Сегодня:

18 ноября 2017 г.
( 5 ноября ст.ст.)
суббота.

Патриарх Тихон.

Седмица 24-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы , архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона , патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Ряд.: 2 Кор., 191 зач., XI, 1-6. Лк., 40 зач., IX, 1-6.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Понедельник

Седмица 16-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов


Мк., 27 зач., 6:54-7:8


nt008-2m

Когда Христос и Его ученики прибыли в землю Геннисаретскую, жители слышали о Нем. Они знали, какие потрясающие чудеса совершал Он там, куда приходил, и что Его пребывание на одном месте не было долгим. И потому — «обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных» к Нему. Куда бы Господь ни шел, Его окружали толпы. Каждый надеялся что-то получить от Него. Люди «клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись».

Эти люди пришли с настойчивыми просьбами. Чего они искали прежде всего — избавление от греха или исцеления от болезней? Может быть, они пришли только для того, чтобы использовать Бога? Не в этом ли суть язычества? Как свидетельствует недавно найденная при раскопках вавилонская надпись: «Ты должен приручить Божество, чтобы оно служило тебе как собака». В Евангелии не сказано, что они искали научиться от Господа, их влекла к Нему сила чудотворений. Если бы служители Христовы могли сегодня так же исцелять телесные болезни, какие толпы теснились бы вокруг храмов! Но грустно думать, что большинство людей несравненно больше заботятся о своем теле, чем о душе.

Нормально, что мы приходим ко Христу, чтобы получить нужное от Него, ибо много есть того, что Он один может дать. Но нельзя назвать нормальным, когда мы хотим все получить и ничего не дать. Увы, именно это свойственно падшему человеческому естеству. Таким может быть наше отношение к людям и к Богу. Сколь многие не вспоминают о Боге, пока не наступит нужда в Нем. «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Если они молятся, то молитвы их — только просительные или лучше сказать требовательные. Как сказал один проповедник: «Без конца — „подай, Господи“ и почти никогда: „Тебе, Господи“». Если мы испытаем себя, то увидим, что все мы в той или иной степени виновны в этом. В то время как Господь ждет, что мы чаще будем приходить к Нему, принося нашу любовь, наше служение, нашу преданность Ему, сердце сокрушенное и смиренное, и реже — с просьбами о земной помощи.


«Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима» в Галилею. Немалый путь проделали они, чтобы вступить в словесную схватку со Христом — в защиту преданий старцев. Речь шла о тысячах мелочных обрядовых предписаниях устного Закона, касающихся самых разных жизненных ситуаций. Для фарисеев и книжников эти предписания были сутью духовной жизни. Кто соблюдает их, тот угождает Богу. Кто нарушает, совершает грех. Книжники и фарисеи обвиняют учеников Христовых за то, что они едят неумытыми руками. Это было строгое требование — не гигиенической, а обрядовой чистоты. Пред каждой трапезой и в течение ее должно было совершать омовение — причем, согласно установленному порядку. Не соблюдающий этого — нечист в глазах Бога, он — во власти нечистых духов. «Почему, — спрашивают книжники Христа, — ученики Твои не поступают по преданию старцев?»

nt008-1mГосподь сказал им: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня». Они делают вид, что совершают это ради славы Божией, но сердце их неправо пред Богом. Можно иметь сердце, исполненное зависти, гордыни и злобы, и считать себя благочестивым человеком, тщательно соблюдающим все установления церковные. Можно мелочно исполнять все внешнее, и являть жестоковыйное непослушание Богу в главном — во внутреннем. Это ли не верх лицемерия? Мы можем ходить в храм каждый день, беспрерывно вычитывать акафисты, знать наизусть все Священное Писание, строго соблюдать все посты, — но это еще не есть, говорят нам святые отцы, истинное благочестие. Главный вопрос всегда один — каково состояние нашего сердца по отношению к Богу и к ближнему. «Но тщетно чтут Меня» — ибо Богу угодить пустой видимостью невозможно, и пользы нет никакой никому от показного благочестия. «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим», — говорит Господь ветхозаветным фарисеям и книжникам. И те же самые слова Он скажет преподобному Серафиму Саровскому об архиереях и других духовных лицах последних времен, отступивших от чистоты православия.

Существует опасность руководствоваться в духовной жизни не слушанием Бога, а слушанием себя или подобных себе в бесконечных рассуждениях ложного богословия. Есть такие богословы, которые много знают, могут хорошо говорить, но сердце их далеко отстоит от Господа. Человеческий ум сам по себе никогда не может быть основанием истинной веры. Истинная вера никогда не может быть продуктом человеческого, даже самого великого ума. Она — не то, что сам человек открывает, она — дар простого слушания гласа Божия и принятие Его.



vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.