Сегодня:

24 мая 2019 г.
( 11 мая ст.ст.)
пятница.

Равноапостольные Мефодий и Кирилл.

Седмица 4-я по Пасхе.
Глас 3.

Разрешается рыба.

Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Деян., 27 зач., X, 44 - XI, 10. Ин., 30 зач., VIII, 21-30. Равноапп.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14-19.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Сретение Господне — Праздник Света

Протоиерей Александр Шаргунов

ic052-1m

Праздник Сретения Господня заключает в себе все другие праздники Церкви. Вся история спасения содержится в этой встрече в Иерусалимском Храме. Пророки возвещали, что Мессия войдёт в Храм. И мы слышим на всенощной праздника в паремиях, что этот приход Его будет страшным. Бог войдёт в Свой храм как Тот, Кто — Огонь, к Которому невозможно прикоснуться, как ослепительный Свет, невыносимый для нашего зрения. И вот Мессия входит в Храм. Он — Первосвященник, и Он — Младенец. Это непостижимо, и это значит, что самое великое совершится в чрезвычайной простоте, в кротости и смирении.

Мы должны пережить этот праздник вместе с Божией Матерью. Вместе с Ней войти в Храм и принять от Неё Христа. Это страшно и дерзновенно. Мы знаем из Писания, что войти в Иерусалимский Храм было непросто. Там были различные дворы, а внутри Храма — различные помещения. Последнее из этих помещений было пустым. Но это было место встречи с Богом, куда только первосвященник мог войти раз в году. Одежда первосвященника была окаймлена маленькими колокольчиками, потому что, если он входил во Святое Святых недостаточно очищенным, он мог умереть в этом месте Храма, где Бог общается с человеком. Если звона колокольчиков больше не было слышно, тянули за веревку, привязанную к ноге первосвященника, чтобы вытащить его тело.

И вот Младенец входит в Храм, чтобы открыть доступ к Богу, чтобы Бог стал зримым для нас. Бог открывает Своё имя: Он — Свет. И старец Симеон, движимый Духом Святым, Который есть Огонь и Который есть Свет, с лицом, исполненным света, в ожидании полноты света, берёт на руки Младенца и видит, что это Тот, Кто просветит все народы. Не забудем, что это значит. Все народы были погружены в ночь, и язычники приносили своих детей в жертву идолам. Страшно думать, что эта ночь свирепствует и в сегодняшнем мире. Но вот Младенец становится Светом во откровение языков и славой Израиля. И старец Симеон узнаёт Младенца. Точно так же и пророчица Анна, как и он, исполненная Святого Духа. Этот праздник Света — праздник трепета жизни, трепета радости. Но эта жизнь должна отдать себя до конца. Этот свет радостен, но он также скорбен.

Всем крещёным и помазанным святым миром дан Дух Святой. Но как мы приняли Его? Загорелся ли Он в нашей жизни как небесный огонь, как свет, который не отступит от нас никогда, — как любовь? Бог есть любовь, Бог есть свет, Бог есть тепло (как не вспомнить нам беседу преподобного Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым на зимней русской поляне). Праздник Сретения, праздник встречи Бога с человеком — праздник Света, праздник очищения. Он возвещает, что Свет будет расти в мире.

Мы приняли Богомладенца Христа в Его Рождестве. И в Рождественскую ночь мы увидели Бога. «Люди, седящие во тьме видели свет велий». И этот Свет — Солнце, восходящее над миром, — растёт, и мы должны дать этому Свету расти в нас, чтобы Бог жил в нас, чтобы воды крещения стали огнём. Вначале вода превращается в вино — как на браке в Кане Галилейской. Человек нуждается в этом вине, в этой радости. Брачный пир не может длиться во все дни, но наша жизнь в Боге — постоянный брак Агнца, непрестанный праздник. И вода крещения превращается в вино, которое веселит благодатью. Потому что оно — выражение любви. И вино становится Кровью Господней во время Трапезы высшей Любви. Эта Кровь, проливаемая на Кресте, превращается в огонь Пятидесятницы, в свет, в опьянение благодатью, которое непреходяще.

a269m

Ныне Свет входит во мрак храма, в этот праздник. И человек встречается с Богом. Свет — это жизнь. Если не будет солнца, жизнь прекратится. Есть солнечный свет, который питает и греет нас. Но мы знаем, что мы призваны к большему, что мы нуждаемся в другом свете, во внутреннем Солнце. Это Солнце является нам смиренно и кротко, чтобы мы не обожглись Им — как иудеи, которые прикоснулись к Ковчегу Завета и были опалены присутствием Бога, заключённым в нём. Мы должны искать это Солнце, нам надо идти туда, где даётся благодать, подлинная жизнь, любовь. Мы должны искать Его во все наши дни — этот Свет, изменяющий, преображающий нас. Мы должны искать его всюду, где он находится: в Слове Божием, в причастии Тела и Крови Христовых, в молитве. Мы должны искать его в делах Христовой любви. Всякое дело неложной любви, которое мы совершаем, содержит Свет Христов, восходящий в наших сердцах даром крещения. И этот Свет уготовляет нас к ещё большей отдаче себя — по дару Христа.

Первые христиане говорили: «Отдай кровь и приими Дух». К этому зовёт нас сегодняшний праздник. К тому, чтобы мы открылись этому Свету. Всякий раз, когда кто-то всецело предаёт себя Богу, происходит воспламенение любви. И это пламя передаётся другим. В этом — смысл мученичества. Мученики — семя христиан. Отдавая свою кровь — свою жизнь, свою любовь — Богу и людям, они узнают чудо превращения крови в свет, в тепло, в жизнь. Это наша Пасха, которая становится Пятидесятницей вследствие принесения Себя Господом на Кресте любви.

Святые отцы говорят: «Нельзя никому открыть тайн веры, ищущий встречи с Богом должен открыться им». Свет зажигают не для того, чтобы хранить его под спудом, — он должен расти. Мы должны стать светом. Мы призваны к преображению. И всё, что мы не можем совершить, — будем испрашивать у Божией Матери, Которая есть первая Дарохранительница. Ей вручаем мы наши судьбы — Той, Которой душу прошло оружие в час спасения всех людей. Наша молитва сегодня об одном — чтобы мы могли Её даром встретить Христа, научаясь отдавать себя Богу и людям. Наша жизнь не имеет никакого смысла, кроме отдачи себя, когда мы сподобляемся стать в полноте причастными свету и жизни Господней.

vn001

Источник: «Русский дом», №2, 2012.

См. также: