Сегодня:

19 августа 2018 г.
( 6 августа ст.ст.)
воскресенье.

Преображение Господне.

Неделя 12-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Разрешается рыба.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.


Утр. - Лк., 45 зач., IX, 28-36. Лит. - 2 Пет., 65 зач., I, 10-19. Мф., 70 зач., XVII, 1-9.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания

О заповедях Божиих и о святых добродетелях

Преп. Паисий Величковский


Предисловие

Обложка издания

В библиотеке русского Свято-Ильинского скита на Афоне имеется рукопись, писанная на полуславянском наречии (подобно наречию Четий-Миней св. Димитрия Ростовского), церковно-славянскими буквами. Об этой рукописи сохранились следующие устные сведения. В двадцатых годах прошедшего столетия молодой послушник одного из российских монастырей (крестьянин Орловской губернии) перешел в Немецкий монастырь в Молдавии, славившийся тогда высокою духовною жизнью своих иноков и аскетическими сочинениями бывшего в нем игумена – знаменитого старца Паисия Величковского, скончавшегося в нем в 1794 году. Этот послушник, принявши на новом месте жительства монашеский постриг с именем Софрония, долго пребывал в монастыре, в коем застал многих учеников великого старца Паисия, и в том числе инока краснописца Платона, переписывающего еще при жизни старца Паисия его сочинения и переводы с греческого языка. Краснописец Платон, по расположению к иноку Софронию за искусное его пение на клиросе, подарил ему переписанную собственной рукою означенную рукопись и при этом высказал, что помещенные в ней 45 аскетических слов, проникнутых строго святоотеческим подвижническим духом, составлены старцем Паисием.

В 1836 году инок Софроний, оставив Молдавский Немецкий монастырь, поступил на жительство в Свято-Ильинский скит на Афоне, основанный старцем Паисием Величковским, во время его жительства на Святой горе. В этом скиту инок Софроний скончался в 1867 году, на 72 году жизни, оставив в сей обители принесенную им означенную рукопись, о которой выше объясненное он сообщил многим братиям скита.

По содержанию мыслей, проникнутых строгим святоотеческим духом, по характеру изложения, отличающегося простотою и в высшей степени убедительностию, рукопись весьма напоминает известные в печати сочинения старца Паисия, ревнителя словом и делом внутренней духовной монашеской жизни, что и служит подтверждением достоверности означенных библиографических устных сообщений о ней. Но нельзя положительно утверждать: принадлежит ли рукопись к самостоятельным произведениям отца Паисия, или к переводным, или даже к простой выписке из святоотеческих писаний, ибо всем этим он занимался, и все это можно заметить в рукописи, которую, в переводе на русском наречии, и издает Свято-Ильинский скит, для душевной пользы всех монашествующих, особенно ревнующих об уединенной аскетической жизни; а некоторые слова в ней весьма полезны и для светских лиц.



vn001


© Издание Свято-Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1910.
Репринтное воспроизведение издание 1910 года.
Ставропигиальный монастырь Введенская Оптина Пустынь Московской Патриархии,
Калужская обл., г.Козельск





 

 

Содержание

Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания

Слово 1. Краткое изложение мыслей, располагающих к покаянию.

Слово 2. Борьба против уныния, лености и расслабления.

Слово 3. Умилительное поучение, отсекающее всякое превозношение и гордость человеческую…

Слово 4. О благодати Божией.

Слово 5. О чувствах душевных и телесных… о добродетелях.

Слово 6 — 7. О вере. О любви.

Слово 8. О посте.

Слово 9. О воздержании.

Слово 10 — 12. О бдении. О молитве Иисусовой. О смирении.

Слово 13 — 15. О безмолвии. О нестяжательности. О рассуждении.

Слово 16. О страстях и пагубных пороках.

Слово 17— 20. О телесных страстях. О внимании. О душевных и телесных страстях. О бесстрастии.

Слово 21. О чистоте сердечной и душевной.

Слово 22 — 23. О нерассудительности. О трезвости ума.

Слово 24. О молитве Иисусовой. О том, чтобы никогда ни о чем не заботиться.

Слово 25. О том, чтобы никогда ни о чем не заботиться.

Слово 26 — 27. О непрестанной молитве. Четыре связующие добродетели.

Слово 28. О том, чтобы заботиться о внутреннем, в излишние же попечения не вдаваться, но непрестанно молиться Богу.

Слово 29 – 30. Чем сохраняется трезвость ума… О сне.

Слово 31. О том, чтобы молиться с великим вниманием во псалмах и молитвословиях.

Слово 32. О смущении и страхованиях бесовских.

Слово 33. О том, чтобы терпеть напраслину и всякое укорение и досаждение.

Слово 34. О том, чтобы терпеть скорби.

Слово 35. О разнообразии браней бесовских и о том, как отсечь начало прилога всякого помысла и похоти.

Слово 36. О различных скорбях и тяготах от бесов.

Слово 37 – 38. О страховании. И о том, чего особенно боятся бесы.

Слово 39. Краткие избранные святоотеческие слова о необходимейших предметах.

Слово 40. Что такое - инок?

Слово 41. О том, что полезно бежать от миpa.

Слово 42. О том, что есть от Бога внушение или вражий прилог.

Слово 43. О несомненной вере.

Слово 44 – 45. Увещание. Заключение.