Сегодня:

18 ноября 2018 г.
( 5 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Свт. Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси.

Неделя 25-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы , архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона , патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).


Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. - Еф., 224 зач., IV, 1-6. Лк., 39 зач., VIII, 41-56. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя о мытаре и фарисее

Протоиерей Г.С. Дебольский


Фарисейски кто живет: Церкви далече бывает,
Христос бо внутрь, о смиреннии, приемлемый.

(Стихи на синаксарь недели о мытаре и фарисее)


nt013-1m

Великопостная Триодь и недели приготовительные к Великому посту начинаются неделею о Мытаре и Фарисее. Так называется первая приготовительная к Четыредесятнице неделя по Евангельской притче о Мытаре и Фарисее, которая в эту неделю читается на литургии в Евангелии (Лк. 18:10-14). Эта неделя посвященна Церковью назидательному для нас с древних времен воспоминанию о мытаре и фарисее. В писаниях отцев Церкви 4 и 5 века — св. Иоанна Златоустаго, Кирилла Александрийского, Астерия Амасийского мы находим беседы на неделю о Мытаре и Фарисее. В слове св. Иоанна Златоустаго о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчею о Мытаре и Фарисее. О беседе Астерия, жившего в начале 5 века, писатели Церкви именно свидетельствуют, что она говорена была в неделю о Мытаре и Фарисее. В 9 веке Георгий, митрополит Никодемийский, написал канон на неделю о Мытаре и Фарисее, ныне поемый Церковью в эту неделю.

Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту; хвалились знанием и исполнением закона устнаго, который по словам их, дан был Моисею вместе с писанием; отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием вся же дела своя творили, да видими будут пред человеки (Мф. 23:5); и посему от многих были почитаемы добродетельными и праведниками, и по видимой святости жили отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали много притеснений и неправд, а потому все почитали их грешниками и неправедными.

Как пред начатием брани обыкновенно вооружают и приготовляют воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так Православная Церковь, приближаясь к Великому посту, приготовляет нас, своих духовных воинов, к наступающей духовной брани во дни св. Четыредесятницы. Первым условием для добродетели считая покаяние и смирение, а главным источником греха и припятствием к добродетели гордость (Быт. 3:5), Церковь в первую приготовительную к Великому посту неделю предлагает для нашего назидания притчу о Мытаре и Фарисее, которые оба молились Богу, но мытарь — смиренный сборщик податей — сниде оправдан в дом свой паче фарисея — гордаго законника. Примером фарисея и мытаря Церковь внушает готовящимся к подвигам поста, молитвы, покаяния и причащения, что исполнением закона и своей праведностью надмеваться и хвалиться не должно, но при исполнении закона — являть смирение пред Богом и ближними. Молитва, пост и другие добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими омрачает их и не приобретает оправдания ими, потому что он любуется собою, пристрастно и несправедливо похищает себе похвалу, которую произносить нашим трудам есть долг не служащих и трудящихся, но дело Бога и ближних, начальствующих над нами. Не хваляй бо себе сей искусен (достоин), но егоже Бог восхвалит (2Кор. 10:18). Кроме пристрастия и несправедливости, в превозношении заключается неведение и заблуждение. Кто любуется и хвалится своими делами, тот неведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божией не можем исполнить всего закона и следовательно сделаться правыми пред Богом, и само исполнение есть не заслуга, а только долг наш (Лк. 17:10). Так гордость слагается из пристрастия к себе, неведения и заблуждения.

Но благословенным и благонадежным против гордости фарисейской орудием служит мытарево смирение или смиреномудрие, ничего высокого неусвояющее своим силам и подвигам. Такое смирение есть основание христианского благочестия и оправдания нашего пред Богом, потому что первый грех произошел от горделиваго желания быть яко бози ведяще доброе и лукавое (Быт. 3:5). Желая возвыситься, человек пал. Чтобы возстать, надо смириться и взяться за помощь, Богом указуемую (2Кор. 12:9-19). Если безгрешный и совершеннийший первенец человечества пал превозношением, сколько же опасно и несвойственно возноситься падшему! Богатый лишился превозношением: сколько же бедному надобно смиряться, чтобы покрыть свои недостатки! Почто гордится земля и пепел (Сир. 10:9)! Для истинных подвигов христианскаго благочестия надобно соединять с наружно - добрыми делами фарисея внутреннее смирение мытарево, - дела перваго с смиреномудрием второго.

Чтением Апостола в неделю о Мытаре и Фарисее Церковь поучает нас терпению, какое особенно прилично подвижникам (2Тим. 3:10-15).

Сообразно цели приготовления нашего к смиренным подвигам поста и покаяния, Церковь в неделю о Мытаре и Фарисее начинает петь трогательные песни: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», и проч. «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехами и в лености все житие мое иждих» и проч. «Множества содеяных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго» и проч.

vn001

Источник: Протоиерей Г.С. Дебольский. «Дни Богослужения Православной Церкви» : В 2-х т.
— Изд-во «Отчий дом», 1996.


См. также: