Сегодня:

22 марта 2019 г.
( 9 марта ст.ст.)
пятница.

Сорок мучеников Севастийских.

Седмица 2-я Великого поста.
Глас 1.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

40 мучеников , в Севастийском озере мучившихся: Кириона , Кандида , Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдикта), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320). Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия. Сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938). Албазинской иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть" (1666).


Утр. - Лк., 106 зач., XXI, 12-19. На 6-м часе: Ис. VII, 1-14. На веч.: Быт. V, 32 - VI, 8. Притч. VI, 20 - VII, 1. Лит. - Мчч.: Евр., 331 зач., XII, 1-10. Мф., 80 зач., XX, 1-16.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Проповедь на Вознесение Господне

Архимандрит Афанасий (Нечаев)


h002m350

Это праздник небесный. Мы его мало можем и понять. Праздник для ангелов. Они встречают своего Царя в человеческом теле. Церковные песнопения в этот день заполнены ангельскими восклицаниями: «возьмите врата князи ваша» — поднимайте, врата небесные, свои затворы выше, принимайте Царя славы. Ликуйте, ангельские чины, передавайте из рук в руки Победителя смерти на щитах победных «дориносима чинми, Аллилуя».

Господь Бог, создавший вначале бесчисленные сонмы ангельские, оделил их богоподобными свойствами и дал свободу в подчинении Ему. И самый светлый Ангел искусился и в мысли своей вознесся выше Бога, — уничижил Его в сердце своем. И в этот самый момент был он низвергнут с неба. Архангел Михаил сразился с Денницей, и Христос увидел, как сатана ниспал с небес, как молния, в преисподнюю (Евангелие от Иоанна). И все воинство ангельское разделилось: одни, так же, как Денница, обратились в демонов, а оставшиеся верными получили милость от Бога навеки остаться Ему верными. Они утвердили навсегда свою волю к добру, а демоны наказаны навсегда пребывать во зле.

p084m

И вот, в день Вознесения, страждущий Христос, только что восставший из гроба, является в небесных обителях. В этот момент ангельские сонмы уже знали, что наивысшая слава и подвиг Сына Божия и есть Его уничижение до креста за спасение рода человеческого. В лице Христа они встречали на небе весь род человеческий, Первенца от него. Они ликовали, что поредевшие после отпадения соратников ряды слуг Божиих восполняются ныне приобщением к небожителям множества от сынов человеческих. И еще более торжествовали они победу над сатаной, который, будучи низвержен с неба на землю, по зависти обольстил первых людей. И еще более восхваляли они дивный Промысел Божий, что Он восприял в Свое общение человеческое естество; что на небе, среди бесплотных обитателей его, появился человек во плоти, Иисус Христос. Много веков уже они созерцали с небес, как человечество мучилось, заключенное в свою плоть, в которой царствовал иной закон, чем закон духа. А теперь плоть снова приобщилась законам духа. Примирено враждующее, восстановлено падшее, залечена тысячелетняя рана всего человечества. И еще более воспевали ангелы Бога за то, что соединено небо с землею и открыт доступ в небо исстрадавшимся сынам человеческим и что теперь ангелы могут непрестанно возносить в небеса все новые души человеческие. Воистину небеса исполнились радости и веселия — и все ангельские силы непрерывно восклицали: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение».

Как радовалась земля в день рождения Христа, в день воплощения Сына Божия, так возрадовалось ныне небо в день «рождения» Христа на небе, в день Его появления в человеческом теле среди бесплотных. Тогда Сын Божий стал Человеком, теперь человек стал богом. Тогда Ангелы удивлялись, видя унижение Сына Божия, теперь они удивляются возвеличению Сына Человеческого. Тогда слава Сына Божия — в несвойственном Ему уничижении, ныне Его слава — в высоте Его положения. Небо и земля, начало и конец, Альфа и Омега — все соединилось. Слава воссияла в унижении, унижение стало славой. Сын Божий унизился, чтобы возвысить человека. Он сошел на землю, чтобы взять на небо человека. А во Христе весь человеческий род обожился, вознесся на высоту и сел во Христе одесную Бога. И все силы небесные радостно восклицали: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение».

 

См. также: