Сегодня:

25 апреля 2019 г.
( 12 апреля ст.ст.)
четверг.

Моление о Чаше.

Страстная седмица.

Пища с растительным маслом.

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери
Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Прп. Исаака Сирина в Сполете Италийском (550). Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Прп. Анфусы девы (801). Прп. Афанасии игумении (860). Прмч. Сергия (1938). Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.


Утр. - Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1-39. Лит. - 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12-17.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла

Архиепископ Феофан Полтавский


ic066-1m

Многими скорбьми подобает нам
внити в Царствие Божие

(Деян. 14:22).

Вот что и словом и делом в продолжении всей своей земной жизни непрестанно проповедовали свв. Апостолы и ныне проповедуют нам. Апостолы не говорят: Многими познаниями подобает внити в Царствие. Видно, многие познания полезны, но не совсем необходимы для достижения Царствия Божия. В самом деле: мытарь достиг оправдания, а следовательно и близкой надежды Царствия Божия, не многими познаниями, но многим смирением, не высокими созерцаниями, но очень простою молитвою: «Боже, милостив буди мне грешному!» (Лк. 18:13). Не говорят: многим временем подобает внити в Царствие Божие. Видно, продолжительность времени не есть необходимое условие приближения к Царствию Небесному. В самом деле: разбойник на кресте в несколько часов, а, может быть, в несколько минут, совершил путь от врат адовых до дверей рая. Не говорят: многими трудами и подвигами подобает внити в Царствие Божие, хотя, по слову Самого Иисуса Христа, Царствие Небесное «нудится» (Матф. 11:12). Видно, успех усилий, которыми приобретается Царствие Небесное, не всегда определяется тягостью трудов и числом подвигов. Перстень сына Царствия дан блудному сыну скорее, нежели он окончил труд договорить покаянную речь оскорбленному отцу. Он едва успел изобразить свое недостоинство: «Отче, согреших на небо и пред тобою и уже несмь достоин нарещися сын твой» (Лк. 15:21), а не успел еще принести просьбы, как ему было даровано более, нежели он смел желать и надеяться.

Не многими познаниями, не многим временем, не многими трудами, но, говорят Апостолы, «многими скорбьми подобает нам внити в царствие божие». Что это учение относится не к первенствующим только, преследуемым от иудеев и язычников христианам, но есть всеобщее и обязательное для всех христиан, в этом не трудно удостовериться из наставлений Самого Иисуса Христа. «Аще кто хощет по мне ити,– говорит Он, – да отвержется себе и возьмет крест свой и по мне грядет» (Мк. 8:34). Как ни смягчайте значение этих слов Господних, во всяком случае, ими предрекаются последователю Христову многия скорби. Если ты возьмешь крест и пойдешь за Христом, то куда ты придешь? Очевидно, туда, куда шел взяв крест Он Сам, следовательно, на Голгофу, на страдания, на распятие. Св. Ап. Петр учит: «Христу убо пострадавшему за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся» (1Пет. 4:1). Подлинно, мысль о страдании Христовом за нас одна может быть достаточна для того, чтобы примирить нас со всякою скорбью и страданием ради Христа и Его Царствия. Если Христос, не сотворивший греха, пострадал, можно ли нам, грешным, роптать на страдания? Если Христос пострадал за нас, какая была бы неблагодарность не хотеть принять скорбь ради Его и Его заповеди? Если должно было сообразно с премудростью, праведною и благою судьбою Божиею, «пострадати Христу и внити в славу Свою» (Лк. 24:26), и это нужно было ради нас, как не поверить, что и нам подобает, сообразно с примером нашего Подвигоположника, — многими скорбьми внити в Царствие Божие? Но если кому не достаточно просто верить, а нужно притом удостовериться и рассуждением в потребности скорбей для нашего спасения, то и этот способ наставления имеем мы также в словах Св. Ап. Павла: «Зане пострадавый плотию преста от греха, во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время» (1Пет. 4:1-2). Удивительно это рассуждение Апостола. Оно подает случай к вопросу: неужели человек не может «престать от греха» не пострадав плотию, тогда как он имеет свободу избирать лучшее и сверх того имеет помощь к добру в благодати Божией? Дело, о котором говорит нам Апостол, братие-христиане, он, конечно, лучше нас знает и, как Богопросвещенный Апостол, и, как опытный подвижник, который уже немало шел путем страданий, когда указывал сей путь христианам. И, конечно, его Божественное просвещение, и его страдальческие опыты показали ему причину, по которой христианин должен поставлять себя в готовность к страданиям: «зане пострадавый плотию преста от греха».

В самом деле: грех, который человеком допущен, пробил себе дорогу в его сердце и в его существо. Если он усилиями свободной воли при помощи благодати изгоняет его, по пробитой дороге он силится возвратиться. По следам прежних греховных впечатлений вновь идут страстные и греховные движения, возбуждаемые воспоминаниями и присутствием искушающих предметов и привычкою.

Что же надо делать, дабы решительно освободить себя от греха?

Не только изгнать его, но и пробитую им дорогу заградить, разрушить, истребить. Надобно глубоко взрыть землю сердца, чтобы уничтожить следы греховного услаждения, чтобы истребить глубоко проникшие тонкие корни греха. Надобно с огнем пройти по стезям внутренних чувств, чтобы очистить их от остатков греховных впечатлений. Следовательно, надобны скорби и страдания, дабы «пострадавый плотию престал от греха».

«Многи скорби праведным» (Пс. 33:20), говорит Псалмопевец. «Лишени, скорбяще, озлоблени» (Евр. 11:37) — сими чертами описал Апостол ветхозаветных подвижников веры, не заботясь называть их по имени. Так находил он черты сии общими и обыкновенными! Если бы надлежало изобразить жизнь и новозаветных подвижников веры — Апостолов, мучеников, преподобных, опять годились бы те же черты: «лишени, скорбяще, озлоблени». — Не сими ли же чертами ознаменован образ и вашей жизни, Первоверховнии Апостоли Петре и Павле?

«Хвалимся в скорбех» (Рим. 5:3), говорит о себе Апостол. От нас, может быть, еще рано сего требовать. Исполняется ли в нас, хотя другое, меньшее слово Апостольское: «скорби терпяще, в молитве пребывающе» (Рим. 12:12)? Скорби, которыми по судьбам Божиим посещаемся, приемлем ли с терпением и когда изнемогает терпение, подкрепляем ли его молитвою?

При всех обстоятельствах нашей жизни одно должно быть несомненным для нас: кто не подвергает себя добровольно очистительной работе внутренней, скорби покаяния и самоукорения, внешних скорбей не приемлет с терпением и смирением, тот еще не на пути, который указывает Евангелие к Царствию Божию. «Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие». Аминь.

Произнесено 29 июня 1929 года,
в г. Варна.



vn001

И Аз тебе глаголю: яко ты еси Петр,
и на сем камени созижду Церковь Мою,
и врата адова не одолеют ей

(Мф. 16, 18).

p092m

В сих словах Божественного Основателя Церкви заключается краткое, но весьма глубокое учение о непоколебимости Церкви Христовой до скончания века. Нам необходимо рассмотреть, в чем состоит сия непоколебимость Церкви, на чем она основывается, и каким образом можем сделаться причастниками мы, отдельные члены ее.

На вопрос: каким образом Церковь Христова непоколебима и неразрушима, когда некоторые Церкви очевидно поколебались и разрушились? — Православная Восточная Кафолическая Церковь отвечает: Церковь Христова непоколебима в своем вселенском единстве. Не то это означает, чтобы никакая часть большая или меньшая, не могла отпасть от сего единства, но то, что, несмотря на отпадение иногда некоторых частей, всегда остается единая, святая, соборная и Апостольская Церковь, сохраняющая чистое исповедание веры и учение жизни, неповрежденное Священное Писание и Священное предание, и непрерывное преемство священноначалия и таинств.

Обуславливается сия непоколебимость вселенской Церкви тем, что основана она, по благоволению Отца Небесного чрез Св. Духа Самим Иисусом Христом, Который является и подлинным основанием и главою Церкви. А сия последняя есть тело Его, оживляемое Духом Святым. Апостол Павел пишет: «основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). В сих словах Апостол не только признает Иисуса Христа первоначальным и незыблемым основанием Церкви, но и отрицает возможность другого подобного основания. Посему Ап. Петр, к которому первоначально были обращены Спасителем слова об основании Церкви, не может быть первоначальным основанием Церкви. Он может и должен быть признан лишь вторичным основанием ее, на Христе утвержденном и во Христе только непоколебимом. Да и в сем последнем смысле он является таковым не единично, а наряду с другими апостолами, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф. 2:20), хотя и первым. Так учит о сем св. ап. Павел (Еф. 2:20) и истинность сего понимания подтверждает Тайновидец Иоанн Богослов. Сей последний, описывая представившееся ему в духовном видении величественное здание небесного града Церкви вселенской, свидетельствует, что стена сего града имеяше оснований дванадесять, и на них имен дванадесять Апостолов (Откр. 21:14), а не одного Ап. Петра. Итак первым и главным основанием Церкви является сам Христос Спаситель и этим обусловливается ее непоколебимость.

Отсюда, наконец, становится ясным и то, каким образом соделываемся причастниками непоколебимости Церкви мы, отдельные члены ее.

Церковь непоколебима во Христе потому, что Христос есть не просто человек, а Богочеловек. В Нем человечество ипостасно соединено и, так сказать, помазано Божеством, и чрез сие соединение соделалось непоколебимым; ибо само по себе непоколебимо только Божество. Посему и нам, если хотим сделаться причастниками сей Божественной непоколебимости Основателя Церкви, необходимо с Ним благодатно соединиться. А сие возможно лишь чрез полное в вере и жизни послушание Матери нашей Церкви, которая, по слову Апостола, есть Дом Бога живого и столп и утверждение истины (1Тим. 3:15). «Апостолы, — говорит св. Ириней Лионский, — в церковь, как в сокровищницу, вполне вложили все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни (Против ересей III гл. IV, § 1). И все в ней истинно: заключено ли оно в писании или хранится в виде ненаписанного предания. «Из догматов и проповеданий, соблюденных в Церкви, — говорит св. Василий Великий, — иные имеем в учении, изложенном в писании, а другие, дошедшие до нас от Апостольского предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях.

Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя» (К Амфилохию, о Св. Духе, гл. 27).

На верности Апостольскому преданию писанному и неписанному утверждается истинность и Вселенских соборов. «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, — свидетельствуют отцы VII Вселенского собора в деяниях сего Собора. — Мы следуем древнему законоположению Кафолической Церкви. Мы сохраняем определения отцов. Прибавляющих что-либо к учению Кафолической Церкви, или убавляющих от него, мы предаем анафеме. Кто унижает какое-либо предание церковное, писанное ли то, или неписанное, тому анафема» (Деян. Всел. соб., т. VII, стр. 284, 293, 294).

Однажды состоявшиеся определения Церкви по решенным уже догматическим вопросам воспрещалось подвергать вторичному рассмотрению и перерешению. «Умоляю вашу святость, — писал отцам III Всел. собора Карфагенский епископ Капреол, — умоляю, чтобы вы, при содействии Св. Духа, Который, как я не сомневаюсь, будет в сердцах ваших при всех ваших действиях, силою древнего предания поражали новые и доселе неслыханные учения, не касаясь тех, которые уже прежде отвергла Церковь, дабы под предлогом вторичного исследования не возобновлять того, что уже прежде отвергнуто. Ибо, если кто станет подвергать новому исследованию предметы уже решенные, о том по справедливости должно сказать, что он не иное, что делает, как сам сомневается в той вере, которая доселе имела силу». — «Таково мнение всех нас; мы все говорим то же!» — в ответ на сие заявление Карфагенского епископа воскликнули отцы III-го Вселенского собора (Деян. Вс. соб., Т.1, стр. 230).

Так учит нас Кафолическая Церковь. Слышим ли мы голос ее и слушаемся ли его? Отвечу на сие словами св. Григория Богослова: «процветали и прекрасно текли некогда наши дела. Тогда во дворы Божии не имело доступа это излишнее сладкоречивое и ухищренное (какое видим ныне) богословствование. Напротив того, сказать или услышать о Боге что-нибудь новое и удовлетворяющее одному любопытству, значило то же, что играть в камни и скоростью их перекидывания обманывать зрение, или забавлять зрителей разнообразными и женоподобными движениями тела. Простота и благородство слова почитались благочестием. Но, после того как философия и охота к словопрениям, подобно какой-то тяжкой и злокачественной болезни, вторглась в наши Церкви, пустословие стали почитать ученостью и, как в книге Деяний говорится об афинянах, мы ни во что же ино упражняемся, разве глаголати что или слышати новое (Деян. 17:21). С сего времени какой Иеремия, один умеющий составить плач равномерный страданиям, оплачет наш позор и омрачение» (Слово 21; гл. II, стр. 15)! Дерзновенно перерассматриваются давно определенные Церковью учения и не менее дерзновенно провозглашаются совершенно новые! — У нас «всякий богослов, хотя и тысячи пятен лежат у него на душе» (Вас. Вел. о Св. Духе; т. III, стр. 287). Забывают наши новые богословы, что «никто не может войти в богословие и сказать подобающее о Боге, как только Духом Святым» (Никита Стифат, третья сотница § 85). «Ибо Божественное Писание постигается духовно, и сокрытые в нем сокровища только духовным открываются Духом Святым. Душевный же человек откровений приять не может» (1Кор. 2: 13-14) (Никита Стифат, третья сотн., § 78)«.

Вот почему и нет мира у нас. Все расстроилось у нас и еще более приходит в расстройство. И печалюсь сему, но и радуюсь. Печалюсь потому, что нет мира у нас. Но и радуюсь, что он будет! «Величайшее благо есть мир. Он прекрасен и делом и именем. Он Божий (Фил. 4:7); Бог есть его Бог (2Кор. 13:11) и Сам Бог им именуется (Еф. 2:14)» (св. Григорий Богослов, Слово 23, т. II, 186). «Однако не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющей с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей (дерзну сказать не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины!» (Слово 6; т. 1, стр. 192-193).

Почему же уверен я, что и добрый мир, наконец, у нас будет. «Богом присуждено, братие, — чтобы из рода в род не прекращалось уставление Духом Святым пророков Его и друзей для благоустроения Церкви Его. Ибо, если змий древний не перестает изрыгать яд греха в уши людей на пагубу душ, то создавший наедине сердца наши (Пс. 3:15) не воздвигнет ли убога (Пс. 112:7), посылая в помощь наследию Своему меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6:17)?» (Никита Стифат, 2-я сотница , § 34). Ей, воздвигнет!

Яко чада послушания, с усердием и любовью будем, братие, принимать от уст Матери нашей Православной Церкви чистое учение веры и жизни, истинное благодатное освящение и верное руководство к жизни вечной. И будем бегать всякого рода лжеучителей, этих аравийских, как выражается св. Афанасий Великий, волков (Софон. 3:3). Аминь.

Произнесено 29 июня 1928 г.
в г. Варна.

vn001

Источник: Архиеп. Аверкий (Таушев).
Священной памяти Высокопреосвященнейшего Феофана (Быстрова),
Архиепископа Полтавского и Переяславского.

Джорданвилль, США, 1974 г. СС. 75-78

См. также: