Сегодня:

19 сентября 2018 г.
( 6 сентября ст.ст.)
среда.

Чудо Архистратига Михаила в Хонех.

Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила , бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.


Еф., 223 зач., III, 8-21. Мк., 51 зач., XI, 23-26. Архангела: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

«Да будет Мне по слову Твоему»

Протоиерей Александр Шаргунов

a181m

Скоро среди Пасхи Господней, предваряемой ныне радостью Благовещения, мы услышим: В начале было Слово. Все чрез Него начало быть. Он пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:1,3, 11-12). Надо было, чтобы Он был принят, иначе Он не пришёл бы.

Последнее слово Пречистой Девы Ангелу и через него — Богу: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему. В нём — конечное выражение веры Авраама и всего Израиля.

От Авраама уже требовалось послушание неслыханной веры, когда на горе Мориа он должен был принести в жертву Богу сына обетования, дарованного ему Богом за его веру. Духовно он принёс эту жертву, хотя она была остановлена физически. В Божией Матери Бог будет идти до конца этой веры, до Креста, у подножия которого Она будет стоять. И никакой Ангел не вмешается, принося избавление, когда Она будет отдавать Своего Сына, Сына увенчания всего, во мраке веры, непостижимом и непроницаемом для Нее.

Но в Благовещении требовался ответ веры, безконечно превосходящий ответ Авраама и тем более Сары, засмеявшейся от неверия. Слово Божие, Которое воплотится через Деву Марию, нуждается в таком согласии Его принятия, в таком произнесении да будет Мне по слову Твоему — всей личностью, всей душой и телом, без каких-либо оговорок, даже безсознательных, — в принесении Богу всего человеческого естества как места Воплощения.

Принять и дать согласие не обязательно означает пассивное отношение. Когда речь идёт о вере, о предстоянии перед лицом Божиим, это может требовать высшего напряжения духовных сил. Если в ответе Пречистой Девы была хотя бы тень удержания за собой права действовать «до такого-то предела и не далее», Ее вера не была бы совершенной, не имеющей пятна или порока, и Бог не приобщился бы всему человеческому естеству. Это безусловное согласие Приснодевы проявилось, может быть, наиболее ясно в Ее принятии брака с праведным Иосифом: Она Богу предаёт возможность примирения этого брака с Ее новым девственным служением. «Невозможно человеку иметь двух отцов», — говорит Тертуллиан с подобающей для этой тайны точностью. Вот почему Матерь Божия должна быть Девою. Это девство не только в Ее совершенной телесной чистоте, но и в Ее Божественном материнстве. Чтобы Дева могла стать Матерью Сына Божия, не могущего иметь иного Отца, кроме Бога, Дух Святой должен осенить Ее, и Она должна так произнести «да», чтобы оно охватывало всю Ее телесную и духовную Личность.

Кроме того, в Благовещении не только открывается полнота тайны Христа, в нём — тайна Пресвятой Троицы. Первое явление Бога в мире. Первое слово Ангела, именующего Пречистую Деву как Ту, Которая обрела милость у Бога, возвещает Ей спасение от Бога Отца, ведомого Ей как верной Дщери богоизбранного народа. Когда же Она вопрошает Себя, что могло означать это приветствие, Ангел возвещает Ей во втором своём слове, что Она родит Сына Всевышнего, Который будет Мессией над домом Иакова вовеки. И, наконец, Ангел отвечает на вопрошание Девы, что Она должна делать. Он открывает Ей, что Дух Святой найдет на Тебя, так что и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Тогда Пречистая Дева, Раба Господня, принимает всё, как сказал Ей Ангел.

В искупительное Воплощение Христа включены все люди без исключения. Благодать, уготованная им, обращена к ним, прежде чем они узнают её исповеданием веры. Божия Матерь произносит это «да будет» Благовещения не только от лица всей Церкви. В некотором роде Она делает это от имени всего человечества, от имени всех тех, кто ещё не может произнести это «да будет». Благовещение требовало согласия Девы, представляющей всю человеческую природу.

Но Она действует от Своего личного имени, исповеданием веры, которая сообщает Ей исключительное место в Божием Совете спасения всех людей. И от каждого человека требуется личное принятие Воплощения Божия. Христос Бог не восхотел совершить один, без нас, дело нашего спасения. «Да будет» Благовещения — ключ тайны жизни.

Бог так возлюбил мир, говорят святые отцы, что Он спрашивает у него разрешения спасти его. Если бы Пречистая Дева сказала: «Нет», Бог отступил бы. Она могла сказать: «Нет», и для нас никогда не открылся бы истинный путь. Вот почему мы должны молитвенно размышлять над Ее ответом Ангелу. Все мы призваны сказать Богу: «Да будет мне по слову Твоему». Пресвятая Дева входит в тайну Бога, и Она едина с родом человеческим. Как на браке в Кане Галилейской, Она — с людьми, посреди людей, как люди. Она неустанно повторяет нам эту самую краткую проповедь, когда-либо произнесённую, с которой Она обратилась к нам в предвидении Креста и Воскресения Христова: Что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2:5).

2013 г.

vn001

См. также: