Сегодня:

19 ноября 2017 г.
( 6 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Варлаам Хутынский.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820). Прп. Луки , эконома Печерского (XIII). Свт. Германа , архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово ко дню Вселенской родительской субботы

6 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Протоиерей Артемий Владимиров


h009m

Есть в нашей жизни такие дни, когда мы без колебаний откладываем самые срочные и требующие безотлагательного решения дела, чтобы направить стопы в храм Божий. Это дни поминовения усопших, «скончавшихся во Христе отец и братии наших».

Тем, кому хотя бы единожды приходилось участвовать в храмовых заупокойных богослужениях — родитель­ских субботах — нетрудно припомнить, каким глубоким покоем, миром и отрадой они насыщены. Как будто небо раскры­вается над головой, когда народ, заполнивший храм, с горящими свечами в руках, едиными устами и сердцем выдыхает молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!…». В эти священные минуты такой осязаемой и зримой является связь живых и мертвых, а лучше сказать, живущих и тех, кто уже завершил свой подвиг и ушёл за грань земного бытия. Воскресший из мертвых Господь Иисус Христос в Своих руках держит златые нити наших жизней. В Нём мы обретаем полноту бытия и самоё безсмертие! Верующий в Него не умирает… Верующий в Него, если и умрёт, то оживёт… Вот почему Вселенская родительская суббота, день накануне воскресения сырной седмицы или, по-русски — масленицы, дышит жизнью вечной и приобщает ей всех, кто с искренней и сердечной молитвой входит в храм с намерением помянуть своих усопших сродников.

Поставив горящую свечу перед Распятием на канон, небольшой латунный столик со множеством лунок для поминальных свечей, устреми свой взор на пригвождённого ко древу Спасителя, широко раскинутыми на кресте дланями обнимающего вселенную. Внимательно прислушайся к молитвам и песнопениям заупокойной службы, которая обращает и возводит нашу мысль к загробному мiру, к вечности... Перед твоим взором пронесутся века и тысячелетия, от Адама до наших дней, каждый из которых похищает тысячи жизней, срезая их, словно незрелые колосья...

За кого же молится Мать-Церковь в эти святые дни, приуготовляющие нас к поприщу Великого поста? За всех отцов, братии и сестер наших, в благочестии поживших и скончавшихся с верой и надеждой воскресения! А ведь не всякий христианин сподобляется тихой и мирной кончины, удостаивается благодатного напутствия — Причащения Святых Животворящих Тайн Христовых... По неведомым, непостижимым судьбам Божиим, которые откроются нам лишь на Страшном Судище Христовом, иные скончались внезапной смертью. Одни погибли от человеческого насилия и злобы, другие были исхищены из жизни вследствие природных катаклизмов и грозных действий разрушительных стихий. Единый Бог, ведающий дела и сердца людские, знает мысли и намерения каждого из Своих созданий; Он, только Он, человеколюбивый Спаситель и Праведный Судия, определяет год, день и час нашей кончины; Ему открыты все мельчайшие обстоятельства нашего последнего, смертного часа…

Обозревая духом безконечные земные просторы, равнины и горы, долины и ущелья, моря и реки, мы как бы видим тела усопших, словно семена, рассеянные по всему лицу вселенной. Распавшись на составные элементы, смешавшись с земными стихиями, они в известный Единому Богу час будут собраны безконечной силой Создателя и восстанут, воскреснут, чтобы вместить в себя безсмертные души, хранимые в деснице Божией. «Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века!». А покуда, в ожидании апокалиптического обновления пира, будем, повинуясь голосу совести и внушению Божией благодати, собираться в нарочитые, Церковью установленные святые дни, чтобы вступать в молитвенное общение любви с нашими близкими, перешедшими в вечность и ожидающими от нас сердечных молитв и поминовения.

Читатель! Пойми и уразумей в этом древнем обычае не внешне понятый долг, не обязанность, исполняемую из верности традиции, но свою насущную сердечную потребность! Истинная любовь не может не думать о ближнем. Мысль, память о нём не может не вылиться в молитву, которая, бережно обымая имя любимого, полагает его к стопам Господа Иисуса Христа, Победителя смерти, Первенца из мертвых, проложившего путь к всеобщему воскресению…

И быть не может, чтобы сродники наши, пребывая в ином, лучшем мiре, не отозвались на наши немощные, но искренние молитвенные потуги. «Сердце сердцу весть подаёт»! Мы уйдём из храма в тот день осенёнными и окрылёнными, умиротворёнными и примирёнными. Уйдём, проникнутые совершенной верой, что близкие приняли, поняли и простили нас за недостаток внимания, любви и деятельного служения им в жизни земной, которую, к сожалению, вернуть уже невозможно…

vn001

Источник: «Русский дом», №2, 2010.

См. также: