Сегодня:

17 октября 2018 г.
( 4 октября ст.ст.)
среда.

Святитель Иерофей.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Сщмч. Иерофея , еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия , архиеп. Казанского, и Варсонофия , еп. Тверского (1595). Собор Казанских Святых . Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Пятница

Седмица 1-я Великого поста

Литургия Преждеосвященных Даров

Протоиерей Александр Шаргунов

p077m

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.


Поздравляем всех с завершением первой седмицы Великого поста. Завтра у нас великий праздник, продолжение сегодняшнего праздника — первая суббота Великого поста, когда вся Церковь причащается Святых Христовых Таин. А также память великомученика Феодора Тирона, дающего нам образ поста. Великомученик Феодор Тирон принял страдание за Господа, и радость Церкви, приобщающейся его радости, определяет смысл нашего Поста.

Сегодня мы вспоминаем событие, которое свидетельствует о том, что Небесная Церковь участвует в жизни Церкви земной. Когда враг замышляет на нас зло, Господь посылает нам на помощь Своих святых угодников, как послал некогда великомученика Феодора Тирона, чтобы тот предупредил Церковь о кознях нечестивого Юлиана Отступника, намеревавшегося осквернить христианский пост кроплением идоложертвенной кровью всех продуктов питания на рынке.

Завершилась эта седмица, и жалко с ней расставаться. Помню, как один молодой человек, побывавший в первый раз на службе первой седмицы Великого поста, с изумлением спрашивал: «Почему же Церковь не совершает такие службы в течение всего Поста? И вообще в течение всего года?» Нам открывается здесь удивительная глубина Великого покаянного канона, красота церковных песнопений. Но Церковь напоминает нам слово апостола Павла, что смысл нашей жизни и смысл всех наших духовных подвигов заключается в том, чтобы мы принесли себя в жертву благоугодную Господу. Это значит, что не красота пения и не красота богослужений все определяет. Наша жизнь не может быть благоугодной Богу, не может быть приятной Ему жертвой, если мы не научимся исполнять волю Божию, не научимся единственной заповеди — о любви к Богу и к человеку. И вся красота богослужений будет пустой, лишенной всякого смысла.

Об этом с первых дней Поста возвещает нам Церковь через ветхозаветных пророков. Вот слова пророка Осии: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6) А пророк Исаия грозно выносит суд: «Праздники ваши ненавидит душа моя, — это он о богослужениях говорит, — они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим» (Ис. 1:17-18). До скончания века звучат эти слова. Господь говорит нам, что наша каждодневная жизнь должна стать жизнью по истине, иначе богослужение будет театром. Так сказал один из древних отцов: «Мы будем играть комедию богослужений, если наша жизнь не будет жизнью по истине и правде каждый день». Господь напоминает нам, что красота богослужений запечатлена Его Крестом, Его Божественной истиной, Его правдой.

Жизнь всех святых запечатлена Крестом. Мы слышим в службе великомученику Феодору Тирону, что он как сладкий хлеб принес себя Пресвятой Троице, когда был предан страданиям в огне. И это есть тайна нашего причастия в течение Поста. Мы все время напоминаем, что смысл Великого поста не в воздержании, а во вкушении того, что благ Господь. Мы вкушаем Хлеб Небесный, и это означает, что мы сами должны принести свою жизнь, свое тело и душу Господу как жертву благоприятную.

Речь не идет о том, что Господу не угодны наши богослужения и красота наших песнопений. Он любит наши богослужения, Он хочет, чтобы они совершались каждый день. Он благословляет тех, кто каждый день или столько, сколько может вместить и столько, сколько жизнь ему позволяет по Промыслу Божию, приходит в храм, потому что это особенное место Его присутствия и встречи с нами. Но Господь хочет, чтобы мы не фальшивили в пении в самом главном смысле, чтобы в каждом слове, которое мы произносим, была правда. Он хочет только одного — чтобы исходя из храма, мы продолжали путь вместе с Ним, в течение всего Поста и в течение всей нашей жизни. Чтобы все, что Христово — Его чистота, Его смирение, Его любовь, Его жертвенность, Его Крест, Слава Его Воскресения, — принадлежало нам. Аминь.

vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.