Сегодня:

19 октября 2018 г.
( 6 октября ст.ст.)
пятница.

Фома апостол.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Апостола Фомы (I). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).


Утр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. - Кол., 253 зач., II, 1-7. Лк., 32 зач., VII, 31-35. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Ин., 65 зач., XX, 19-31.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы

Архиепископ Серафим (Соболев)

Тайна Божественного Воплощения.
Пагубность ересей и ценность истинной православной веры.

«Днесь спасения нашего главизна и еже от века
таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает…
»
(Тропарь праздника)

Благовещение Пресвятой Богородицы

В этих словах тропаря в честь настоящего великого праздника Святая Церковь указывает нам с вами, мои возлюбленные о Христе чада, на основную истину христианства, как на великую тайну, предуготованную Богом от века к открытию на земле. Святой апостол Павел также смотрит на истину Воплощения Бога-Слова, как на великую тайну, когда говорит: Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (Рим. 3:16).

Что же хочет сказать нам Святая Церковь данными словами праздничного тропаря? Она желает побудить нас, чтобы мы всегда взирали на основную христианскую истину, как на великую тайну, непостижимую для нашего ума и потому воспринимали эту истину не рационалистически, а верою.

Некогда великий еретик Арий дерзнул истину Воплощения изъяснить умом своим, и получилась хульная ересь, ибо Арий учил, что Христос не Бог, а тварь. Эта ересь ниспровергает все христианство, ибо слово Божие и Церковь устами св. отцов своих свидетельствует, что наше искупление и спасение мог совершить только Бог, Воплотившийся от Девы Марии с момента Благовещения. Другой великий еретик Евтихий также рационалистически хотел объяснить истину Воплощения, и получилась другая хульная ересь, что во Христе Божественная природа после Воплощения будто поглотила человеческую природу, и таким образом осталось только одно Божественное естество, а человеческого уже не было. Но если в Господе не было человеческого естества, то не могло быть ни крестных страданий, ни смерти Христа и, следовательно, не было и нашего искупления, которое совершилось на Кресте.

Как известно, эти ереси вызвали очень большие смуты, кровавые гонения на христиан и даже немалые государственные потрясения.

И в наши дни восстал великий еретик в Париже, профессор русского Богословского института протоиерей о. Сергий Булгаков. Он также сделал попытку уяснить тайну Воплощения только умом своим. Разделяя учение гностиков, он не допускал, чтобы Бог без посредства мог входить в соприкосновение с тварью и учил, что мир сотворен не непосредственно Самим Богом, а при посредстве некоей «божественной Софии». Так и о великой тайне Воплощения Бога-Слова дерзнул он учить, что Сын Божий воплотился не непосредственно через наитие Святаго Духа на Пречистую Деву Марию, а при посредстве опять-таки этой выдуманной о. С. Булгаковым якобы «божественной Софии». К этой своей Софии о. Булгаков (как и его единомышленники) прилагали кощунственные для нашей веры наименования как «четвертая ипостась», «вечная женственность», «великое царственное и женственное существо», которое принимает почитание от Божией Матери! И ставят эту «божественную Софию» даже выше чем Самую Святую Троицу, так как «София», по свидетельству о. С. Булгакова, есть субстанция, основа Божественной Троицы!

Да, эта ересь слишком абсурдна, и мало она имела последователей. Но все ереси были абсурдны, однако колебали Святую Церковь до самого ее основания. И если сейчас софианская ересь имеет мало последователей, то после, может быть, их будет много. Нельзя забывать, что перед нашей первой войной с Германией в Русской Церкви начались большие смуты от имябожнической ереси, которая возникла на Афоне среди русских иноков и учила, что имя Божие есть Бог. Но в своей сущности имябожничество есть ничто иное как софианство, которое учит, что имя Божие есть София и, следовательно, есть Сам Бог.

Главное несчастье от всех этих и других ересей заключается в том, что еретики, начиная с Ария, Нестория и Евтихия, осуждаются правосудием Божием на вечные муки в аду и, как свидетельствует Святая Церковь, испытывают самые тяжкие адские мучения.

Во избежание сей ужасной участи будем с вами, возлюбленные, верить в истину Воплощения как в непостижимое для человеческого ума таинство, как в великое чудо. Будем верить как в великое чудо и в Таинство Божественной Евхаристии, в котором Дух Святый пресуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа. Это Таинство всецело основано на таинстве Воплощения Сына Божия. Если бы Господь не восприял тела из утробы Пречистой Девы Марии, то не было бы Тела и Крови в Евхаристии. Тогда не было бы и самой Евхаристии.

Будем верить, как в великое чудо, и во все другие Таинства. Будем смотреть с вами и на истинную христианскую жизнь, порождаемую Таинствами Православной Церкви, как на великое чудо. В самом деле, разве девство и целомудрие не есть великое чудо?! Недаром св. Иоанн Златоуст, имея в виду девство, сказал: «Здесь надобно идти по раскаленным углям и не обжечься, выступать против меча и не быть раненным» (Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. І. Кн. 1. СПб., 1898, с. 317). А разве отвечать на оскорбление кротостью не есть великое чудо?! Вот почему преп. Иоанн Кассиан в своих дивных творениях говорит, что кротость, т.е. кроткий человек, есть чудо из чудес.

Будем верить с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, во все чудеса, которые совершались, совершаются и будут совершаться в Православной Церкви до скончания века и о коих говорят нам Св. Писание, св. отцы и жизнеописания угодников Божиих.

Не будем из-за угождения перед научным просвещением, доведшим современное человечество до одичания, в одни чудеса верить, а другие отрицать. Если у нас будет такое колебание, то к нам будут применимы слова ап. Иакова: Кто соблюдет весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2:10).

Тогда вместо истинной веры у нас будет одно только внешнее благочестие, одно только фарисейство.

Будем веровать с вами так, как верит Святая Православная Церковь Христова. Будем иметь такую чистую, простую, детскую веру, какую имел преп. Серафим Саровский. Он свято верил во все догматы нашей Церкви и во все, о чем говорят нам св. отцы и свидетельствуют их жития, изложенные в Четьих-Минеях. Только такая детская вера — без колебания и сомнения — даст нам чудотворную молитву. Только такая вера вскроет в нас ту благодать Святаго Духа, которая живет в нас с момента Крещения и которая получается нами в других Таинствах Церкви. Только такая вера дарует нам божественную силу побеждать зло, всегда и неуклонно исполнять все спасительные заповеди для соединения со Христом и участия в Его Божественной радости и здесь, и в Небесном Царствии Христовом.

Пречистая Дева Мария первая поверила в основную христианскую истину, в великую тайну Воплощения от Нее Бога. Поэтому Она есть первая наша Учительница в истинной вере Христовой. Но Она в тоже время есть и первая наша Заступница и Ходатаица перед престолом Божиим. Ее всесильными молитвами да осуществятся в нашей жизни слова Божественного Писания: Верою бо ходим, а не видением (2Кор. 5:7); Благодатию бо есте спасени чрез веру (Еф. 2:8) и Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин.5:4). Аминь.

Произнесено в русской церкви св. Николая г. Софии
25 марта / 7 апреля 1947 г.

vn001

Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди (1945-1949). — София.

См. также: