Сегодня:

20 августа 2018 г.
( 7 августа ст.ст.)
понедельник.

Святитель Митрофан Воронежский.

Седмица 13-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363). Обретение мощей свт. Митрофана , еп. Воронежского (1832). Прп. Антония Оптинского (1865). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора Фиваидского (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы (IV). Прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239). Прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV). Сщмчч. Александра , Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в субботу по Богоявлении

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)


Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать
против козней диавольских.

Еф. 6:11


h011-1m

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Крестившись на реке Иордан, явил себя народу Христос Бог. Над Ним раскрылись небеса, и раздался голос Всевышнего Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Люди узнали своего Спасителя. Но тогда же узнал Христа и враг рода человеческого – диавол. Узнал – и стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Сына Божия.

С тех пор как сатане удалось соблазнить первых людей, он считал себя хозяином падшего мира. Все человечество порабощалось греху. В каждом, даже в великих праведниках, удавалось нащупать слабую струну – и ввергнуть человека в падение. Теперь Сын Божий стал Человеком, и враг думал, что найдется хитрый крючок, чтобы поймать и Его.

А Христос, явив народу Свою Небесную Славу, не спешил возвещать наступление Своего Царства. Господь Иисус «возведен был Духом в пустыню» (Мф. 4:1) – для уединения с Богом Отцом, для победы над немощью плоти и диавольским коварством. Во всеоружии должен был Сын Божий и человеческий выйти на подвиг служения людям. Он торжествовал над голодом и жаждой. Сорок дней и ночей подряд пламенел Он в молитве, обходясь без еды и питья. Наконец человеческая слабость дала о себе знать: Иисус «взалкал». До этого мгновения огонь благодатных молитв обжигал диавола и отбрасывал его прочь от Сына человеческого. Теперь враг дерзнул приблизиться и заговорить с Ним.

Сатана приступил к Богочеловеку с грубой лестью: «Ты ведь Сын Божий? Так покажи Свое могущество, сделай то-то и то-то…» Диавол соблазнял: «Зачем Тебе страдать от голода, если Ты всесилен?» Враг не говорил просто «поешь» – но «скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3). Смысл диавольского соблазна – пусть дух подчинится телу.

Искушение хлебом, искушение материальным изобилием – первый сатанинский прилог. Лжец-диавол пытался извратить путь Спасителя, искушая: «Сначала накорми, а потом учи. Дай сытость человеческому стаду – и оно послушно пойдет за Тобою». Но человек не бессловесная скотина, живущая только потребностями желудка. И Господь Иисус отвечал врагу словами древнего Откровения: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор. 8:3).

Искушая Спасителя «каменным хлебом», сатана предстает как бы древнейшим материалистом. Враг пытается перевернуть Божественный порядок, по которому не тело дает жизнь душе, а душа животворит тело. Бессмысленно насыщать созданную из праха плоть, когда Богоподобная душа умирает от духовного голода. Слово Божие – это истинный хлеб души, к которому земная пища тела служит простым приложением.

Впоследствии Христос питал верных и земной пищей. Чудесный улов переполнял сети галилейских рыбаков. Чудесно умножились считанные хлебцы и рыбки, насыщая многотысячные толпы. Но земными дарами наделял Спаситель только тех, кто стремился к Нему за иной, Небесной пищей, кто прежде жаждал Божественного Слова.

Не к таким чудесам подстрекал диавол Сына Божия, искушая Его в пустыне. Лукавый дух просил у Богочеловека пустого «блеска и треска» – чуда ради чуда, знамения ради знамения.

Во втором искушении, призывая Христа броситься вниз с высоты, сатана выставлял себя даже «знатоком» Ветхого Завета, с апломбом цитировал: «Ангелам Своим заповедает о Тебе… на руках понесут Тебя; да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Пс. 90:11-12). Подобно этому сейчас поступают лжеучителя из протестантских сект. Они на каждом шагу цитируют Священное Писание, но старательно замалчивают те места Библии, которые идут вразрез с их еретическими теориями. Так же сатана цитировал 90-й псалом Давида, но умолчал о страшных для него словах из того же псалма: «На аспида и василиска наступиши; попирать будешь льва и змия» (Пс. 90:13). Суть предложенного диаволом «прыжка в бездну» – соблазн самоутверждающейся гордыни.

Искушение тщеславием, искушение суетной славой земной – второй прилог диавольский. Коварный льстец как бы говорит Христу: «Сначала стань велик в глазах людей, а потом учи. Потрясай человеческое воображение, совершай чудеса неслыханные и устрашающие – и неразумный народ устремится вслед за Тобою». Но Господь не творит бессмысленных чудес. По слову святителя Иоанна Златоуста, «свойственно бросаться вниз только диаволу и демонам, Богу же свойственно и падших восставлять. Если бы и нужно было Сыну Божию явить Силу Свою, то, конечно, не в том, чтобы Самому безрассудно бросаться с высоты, но в том, чтобы спасать других». «Позорище» ложных знамений, устрашающих толпу фокусов есть принадлежность не Христа, а антихриста. И смиренный Сын человеческий на предложение «прыжка в бездну» отвечал искусителю: «Написано: не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6:16).

На земном пути Спаситель совершал много дивных чудес. Он исцелял неизлечимых больных и даже воскрешал мертвых. Но каждое чудо Христово имело высший смысл: вело к исцелению человеческих душ от причины всех бед и болезней – греха, приводило к воскрешению от вечной гибели в жизнь вечную, возрождало падших для Царства Небесного. Не того желал враг, провоцируя Сына Божия на «чудо ради чуда».

Встречая спокойный и твердый отпор своим хитрым уловкам, князь тьмы, наконец, предложил Богочеловеку величайший подкуп – «все царства мира и славу их» (Мф. 4:8). Ничем не ограниченная, всемирная самодержавная власть легла у ног Сына человеческого.

Именно этого требовали иудейские вожди от Мессии: стань всемирным императором, поработи Себе все народы Земли, – тогда за Тобою пойдет Израиль, чтобы насладиться местью, богатством и властью. Но Спаситель отверг мирское властвование – потому и распяли Его иудеи-богоубийцы. А ведь так «немного» просил сатана от Иисуса в обмен на «все царства мира и всю славу их»: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9). То был наиковарнейший соблазн – утвердить правду насилием.

Искушение властью, искушение земным могуществом – третий прилог от всезлобного духа. Князь тьмы стремился обольстить Спасителя: «Сначала подчини, а потом учи. Если будешь властвовать над народами, то силою заставишь их покориться Твоему Закону и все пойдут за Тобою». Но не императорскими декретами утверждается Царство Добра и Света. Насилием невозможно насадить в сердцах Закон Любви, который принес людям Христос. К тому же сатана, как обычно, лгал и хвастал, предлагая в дар то, что ему не принадлежало. Диавол – хозяин только злобы совращенного им мира; судьбы «всех царств и всей их славы» – в руке создавшего их Бога Промыслителя. Посягая на абсолютное верховенство в мире, князь тьмы оскорблял величие Всевышнего. И кроткий Христос отвечал обольстителю: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

Не только последним искушением, но каждым из своих коварных соблазнов диавол силился понудить Богочеловека «падши поклониться ему», толкая на дела сатанинские. Это сатана заманивает людей в свои сети чревоугодием, наслаждениями тела, ублажением «похоти плоти и похоти очей». Это сатана разжигает в людях тщеславие, обольщает их «тайным знанием», манит их призрачным блеском «гордости житейской». Это сатана жаждет насилием, огнем и кровью, казнями и войнами утверждать свою власть над человечеством. Искушая Христа в пустыне своими коварными «подарками», диавол как бы вербовал Его себе в союзники. Враг предлагал Спасителю: перестать быть Богом любви, но уподобиться сатане. Но Единый Безгрешный немногими словами из Закона Божия разоблачил и нисповерг этот безумный замысел злого духа.

Сын Божий сошел в мир, порабощенный диаволом, чтобы вернуть людям свободу. Потомки падшего Адама несли в себе первородную порчу – древний змий мог насиловать их телесными и душевными страстями. Но Крестом Христовым разрушено сатанинское иго. Последователи Безгрешного Иисуса получили свободу – бороться и побеждать силы зла. У князя тьмы нет власти над теми, кто вслед за Спасителем принял Святое Крещение, возродился во Свете Господнем. Только хитростью и соблазном может враг уловить душу крещеного человека. Те же искушения, которыми лукавый дух тщился обольстить Христа в пустыне, он и посейчас предлагает каждому из нас. Страсть к земным благам, тщеславие, жажда власти… Поддавшись любому из этих соблазнов, человек утрачивает свое Богоподобие. Идеологи и политики, строящие на этих основах свою деятельность, становятся демоноподобны.

Точно по диавольскому «сценарию» разворачивался большевистский переворот в России 1917 года. Тогда наш соблазненный народ увидел и «камни, превращенные в хлеб», и чудеса безбожного «земного рая»; потоками крови оплатила несчастная Русь «всемирную революцию» и «рабоче-крестьянскую власть».

Большевистский «Декрет о земле», звавший крестьян на грабеж помещичьих земель, сулил неслыханное изобилие. Но этот «ставший хлебом камень» обернулся чудовищным голодом, людоедством, уничтожением самых трудолюбивых земледельцев, колхозным рабством крестьян и разгромом села. Православная Россия кормила хлебом всю Европу. В канун революции она стремительно шла к тому, чтобы стать богатейшей и сильнейшей державой мира. Большевики и их последыши довели страну до нынешней нищеты и позора.

Большевистский «Декрет о мире» бросил Россию вниз головой в бездну братоубийственной гражданской войны. Миллионов жизней стоила народу сатанинская ложь. Чудо «коммунистического рая» оказалось лагерной каторгой, тотальным насилием над волей и умами, мертвящим ледником бездуховности.

Ленинское заклинание: «Большевики должны взять власть», породило бесноватого Троцкого, хотевшего бросить Россию «на растопку для мировой революции», жестокого тирана Сталина, а затем – холодную номенклатуру, разлагавшую государство, подобно ржавому механизму.

Но самое страшное не внешние беды, которые попускает нашему Отечеству Всевышний, пытаясь вразумить отпавший от Него народ. Воистину страшно думать о неисчислимом множестве душ, легших на алтарь бесовских соблазнов. Жутко представить себе, сколько сыновей и дочерей Православной Руси стали жертвой большевистской «идеологии», горят ныне в неугасимом адском пламени.

«Камень, превращенный в хлеб» по диавольскому наущению, остается камнем, если не делается смертельным ядом. На расцвеченной рекламными огнями физиономии «общества потребления» духовному взору видится румянец чахотки, под которым проступают трупные пятна. Там тленная плоть уже всецело возобладала над бессмертной душой. Там не только потребность в еде и одежде, а стремление к изощренному комфорту и грязные похоти становятся законом. Этот стиль жизни, а вернее, духовной смерти предлагают сейчас и заблудшей, растерявшейся России. Конец всех объевшихся адскими лакомствами «потребителей» известен: «Дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю» за лукавые его дары (Откр. 14:11).

«Лукавый и прелюбодейный род» хочет не Истины Божией, а «чудес и знамений». Праздное и смертоносное любопытство привлекает взоры к черной магии, астрологии, НЛО, «барабашкам» и прочим демоническим фокусам. К «магам-целителям» и «экстрасенсам», то есть к колдунам, которых благочестивые люди всегда сторонились, как чумы, сейчас многие спешат за здоровьем. Духовные невежды не понимают, как непрочно бесовское «исцеление»: нет истинного здоровья телу, пока не вырван из души корень болезни – грех, а временное облегчение, доставляемое колдовством «экстрасенсов», влечет человека к вечной погибели. Так в погоне за сатанинскими миражами люди «бросаются вниз с высоты». Но «говорит Господь: исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя… И совершу в гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны» (Мих. 5:12, 15).

Каких истинных благ может ждать человек от сатаны? Диавол – лжец и отец лжи, он человекоубийца от начала веков; отнюдь не счастье людей, а их жесточайшие страдания доставляют удовольствие всезлобному духу. Как некогда он притворялся, что сочувствует Христу, изнемогшему от голода в пустыне, – так и сейчас сатана нередко прикидывается сострадательным к нашим нуждам. Горе тому, кто поверит его льстивой лжи! «Под видом доброжелательства диавол подает нам советы, пагубнее и вреднее всякого яда. Он ежедневно строит ковы, не только в горах и пустынях, но и в городах и на площадях, – не только сам собою, но и через людей, иногда самых близких нам. Итак, что же нам делать? По гибельному совету заключать, кто предлагает его, и отвращаться от диавола. Совершенно не верить ему, заграждать слух свой, ненавидеть его, когда льстит, и чем более обещает, тем более отвращаться от него», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Не всезлобный отец лжи, а наш Небесный Отец – Податель всех благ, и временных, и вечных. По слову Господню: «Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:29-31).

Погоней за земным, надеждой на свои жалкие силы мы отталкиваем от себя помощь Всемогущего Отца, потому впадаем в нужду и беду: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?» (Лк. 12:25). Но никогда не оставит Всещедрый Создатель тех, кто по-детски смиренно полагается на Него во всем.


Дорогие во Христе братья и сестры!

Господь питает верных, Господь дарует здоровье их душам и телам. Нам нужно бояться не земных испытаний, а демонских соблазнов, отрывающих нас от любви Отца Небесного. Нет ничего прекраснее, чем жизнь с Богом и в Боге. Ради этого счастья мы должны неустанно бороться с вражескими нашептываниями в себе и вокруг нас. «Сражаясь с демонами, мы пребываем в мире с Богом», – говорит блаженный Феофилакт Болгарский.

Приняв Крещение, Христос приступил к подвигу поста и молитвы. Так Начало – вождь нашего спасения – показывает нам пример, как утверждать в себе крещенскую благодать. Постом мы приучаем грехолюбивое тело подчиняться Боголюбивой душе, молитвой мы обретаем милость у Бога Всещедрого.

Стоянием в пустыне против диавольских искушений Господь Иисус явил образец мужества, необходимого каждому христианину. По завету апостольскому: «Приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6:13). Не будем малодушествовать, будем свято хранить верность Всевышнему – и тогда ни люди, ни демоны не смогут отлучить нас от Любви Отчей.

По слову святителя Иоанна Златоуста, «когда Христос изобличил диавола во всем и заставил бежать, тогда являются ангелы и служат Ему. Отсюда познай, что и тебя после побед над диаволом примут с рукоплесканием ангелы и будут ограждать во всех случаях». Нам нужно понять всю призрачность и пагубность греховных услад, всю ложь диавольских искушений – и «щитом веры угашать все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16). Нам нужно проникнуться духом Истины Господней, чтобы отогнать от себя врага «мечом духовным, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17).

Христос Спаситель зовет нас к совершенству, простирающемуся из этой краткой жизни в счастливую вечность. «Всякое даяние доброе… нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким).
Слова на двунадесятые и великие праздники. 1997 г.

См. также: