Сегодня:

25 мая 2018 г.
( 12 мая ст.ст.)
пятница.

Святитель Ермоген, патриарх Московский.

Седмица 7-я по Пасхе.
Глас 6.

Разрешается рыба.

Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Епифания , еп. Кипрского (403). Свт. Германа , патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена , патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в Неделю о блудном сыне

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Лк. 15:24

Лк., 79 зач., 15:11-32

Возвращение блудного сына

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Как хорошо человеку под отчим кровом, окруженному любовью и заботой, в тепле и достатке. И как страшно и сиротливо бывает путнику, заблудившемуся на темной дороге, не знающему, где найдет приют и пищу, где сможет дать отдых сбитым до кровавых мозолей ногам. Сколько раз, может быть, повторяет он про себя: «Зачем пустился я в этот пагубный путь? Зачем покинул близких и любящих?»

Вот о таком сбившемся с пути человеке и повествует Евангельская притча о блудном сыне.

Этот рассказ Спасителя прост и понятен каждому. Сын покидает дом своего отца и уходит в дальнюю сторону, чтобы там проводить жизнь в распутстве. На греховные удовольствия расточает он дарованную ему часть отцовских богатств. Беспутство ввергает его в нужду и голод, и тогда блудный сын вспоминает наконец о богатом отцовском доме и решает вернуться. Как же встречает его отец? Ни слова упрека. Объятия и поцелуи от полноты любящего отцовского сердца. Блудного сына облачают в лучшие одежды, ради него готовится светлый праздничный пир.

В трогательной простоте притчи о блудном сыне кроется высочайшее Божественное откровение, ибо это — рассказ о неизреченной любви Господа к человеку.

Всемилостивый Отец Небесный помнит каждого из Своих сыновей и дочерей, как бы далеко ни удалялись они от Него, как бы глубоко ни погрязали в трясине грехопадения. На пороге вечности ждет Он нас, чтобы заключить в благодатные Отеческие объятия.

Не откормленного теленка приготовил Он в честь вернувшихся, но не пожалел Сына Своего Единородного, послав Его на распятие во искупление наших грехов. А мы все еще продолжаем блуждать во мраке…

Каждый из нас удалялся от любящего Отца Небесного в дальнюю сторону, отворачиваясь от света Истины, прельщаясь блуждающими огоньками мирских удовольствий. Благо тому, кто вовремя опамятовался и твердо решил в сердце своем: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отце! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15:18).

Небесный Отец никого не удерживает силой, никого не принуждает вернуться под Отчий кров. Не рабское повиновение нужно от нас Господу, но свободная сыновняя любовь. Потому-то и дарована нам свобода, потому-то каждый волен выбирать, по какому пути идти: по горной тропинке в Царствие Небесное или по накатанной дороге в геенну огненную.

Притча о блудном сыне может стать ключом к истории русского народа XX века. Вознося к Престолу Всевышнего молитвы об Отечестве, мы молимся, чтобы эта история имела такое же счастливое завершение, как в Евангельской притче.

Усыновленный Господу в святой православной вере наш народ ушел от Отца Небесного неимоверно далеко. Бывший некогда оплотом Православия, в новейшие времена он сделался игралищем бесовских сил.

К началу нынешнего столетия Россия превратилась в одну из богатейших стран мира. Благоденствовали не только высшие слои общества — крестьяне и рабочие не знали нужды и делались все зажиточнее. Однако внешне процветающая страна была уже тяжело больна духовно. Пришедшее с Запада безумие безбожия и революционных теорий поразило разум народа: умственному блуду предавались люди науки и искусства, соблазн проник даже в среду духовенства.

Извечный завистник-диавол устами своих клевретов разжигал в душе народа зависть к богатым и знатным. На знаменах искусителей было начертано: революция и гражданская война — попрание заповеди не убий, насильственное социальное равенство — попрание заповеди не укради, земной рай без Бога — попрание заповеди любви к Творцу всего сущего. И народ, подпавший диавольскому искушению, ушел от Отца Небесного в дальнюю сторону, в бесплодную пустыню безбожия.

Мы знаем, чем обернулись для заблудшего народа обещания земного рая. Диавол — лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Уйдя из-под руки Доброго Пастыря Христа, народ очутился под «железным жезлом» этого жестокого хозяина. Вместо обещанного «светлого будущего» Россия получила ограбление сел и деревень, застенки и каторгу. Диавол-человекоубийца справлял кровавое торжество над десятками миллионов расстрелянных, замученных в лагерях, умерших в ссылке. Что еще страшнее: безбожная власть пыталась превратить страну в духовную пустыню, лишить весь народ веры в Господа и надежды на вечное спасение.

Невиданные со времен древнехристианских мучеников гонения обрушились на Церковь. Во всех концах России от руки палачей принимали мученический венец иерархи, священники и простые прихожане. Они молятся сейчас о нас в Царствии Небесном. Повсюду разрушались храмы. Неистово кощунствовали «воинствующие безбожники». Готовилась «пятилетка атеизма», во время которой все церкви Божии в России должны были быть стерты с лица земли и само Имя Божие вычеркнуто из книг и из памяти человеческой.

Но верен Господь, обетовавший, что Церковь Его устоит до скончания веков. Святомученик Вениамин (Казанский), убиенный чекистами в 1922 году, незадолго до своей кончины писал: «За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Надо забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией».

Кровь новомучеников, просиявших в земле Российской, не позволила зарастить сорной травой тропу народа к Отцу Небесному. Утвердившаяся их подвигом Русская Православная Церковь превозмогла обновленческий раскол, гонения и поругание и Господним Промыслом сохранила «малый остаток» верных своих детей. Пред лицом грозной опасности, нависшей над страной во время войны с Германией, безбожные властители в испуге обратились к помощи Церкви — выпустили из лагерей уцелевших иерархов и священников, разрешили совершение Богослужений и восстановление канонического управления Церковью. Для нас очевидно, что именно поэтому Господь смилостивился над Россией в годину той страшной войны.

В нашей епархии хранили свет Христовой Церкви сподвижники святого Патриарха Тихона, митрополиты Арсений и Никандр. Все святители и большинство священников, возрождавших здесь Православие в 40-е – 50-е годы, прошли через лагерные мытарства. В пору новых гонений, во времена так называемой «оттепели», был отправлен в заточение архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев). Память об этих мужественных архипастырях и пастырях должна освящать наши сегодняшние дела во славу Божию.

Ныне безбожная власть наконец рухнула. Но можно ли уже говорить о духовном возрождении и процветании? Увидел ли наконец заблудший народ свет Отеческого дома, ступил ли на путь спасения?

Увы, народ наш только начинает размыкать веки над полуослепшими глазами, а лукавый снова подсовывает ему кумира — на сей раз это золотой телец, перед которым некогда плясали жестоковыйные иудеи. Зажегся новый болотный огонек: призыв гнаться за долларами, посвятить себя наживе, служить не Богу, а маммоне. И вот страна в развале и разрухе, народ нищает, пред ним маячит призрак голода, как перед блудным сыном, который в дальней стороне рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему (Лк. 15:16).

Опамятовавшись, блудный сын сказал себе: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода (Лк. 15:17). Без Господа мы не можем делать ничего, а с Ним все возможно. За свою многовековую историю Россия уже несколько раз стояла на краю гибели. Но и от иноземного ига, и от Наполеонова нашествия спасалась Православная Русь всенародным покаянием и всенародной молитвой. Если народ наш найдет в себе духовные силы совершить это и сейчас — развеются, как дым, все напасти.


Возлюбленная паства!

Пусть не пугают вас нынешние трудные времена, да не коснутся ваших душ пагубное смятение и уныние. Добрый Пастырь Христос сохранит и напитает «малое Свое стадо». Будем горячо молиться о возвращении всех сынов и дочерей земли Русской в объятия Отца Небесного, будем уповать, что невдолге возликуют о нашем народе ангельские хоры, и речет Господь: Этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:24). Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким).
Врата покаяния. 1998 г.

См. также: