Сегодня:

19 сентября 2018 г.
( 6 сентября ст.ст.)
среда.

Чудо Архистратига Михаила в Хонех.

Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила , бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.


Еф., 223 зач., III, 8-21. Мк., 51 зач., XI, 23-26. Архангела: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в день Благовещения (1949 г.)

Архиепископ Серафим (Соболев)

Участие Матери Божией в деле нашего спасения.
Радость благодати Святаго Духа.

h012-1m

В седальне великого праздника св. Благовещения сказано: Послан быст Гавриил к Деве Марии, и возвести Ей неизглаголанную радость (Седален по полиелеи). Эту неизреченную радость Дева Мария почувствовала тотчас после архангельского благовестия, когда зачала Она нашего Спасителя, Истинного Бога, вторую Божественную Ипостась. Эта радость была так велика, что Дева Мария не могла вместить ее в Своем сердце, почему поспешно отправилась поделиться ею к Своей родственнице, праведной Елисавете.

Конечно, эту неизглаголанную радость Пречистая Дева Мария не могла во всей силе испытывать после вступления Ее Божественного Сына на Его мессианское служение для спасения всего мира, когда Он начал страдать от зависти и злобы книжников и фарисеев. Вместе с Ним страдала и Пречистая Божия Матерь в своем материнском сердце. К тому же Она всегда помнила предречение праведного Симеона о наступлении момента в жизни Христа, когда Ее сердце будет поражено, как от острого оружия. Это и случилось, когда Она, исполненная невыразимой сердечной боли, стояла у Креста, на котором был распят Ее Божественный Сын. Но со времени прославления Господа, после Его Воскресения, и Пречистая Божия Матерь стала прославляться, в особенности после сошествия Святаго Духа. Из жизнеописания св. Игнатия Богоносца видно, что Она была вся исполнена божественным светом. Этот свет в виде огненного столпа восходил от дома, в котором Она жила в Иерусалиме, до самых небес. По этому светоносному знамению можно было узнать, где обитает Пречистая. От Нее исходило дивное благоухание, которое ощущалось даже около Ее дома. Так св. Игнатий Богоносец сообщает, что очень многие верующие и благочестивые жены издалека и от многих стран прибывали в Иерусалим, чтобы насладиться созерцанием Богоматери, чтобы прикоснуться к Той, от Которой родился Господь, Спаситель мира.

И как возможно было верующим не стремиться к Пречистой Деве Марии, Которая получила от Бога особенную Божественную благодать в деле нашего спасения? Для этого нужно было Богу, Второй Божественной Ипостаси, облечься в человеческое тело. Откуда же Господь взял сие тело? Из утробы Пречистой Девы Марии. Следовательно, Она самым непосредственным образом участвует в нашем спасении, в то время как Ангелы содействуют сему спасению внешне, только через свои молитвы, через свою благодать. Поэтому-то Пречистая является Честнейшею всех Херувимов и Серафимов.

Этого мало. Мы знаем, что без Св. Причащения мы не можем спастись. Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, — говорит Господь, — ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6:53). Но откуда сие тело Христово, которое мы вкушаем во св. Евхаристии? Из Той же пречистой утробы Девы Марии.

Поэтому-то Ее благодать, Ее молитвенное дерзновение сильнее молитв всех Ангелов и всех святых взятых вместе, как об этом свидетельствует о. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике: «Моя жизнь во Христе».

Божественная слава Богоматери и проистекающая отсюда Ее неизглаголанная радость, возвещенная Ей Архангелом Гавриилом, еще более стала проявляться после Ее Успения. Это явствует из дивных Ее видений и откровений святым угодникам Божиим. Из жизнеописания преп. Серафима Саровского видно, с какою божественною славою Она, окруженная Ангелами, св. Иоанном Предтечею, великим апостолом Иоанном Богословом и св. девами, явилась в день праздника св. Благовещения ему и праведной инокине Дивеевской обители Евпраксии. Последняя не могла вынести величия этой божественной славы Пречистой и упала замертво на землю. Божия Матерь подошла к ней, коснулась ее, поставила ее на ноги, и с любовью беседовала с ней, сравнив всех инокинь, ревностно подвизающихся в своей чистоте и любви ко Христу, со св. мученицами.

Ясно отсюда, с каким же тщанием мы должны, возлюбленные, искать Ее молитвенного за нас ходатайства перед престолом Божиим. Ведь Она первая, после Христа, наша Ходатаица. Ее трепещут демоны, самые главные виновники всех наших бедствий. Они не выносят не только Ее присутствия, но бегут даже от Ее имени. Она первая наша Помощница в нашей борьбе с бесами, грехами и страстями. Она первая Целительница всех наших болезней и Избавительница от всех наших несчастий.

Будем только всегда с Пречистой через усердные к Ней наши молитвы. Будем только всегда стремиться к Ее материнскому покрову, с твердою верою, что ни одна наша молитва, ни одна наша слеза, ни один наш молитвенный вздох не пропадут бесследно. И тогда Она не только будет всегда спасать нас от всякого зла во время всей нашей жизни, но будет с нами и при нашем переходе в загробную жизнь, чтобы исполнились над нами слова акафиста в честь Боголюбской иконы Божией Матери: В час смертный явися нам Сама, Пречистая (Акафист Боголюбской иконы Божией Матери, кондак 13). Она отгонит от нас после смерти всех бесов, будет ограждать нас на всех воздушных бесовских мытарствах, представит нас, как своих возлюбленных детей к престолу Сына Своего и умолит Его водворить наши души в Его Небесных райских обителях.

Но вот на что мы должны обратить свое внимание. Неизглаголанная радость, возвещенная Архангелом Гавриилом Деве Марии, является и нашим достоянием. Пречистая Дева Мария получила благодать Святаго Духа быть Матерью Бога. А мы получили благодать Святаго Духа быть детьми нашего Господа. Поэтому, в той или иной мере, и мы можем иметь неизглаголанную радость, когда мы стремимся к сей благодати всем своим сердцем, когда сия благодать помогает нам неуклонно соблюдать все Божественные заповеди. Через такое исполнение заповедей Божиих при содействии благодати, мы и делаемся обладателями неизглаголанной, что то же, — божественной радости согласно словам Христовым: Аще заповеди Моя соблюдете, … радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится (т.е. будет совершенна) (Ин. 15:10-11). Эту радость за праведную свою жизнь испытывали все святые еще здесь на земле. Некоторые из них, например Андрей Христа ради юродивый и преп. Серафим Саровский, удостоились от Бога еще при этой жизни созерцать все райские красоты и ощущать эту неизглаголанную радость. Преп. Серафим, вкусивши ее при своем восхищении до третьего неба, говорил, что эту радость нельзя передать никакими словами человеческими, и что ради сего блаженства надо терпеть с полною готовностью здесь всевозможные страдания.

Будем помнить, что эта неизглаголанная радость предназначена Богом и всем нам. Поэтому будем в этой радости полагать последнюю и крайнюю цель всех наших трудов, всей нашей христианской жизни, чтобы сподобил нас Господь сего райского блаженства ради молитв Пречистой Девы Марии. Аминь.

Произнесено в русской церкви св. Николая г. Софии
25 марта / 7 апреля 1949 г.

vn001

Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди (1945-1949). — София.

См. также: