Сегодня:

20 июня 2018 г.
( 7 июня ст.ст.)
среда.

Собор Ивановских святых.

Седмица 4-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Сщмч. Феодота Анкирского (303). Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999) Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы , Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (IV). Собор святых Ивановской митрополии . Сщмч. Андроника , архиеп. Пермского (1918). Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра (1918). Сщмч. Петра пресвитеров (1919).


Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Понедельник

Седмица 1-я Великого поста

Чистый понедельник

Протоиерей Александр Шаргунов

p077m

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

   Вчера вечером чином прощения мы вступили в Великий пост. Смысл Поста в том, чтобы мы простили друг друга и получили прощение от Бога, вступая в Его Пасху. Все наши покаянные молитвы ведут нас к этой тайне. И каждое богослужение, как в первый вечер Поста, будет завершаться коленопреклоненным испрашиванием прощения друг у друга, предваряемым молитвой ко Господу, к Божией Матери и всем святым, которые научились самому главному, что заповедует Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

Прощение гордых невыносимо. Не потому ли, что в прощении Бога нет высокомерно-снисходительного к нам отношения, и оно поистине освобождает? Если бы Бог не был смиренен, Его прощение вызывало бы у нас подозрение: может быть, лучше совсем отказаться от такого прощения, чем принять его? Смирениевсегда условие подлинности. Сомневаться в том, что Бог, дающий благодать, смиренен, значит сомневаться, что мы на самом деле благодарим Его. Благодарение имеет цену только тогда, когда оно приносится за совершенно незаслуженный нами дар. Без этого истинные отношения между Богом и человеком невозможны. И точно так же между людьми. Ибо если общее наше сыновство Богу поражено в корне, то и наше братство. Люди не могут жить вместе, если не прощают друг друга, будучи тем, что они есть.

Святые отцы говорят, что при прощении Богу требуется большая сила, чем при творении. Вернее, сила прощения Бога сокрыта внутри Его силы творения. Это как бы сверхсила для нашего воссоздания, для нового творения. В этом удвоении любви — избыточествующая жизнь Самого Бога. Бог вступает в мир, созданных Им свободных личностей, и восстанавливает в них силу, которую они употребили вместо созидания для разрушения. Эта тайна — в Троичной Жертве, она — в Агнце Божием, закланном прежде создания мира. Превечное Слово прежде всех век запечатлевает очертанием Креста все творение. Прощение существенно присутствует в Боге как совершенство дара. Восстанавливая в нас подлинную свободу, Он являет любовь еще более смиренную, чем в самом начале. Никакого нависания над нами, ни малейшего следа той мнимой высоты, которая может присутствовать в нашем человеческом прощении ближнего, скрывающем некий подсчет своих добродетелей или презрение другого. Богу чужда такого рода дружба, которую поэт определяет как «покровительства позор». Дружба, все обесценивающая, сопровождаемая покровительством или снисхождением, дружба, которая даже в самом сокровенном общении дает почувствовать, что любимый не ровня любящему. Здесь следовало бы сказать обо всем, что не является христианским прощением. Упомянуть все виды ложного человеческого прощения — раздражающие, усыпляющие или унижающие, в зависимости от обстоятельств, удовольствие увидеть себя выше обидчика, отказавшись от мести, тонкий эгоизм, житейский расчет, воображательный идеализм, со всеми нюансами злопамятства. Прощение Бога это действие — смерть Иисуса Христа. Это действие говорит, каков его Совершитель.

Сознание мною моего недостоинства столь глубоко, что прощение более необходимо мне, чем хлеб на каждый день. Оставаясь один на один с собой, я испытываю отвращение к тому, что я есть. Как сказал поэт: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю». Вступая в общение с Богом, бесконечно более смиренным, чем я, я начинаю понимать, что каждая минута моей жизни должна стать восхождением к Дару Творца, и эта человеческая задача не имеет предела. Аминь.

vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.