Сегодня:

20 апреля 2018 г.
( 7 апреля ст.ст.)
пятница.

Священномученик Руфин.

Седмица 2-я по Пасхе.
Глас 1.

Разрешается рыба.

Прп. Георгия , исп., митр. Митиленского (после 820). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Даниила Переяславского (1540). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия пресвитера (1933). Прмц. Евдокии (1939).


Деян., 13 зач., V, 1-11. Ин., 17 зач., V, 30 - VI, 2.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Место Афона в пространственно-временной и духовной системе мировых координат

Олег Зиньковский


af005m

Афон – полуостров длиной более 50 километров, шириной около 10. Он отделен от греческой местности Халкидики полоской суши, по которой идет административная граница.

Таково положение дел в видимой реальности. Но все насельники Афона, все монахи и послушники в один голос именуют его «островом». Один мой знакомый афонит идет еще дальше и называет внешнюю Грецию, начиная с портового Уранополиса – «материк».

Это не связано с географией. Это связано с мироощущением. Или – как теперь принято говорить – с самоидентификацией обитателей Афона. Они полагают себя островитянами. И ясно почему. Есть такой общеизвестный кондак на поминовение усопших. А в нем слова – «житейское море, воздвизаемое зря».

Вот это самое море, море мирских страстей и  искушений, нравов и законов, омывает Афон. Летят брызги, волны подмывают скалы. Но остров стоит. Монахи молятся Богу за спасение себя и спасение мира, наблюдая за бурей со своего острова. Как некогда зорко следили с пиргов – сторожевых башен – за появлением вдали кораблей. В средние века эти корабли чаще всего несли несчастье. Пиратов или иных злодеев на борту.

Сейчас, похоже, монахи не обязательно видят в окружающем мире угрозу. Все они пришли оттуда. У всех там близкие. Потому мир скорее жалеют. В любом случае рассматривают его как нечто иное, инакое, иноположенное. Может быть, пройденное, уже преодоленное на их пути к Богу. Может быть, просто оставшееся за порогом. На карте афонитов Св.Гора это центр земли, «земной удел Богородицы», что для них по сути одно и то же. А мирская жизнь – преддверие этого удела, расположенное не поблизости, а где-то очень далеко.

Итак, есть два Афона, видимый и невидимый, внешний и сокровенный. На горизонтали географических координат Афон – полуостров в греческом регионе Македония. На духовном плане – центральная точка мирового пространства, остров молитвы и покоя, омываемый бурным морем искушений и страстей.

А что же вертикаль? В ощущаемой реальности все ясно. Изрезанный средиземноморский ландшафт венчает вознесшаяся посреди него вершина. Она точно измерена. Ее высота 2033 метра.

Но греки называют весь Афон, все его 20 монастырей, сотни скитов и келий «святой горой», Agios Oros. Человека случайного это может запутать. Ведь горный пик – лишь часть того, что физически является Афоном, его символ, который олицетворяет целое, но не может его исчерпать.

af002mПлощадь Афона более 300 квадратных километров. Вершин в окрестностях много. Монастыри и скиты расположены не на самой Афонской горе, а по соседству. Гора же безлюдна. Там стоит церковь Преображения. Считается, что хотя бы раз каждый житель Афона и каждый паломник должен подняться наверх к этой церкви, к пику, откуда ближе всего до небес. «Кажется, что один шаг – и в раю», сказал мне послушник из монастыря св.Пантелеймона.

И это уже другая система координат, незримая. На ней Афон, действительно, не только остров, но и гора. А также – как еще говорят монахи – лестница, «лествица» по-церковнославянски. По этой горе, по этим ступеням подымаются всю жизнь. Иногда падают. Фрески с монахами, которые карабкаются в рай, украшают почти каждый местный храм.

Итак, на вертикальной оси духовных координат Афон это гора, а точнее место для подъема от житейского моря, омывающего остров Афон, от грешной земли к небу, к свету Христову, к инобытию.

Кроме двух осей пространственных координат, есть еще одна. Ось времени. Часы на Афоне и за пределами его вроде бы идут с одинаковой скоростью, тикают в такт. Но время ощущается и течет по-разному.

Все знают, что афониты измеряют часы, как в Византии. Их день начинается с момента захода солнца и потому опережает наше привычное исчисление – на три часа летом и на пять зимой. Но это скорее внешнее, поверхностное различие. Есть и более глубокое.

Каждому бросается в глаза размеренность, спокойная сдержанность афонского уклада. Монахи говорят об этом так: «Нам спешить некуда. У нас впереди вечность». И впрямь, куда торопиться людям, которые полагают 60, 70 или 80 лет своего земного бытия лишь мимолетной прелюдией к жизни бесконечной?

Эта неспешность кажется свойственной не только жителям Афона, но и самой святой Горе. Время, которое повсюду ускоряется, здесь утекает медленно, почти стоит на месте.

Впервые я оказался на Афоне в 1997 году. В ту пору там не везде было электричество, мобильная связь казалась диковиной. Были далеки и катаклизмы нулевых: нападение на Нью-Йорк, войны в Ираке и Афганистане, рост угрозы исламского терроризма, невиданное обострение межкультурных и межрелигиозных конфликтов. А еще экологические и техногенные катастрофы, аварии и крушения с тысячами жертв, распады государств, глобальный экономический кризис.  Все это за 15 лет! Кажется, сама Земля сейчас крутится быстрее. Никогда еще история так не сжималась. Никогда в единицу времени не происходило так много событий, большей частью тревожных.

А на Афоне все идет своим чередом. Изменения есть, конечно. Гору покрыла сеть грунтовых дорог. Вьючных мулашек заменили джипы и грузовики. В обителях появились горячая вода, современные уборные и даже подключения к интернету.

Не всем новшества по душе. Вдоль уединенной тропы между Ватопедом и Эсфигменом лежат по кустам и откосам аккуратно спиленные столбы электропередач. Спилы старые, уже поросли мхом. Кто-то защищался от прогресса. Но не преуспел. Свет и телефон на Афоне теперь повсеместны.

И все же вся техника, все достижения цивилизации, проникшие на святую Гору,  кажутся средством, а не целью. Используют их, а не они. Монахи затемно идут на службу уже не со свечой, а с фонариком. Но сама служба за века не изменилась ни на слово. Уклад нерушим.

Так и должно быть. Афон это еще и традиция. Форма здесь слита с содержанием. Содержание духовно питает форму, форма охраняет его. Разрыв этой симфонии чреват угрозой. Не только Афону. Всем нам. Среди насельников св.Горы распространено предание о том, что конец Афона означал бы и конец нашего устоявшегося, привычного, видимого мира.

Эсхатологический прогноз тревожен. Но пути Господни сокрыты, и нам не дано предсказать последние времена. Афониты же видят высшую задачу в том, чтобы молиться не только за свое спасение, но и за спасение всех людей. В этой точке разные оси координат совмещаются вновь.

Миру нужна молитва. И он центростремительно ищет источник ее силы, угадывая его на Афоне. Афон же неустанно молится, выражая так свою любовь к Богу и тварям Его. И благодать этой молитвы с центробежной щедростью выплескивается окрест, на мир, на нас, обитающих в нем.

2 июля 2012 года.




Источник: Газета Радонеж



См. также:

Иеромонах Макарий (Макиенко). Русская Лампада на Святой Горе
Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Богословие святого Силуана Афонского