому Господь отдаст Свой виноградник, и он принесет стократный плод. Но вот на что обратим внимание. Когда мы, зная Христа, зная тайну Его смерти и Воскресения, причастные Его благодати, не живем по нашей вере, — мы отвергаем Бога. Зная путь Божий, свободно и сознательно избираем свой собственный путь. «Тайна беззакония» совершается на разных уровнях — не только во внешнем мире, но и внутри самой Церкви Христовой.

«Камень, который отвергли строители, — говорит Христос, — тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших». В течение всей истории происходит отвержение Христа. Мы видим попытки уничтожить Его, истребить само Его имя из памяти человеческой. Но всегда Христос — распятый и поруганный — оказывается Господином истории. Он в центре всего, что происходит, Он — Судия и Царь мира.

Притча о злых виноградарях заканчивается историческим эпилогом. «И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли». Иудейские власти хорошо поняли, что это о них говорит Господь. Они не могли не узнать себя в зеркале Его слов. И уже готовы были немедленно приступить к осуществлению того, о чем Он только что сказал. Ничто не могло удержать их — у них не было уважения ко Христу и страха Божия не было пред их очами. Только страх перед народом заставляет их — который раз! — отступить, чтобы приготовиться к новым решительным действиям против Того, Кто им мешает. Они больше не в силах слышать эту проповедь, и потому отходят от Него подальше. Тех, чьи заблуждения не побеждаются очевидностью истины, ничем не убедить. Если Христово Евангелие для кого-то не запах живительный на жизнь, оно будет для него смертоносным запахом на смерть (2Кор. 2:16).

vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка