Сегодня:

22 января 2018 г.
( 9 января ст.ст.)
понедельник.

Святитель Филипп, митрополит Московский.

Седмица 34-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа , митр. Московского и всея России чудотворца (1569). Прор. Самея (X до Р.Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (821). Прп.Ионы Киевского (1902). Сщмч. Павла пресвитера (1943).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Православные священнослужители о семейных ценностях



a268-1m

9-10 июля, в Москве, в ходе II Общецерковного съезда по социальному служению Патриарх Кирилл, члены российского правительства и представители 125 епархий обсудят меры поддержки семьи со стороны Церкви и государства.

«Количество разводов, неполных семей, брошенных детей и абортов свидетельствуют о том, что институт семьи в России находится в глубоком кризисе», — констатировал председатель Отдела по благотворительности Московского Патриархата, зам. председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

Между тем, как отмечается в статье Regions.Ru, этот кризис наблюдается не только в России, но и в большинстве стран Европы и Америки. Размывается само понятие семьи: в законодательстве многих стран наряду с собственно браками появились «гражданские партнерства», привычными стали разговоры об «однополых семьях» и т.п. Все больше браков заканчиваются разводами, все больше детей рождается вне брака, все больше детей воспитывают не их собственные родители.

«В чем, на ваш взгляд, причины этого кризиса семьи? Можно ли его преодолеть? Как?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.


p065m150

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами:

Теоретически, конечно, этот кризис можно преодолеть, но практически – вряд ли. Но все равно надо трудиться…

В чем заключается наша миссия? В том, чтобы свидетельствовать об истине, которая прочно забыта всеми европейскими народами — за исключением только немногих церковных людей, которые есть во всех тех странах, которые раньше были христианскими. Сейчас антихристианская пропаганда захватывает все больше и больше умов и сердец. Но если вернуться к вере своих отцов и дедов, то и кризис семьи будет преодолен…

Вера христианская требует подвига. А люди хотят жить комфортно, подвиг им как бы не очень импонирует. Потому что подвиг требует высоких духовных качеств, требует жертвенной любви. А человек не хочет жертвовать, он хочет обладать, что прямо противоположно жертвенной любви. Поэтому и происходит этот кризис…

Люди уже и не хотят регистрировать браки, потому что это ответственность. Не хотят детей рожать, потому что воспитание детей это настоящий подвиг, и само общество плохо относится к многодетным семьям.


p091m150

Протоиерей Александр Макаров, сотрудник ОВЦС:

Любой кризис имеет в первую очередь духовную причину. Это кризис веры.

Причина кризиса семьи в том, что из жизни уходит любовь Христова — любовь в понимании христианства, Евангелия: любовь не берущая, а любовь жертвенная. Сейчас, когда люди создают семью, у них цель прежде всего что-то взять, но не отдать. А апостол ведь говорит, что блаженнее отдавать, нежели брать. Если семья создается ради удовольствия, то нет никакой гарантии, что кто-то может предложить взамен еще большее удовольствие. И вот, допустим, если в первый год существования семьи какие-то материальные или сексуальные цели уже удовлетворены, то на следующий год выбираются уже цели вне семьи и требующие большего удовлетворения. И вот, пожалуйста, семья распадается.

Отсутствует вообще понимание брака, семьи как служения друг другу ради Господа. Вот когда такое понимание вернется в нашу жизнь, в сознание людей, тогда, по-видимому, и кризис будет преодолен. Все прочие попытки типа материнского капитала проблему не решают. Они тоже исходят из того, что люди хотят брать, и брать как можно больше.


p010-1m

Протоиерей Максим Козлов, настоятель Татианинского храма при МГУ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви:

О кризисе семьи говорят уже давно, и не в последние пять-десять лет кризис этот развился. Принципиальным образом он, на мой взгляд, связан с кризисом общерелигиозных ценностей, с тем, что общество не стало во второй половине ХХ столетия в значительной мере реально мотивированным конечными религиозными ценностями.

Дело, конечно, не в достатке или отсутствии оного. Сам по себе материальный достаток, как мы знаем, отнюдь не всегда ведет к укреплению семьи и к рождению детей. Нестабильность браков в благополучных европейских странах является как раз очень высокой — в то время как более традиционные общества в иных случаях свидетельствуют о большей стабильности семьи.

Что может сделать Церковь? Я думаю, что, прежде всего, наиболее действенным с нашей стороны может явиться пример общения в семейной жизни, который могли бы явить православные христиане. Не столько даже побуждение государства к реализации тех или иных законодательных мер, сколько свидетельство жизнью о том, что один мужчина с одной женщиной — на всю жизнь, и дети, которые не отталкиваются от родителей, но любимы и воспитываемы ими на протяжении достаточно долгих лет жизни — это семья, связи в которой не прерываются физическим или географическим расставанием, и такая семья возможна. Душа каждого человека, поскольку она по природе своей — христианка, к этому все-таки будет тянуться. На что и будем надеяться.


p090m150

Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области:

Конечно, нельзя игнорировать и социально-экономический фактор. Но в гораздо большей мере кризис семьи сопряжен с неблагополучным духовно-нравственным состоянием современного общества.

Люди все больше проникаются потребительским отношением к жизни и другим людям. Оно вытесняет, мировоззрение, построенное на традиционной или религиозной системе ценностей. Отношения между людьми строятся на принципах извлечения наибольшей выгоды и безответственности.

Духовно-нравственный климат в обществе также не способствует строительству и укреплению семейных отношений.


p089m150

Иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы:

Первая проблема — это те ледяные осколки внутри наших глаз и сердец, о которых повествует Андерсен в «Снежной королеве».

По меткому замечанию протодиакона Андрея Кураева, в наши дни появление новой семьи сопровождается как минимум двумя космическими катастрофами. Раньше жила Машенька, жил Ванечка. Они были звездочками, вокруг которых вращались мама, папа, бабушки, дедушки, школа, Церковь, институт, государство. А теперь они сами стали планетками, вращающимся вокруг любви, в которой рождаются дети. Культура потребления, культура эгоизма делают почти непреодолимыми эти внутренние барьеры и преграды, отгораживающие людей друг от друга. Потому что они просто разучились любить. Ведь любовь — это жертва, это самоотдача, это способность жить не для себя, а для кого-то, кто важнее даже, чем собственная жизнь», — продолжил священник.

Вторая проблема — это переход от аграрной цивилизации к городской. Еще сто лет назад в каждом сословии были свои культурные сценарии, позволяющие вступить в брак любому желающему. Это и крестьянские, и купеческие традиции. Это и дворянские балы. Двадцатый век это век радикальной ломки этих сценариев. Они исчезли. А благословение Божие — первая валентинка, адресованная человеку: „Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю“ — все равно действует, это инстинкт продолжения рода. И вот на пустом святом месте начинают произрастать разные волчцы. Речь даже не о службах знакомств, а о разных грязных ресурсах, ночных клубах и дискотеках. И теперь уже задача культуры — восполнить эти зияющие пустоты, предложить новые сценарии, как можно найти друг друга, как соприкоснуться. И поэтому паломничества, детские, подростковые, молодежные лагеря, программы по реставрации храмов, социальное служение, когда ребята вместе заботятся о детях, пенсионерах, инвалидах — все это новые формы знакомства, в которых прорастают горизонтальные связи между мальчишками и девчонками, между юношами и девушками. С этим у нас в России не все хорошо. И нам нужно искать новые формы. Линейка предложений очень узка и мала, а спрос колоссален.

Третья проблема — утрата нравственного иммунитета, капитуляция перед агрессивной инфосредой. Человек, не найдя ответа, не найдя возможности раскрыть свой дар, свой талант любви, начинает питаться суррогатами. Сайты, компьютерные игры, телесериалы и проч. и проч. Душа человека жива, она хочет подвигов и любви. Но эти суррогаты искажают его изнутри настолько, что потом если он и находит свою вторую половину, он внутренне уже не способен к любви. Поэтому нужны какие-то меры санации, которые позволили бы нам полностью закрыть все порносайты, особенно с детской порнографией, запретить рекламу абортов. Это те вещи, которые расчеловечивают, превращают нас в существ, далеких не только от человеческого, но и от звериного облика. Нам надо вернуться к самим себе, стать настоящими. На мой взгляд, эти три проблемы — ключевые для России и европейской цивилизации в целом.