Сегодня:

19 ноября 2017 г.
( 6 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Варлаам Хутынский.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820). Прп. Луки , эконома Печерского (XIII). Свт. Германа , архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Духовное наследие Оптинского старчества и Россия

Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества. К 200-летию со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского» в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений.


Митрополит Калужский и Боровский Климент


Митрополит Калужский и Боровский Климент

Сердечно приветствую всех участников Рождественских чтений!

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского. Преподобный Амвросий — один из великих Оптинских старцев, оказавших, и я не ошибусь, если скажу оказывающих и сейчас, великое духовное влияние на жизнь людей.

Мудрые наставления Оптинских старцев до сих пор популярны в самых широких кругах православных. В основу их духовного устроения была положена верность святоотеческому преданию и следование ему на протяжении всей жизни.

В свое время Введенская Оптина пустынь осуществила издание переводческих трудов Паисия Величковского, и это не случайно. Ведь «все Оптинские старцы, следуя духовному наследию преподобного Паисия, шли путем трезвения и делания умно-сердечной молитвы, совершаемой в чувствах смирения, сокрушения и покаяния». Труды именно этого святого стали той благотворной основой, на которой выросла и процвела целая школа великих русских старцев.

Первым основателем и вдохновителем непосредственно Оптинского старчества был преподобный Лев Оптинский (1768-1841). Его примеру последовали и все остальные старцы Пустыни, продолжая великое дело духовного совершенствования.

Великий и беспрецедентный в истории нашего отечества подвиг аскетического делания, удивительным образом явленный подвижниками благочестия Оптинской пустыни, имеет самое непосредственное отношение и к нам сегодня. Жизнь прославленных Церковью в лике святых подвижников этой дивной обители является для нас примером подвига и живой веры, оставаясь неким духовным маяком в мире страстей и мятежа духа на поколения вперед.

Чуть более 20 лет назад, когда прекратилось гонение и давление на Церковь, казалось, что мы сможем донести до каждого нашего соотечественника свет Христовой веры, и люди обратятся к Богу. Так и произошло, но только совсем не в тех масштабах, на которые мы возлагали свое чаяние. Почему в наше дни так мало по-настоящему верующих людей, хотя формально с Православием себя идентифицирует подавляющее большинство россиян? Конечно, многое было сделано для растления нашего народа в предыдущие годы ХХ века, когда религия воспринималась как рудимент человеческого сознания.

Сегодня обществу навязаны идеалы, в аксиологическом отношении диаметрально противоположные вечным евангельским истинам. Во главу жизни ныне поставлен не Бог и духовные ценности, а мамона, то есть устремление к обретению земного богатства, временных и страстных угождений плоти. Сам человек, наделенный разумом и свободной волей, по личному и доброму произволению преклонился перед этими ложными ценностями. Но ведь именно об этом предупреждал Господь, говоря, что нельзя служить двум господам — Богу и мамоне (Мф. 6:24). Служение Богу, в свою очередь, невозможно без молитвы, без постоянной связи души с Богом.

Возникает вполне последовательный вопрос: как же тогда помочь тем, кто встал на ложный путь? Этим вопросом Церковь Христова была обеспокоена во все времена и всегда предлагала через своих избранников на него ответ. Поэтому особо значимым для нас является духовный опыт Оптинских старцев, которые жили по времени недавно, практически в наши дни.

Основу их подвига составляла молитва, такое молитвенное делание, которое в то время имело широкое распространение в среде афонских подвижников и которое в наши монастыри принесли ученики преподобного Паисия Величковского. Люди видели в Оптинских старцах пример правильной (праведной) жизни и результаты действия молитвы на человека. Причем многие их современники испытали это благодатное воздействие на себе. Каждый приходящий не мог не заметить духовных дарований Оптинских старцев, обильно даруемых Богом. Духовные дары человек не обретает без молитвы. Ибо молитва – духовный родник, который исполняет жизнь души. Что будет с рекой, если ее родники высохнут? Река перестанет быть рекой. Так и человек, если его источник духовной жизни высохнет, он утратит дар молитвы, он перестанет быть человеком-носителем образа Божия. И это катастрофа не только для человека, но и для окружающего его общества. Вот поэтому Оптинские старцы большое внимание уделяли молитве, они не только сами ей жили, но призывали жить молитвой каждого, кто к ним обращался.

Благодаря подвигу молитвы старцы превращали немощные сосуды в обители Духа Святого, и через старца человеку нередко открывалась воля Божия, указывающая на спасительный путь из, казалось бы, безвыходных положений. Но вместе с тем на человека, приходящего к старцу за помощью, изливались и обильные дары духовные, и каждый приходящий в Оптину ощущал это на себе.

В Оптину к старцам приходили представители всех сословий — от крестьянина до князя и всех возрастных категорий — от детей до убеленных сединами старцев. Здесь особо следует отметить влияние Оптиной пустыни на культурную среду в XIX веке. Мы прекрасно знаем, какое большое воздействие она оказала на братьев Киреевских, Достоевского и Гоголя, преобразив, если можно так выразиться, их внутренний мир, что, безусловно, нашло отражение в творчестве этих великих писателей.

Почему народ шел за советом, за помощью в монастырь к монахам, а не к приходским священникам? Ведь и сегодня существует подобное явление, когда человек в жизненно важных вопросах решает довериться старцу, а не местному священнослужителю. Они видели в них молитвенников, людей, которые с любовью принимали приходящих, целью жизни которых было помощь людям в решении их духовных проблем. На это указывал преподобный Лев Оптинский в своем ответе на укор одного священника, что монахи занимаются не своим делом, исповедуя его прихожан. Он писал:

Что же, о. И., и правда; это бы ваше дело. А скажите-ка, как вы их исповедуете? Два-три слова спросите, вот и вся исповедь. Но вы бы вошли в их положение, вникнули бы в их обстоятельства, разобрали бы, что у них на душе, подали бы им полезный совет, утешили бы их в горе. Делаете ли вы это? Конечно, вам некогда с ними заниматься. Ну, а если мы не будем их принимать, куда же они, бедные, пойдут со своим горем?

Именно так поступали все Оптинские старцы. Преподобного Льва Оптинского, к примеру, почитали «пуще отца родного» и говорили: «Мы без него были бы, почитай, сироты круглые».


Сейчас мы нередко слышим вопрос, когда вновь появятся старцы.

Как нельзя войти в реку дважды, так невозможно создать вторую Оптину пустынь, подобную времени преподобного Амвросия. Той, такой Оптины уже не будет, как не было прежде. Однако, вне всяких сомнений, Господь силен воздвигнуть новых подвижников, подобных оптинским, валаамским или афонским. И духовный подвиг их может быть иной, о котором мы не знаем и не догадываемся. Но одно можем сказать: их подвиг будет, так же, как подвиг Оптинских старцев, основываться на вере в Бога, любви к человеку и желании помочь ему в его нуждах и, конечно, на молитве. Где нет духа молитвы, там и нет праведности.

Тем не менее хотелось бы, чтобы богатое духовное оптинское наследие, зафиксированное в сохранившихся до наших дней письменных трудах, не осталось не замеченным нашими современниками. Ведь большинство злободневных вопросов прошлого и позапрошлого столетий и в наши дни не потеряло актуальность. Преподобный Макарий Оптинский в ответном письме, так отобразил состояние общества в XIX веке:

Вы очень правильно выразились в первых ваших письмах, что дух наших мнимо-образованных соотечественников согласен с европейскими мнениями и нравами: то будет ли им любима наша матушка святая Русь? Дай Бог, чтобы восторжествовало Православие! Вкоренившаяся до безумия безмерная роскошь и утонченность во всем, которые нахлынули к нам вместе с учителями западными: модами, поварами, гастрономами, кондитерами и магазинами их; всякий старается подражать в этом богатому, а чтобы успевать в этом, надобно изобретать средства недозволенные… Мы не сильны сами собою исцелить сии язвы, но надобно просить у Господа помощи… Запад сильно вооружается на Православие.

Очевидно, что и сегодня дела обстоят точно так же.

Бесспорно, что популяризация духовного наследия Оптинских старцев может принести немало пользы для человека в наше время и не только в России. От нас требуется не только качественно исследовать, изучить и изложить в доступной и понятной для каждого читателя форме весь тот богатый духовный опыт, который был накоплен десятилетиями в стенах древней Оптиной пустыни, но и эмпирически самой своей жизнью воплотить те высокие зиждимые на умном молитвенном делании идеалы, которым нас научили преподобные Оптинские старцы. Важно, чтобы дух Оптиной пустыни был в нашей душе, чтобы мы сделались приемниками наследия великих Оптинских старцев. Их молитвами да поможет и нам милостивый Господь стать последователями их трудов.





Источник: Официальный сайт Московского Патриархата