Сегодня:

26 сентября 2018 г.
( 13 сентября ст.ст.)
среда.

Обновление храма в Иерусалиме.

Седмица 18-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Пища с растительным маслом.

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сщмч. Корнилия сотника (I). Мчч. Кронида , Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мчч. Селевка и Стратоника (III). Мчч. Макровия, Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Сщмч. Иулиана пресвитера (IV). Прп. Петра в Атрои (IX). Вмц. Кетеваны , царицы Кахетинской (1624) (Груз.). Сщмчч. Стефана, Александра пресвитеров и Николая диакона (1937).


Обновления: Евр., 307 зач., III, 1-4. Мф., 67 зач., XVI, 13-18. Ряд.: Еф., 231 зач., V, 25-33. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39, и за четверг: Еф., 232 зач., V, 33 - VI, 9. Мф., 99 зач., XXIV, 13-28.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О клятве Божией и клятве человеческой

Слово 69

В 4-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Посему и Бог, желая преимущественнее показать
наследникам обетования непреложность Своей воли,
употребил в посредство клятву.

(Евр. 6:17)

vz002m

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В четвертую Неделю Великого поста мы с вами слышали слова апостола Павла из Послания к евреям (см. Евр. 6:13-20) о клятве Божией и клятве человеческой. Спросим себя, почему в эти святые покаянные дни Церковь предлагает апостольское слово именно об этом? А потому что клятва — дело великое. Напрас­ная божба, ложная присяга или неразумная клятва могут иметь для человека самые тяжкие и необратимые последствия.

Вам наверняка памятны слова Господа нашего Иисуса Христа: …говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:34-37). Мы должны четко уяснить для себя, что клятва, удостоверение именем Божиим, по-другому божба или присяга, может употребляться только в крайних, особых случаях и при этом должна удостоверять исключительно правду, истину.

Еще в Ветхом Завете иудейскому народу было заповедано от Бога: Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего (Лев. 19:12). Или в другом месте: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно (Втор. 5:11). Спаситель же наш Иисус Христос призывал учеников Своих, всех верных последователей христианской веры, вести такую честную, богоугодную, праведную жизнь и в глазах Божиих, и в глазах людских, чтобы клясться не надо было вообще, чтобы близкие верили одному утвердительному или отрицательному заявлению.

Но вернемся к посланию апостола Павла. Почему в сегодняшнем апостольском чтении говорится о клятве? Первые христиане, к которым и обращается апостол, в то сложное для выживания Церкви время грешили частыми и ложными клятвами и обещаниями. Они перестали воспринимать присягу как нечто важное и значительное. Впрочем, это можно отнести и к нашим дням. Мы слишком привыкли к обыденности клятвы, произносим ее, часто не задумываясь ни о последствиях, ни о малозначительности обстоятельств, с которыми наши заверения связаны. Между тем клятва для Господа Бога имеет очень важное значение. Ее нельзя превращать в привычку или, что еще хуже, прикрывать ею ложь. Ведь Бог видит всё, Ему открыты все наши мысли, чаяния, желания, любое движение души! Разве не страшно пред лицом Вседержителя быть клятвоотступником или лжесвидетелем, когда Сам Бог так внимательно относится к клятве? Вот мы слышали из уст апостола Павла: Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою. Вспомним, какое обетование, то есть обещание, давал Аврааму Бог? Как свидетельствует Священное Писание, Авраам происходил из семьи Фары. Отец его служил ложным богам. И вот в лице Авраама Господь Бог пожелал сохранить чистую веру, потому велел ему покинуть родительский дом и идти в землю, далекую и совсем неизвестную. Авраам, как мы знаем, послушался Творца, поселился в землях, указанных Господом. При этом Бог сказал, что от Авраама произойдет народ великий; чрез него и особенно его Потомка благословятся все племена земные (см. Быт. 12:1-3). Но Авраам был уже достаточно стар годами и оставался бездетным. В течение десяти лет праведник ждал, но обетование Вседержителя о многочисленном потомстве оставалось несбыточным. Авраам печалился, в ответ на слова Бога о ждущей его великой награде произносил: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным (Быт. 15:2). Но тогда Господь указал Аврааму на ночное небо, усыпанное звездами, и сказал, что у него будет не меньшее потомство, праведник уверовал, и за твердую веру свою действительно был впоследствии одарен детьми, как и обещал Бог. Причем вера праотца пред очами Божиими явилась благочестивым и праведным делом.

Вы помните также, братья и сестры, что когда появился на свет долгожданный Исаак, Бог повелел Аврааму принести его в жертву: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22:2). И как поступает Авраам? Конечно, он очень любит своего подросшего тринадцатилетнего сына, в котором все надежды и чаяния его, но Бога Авраам любит не меньше, и потому он повинуется, смиренно и беспрекословно. Идет на указанную гору, подготавливает жертвенник, кладет на него Исаака и заносит над головой мальчика нож. Но Бог не допустил смерти отрока. Господу нужна была не смерть ребенка, но — несомненное, полное доверие Его Промыслу и искренняя любовь, которую Авраам явил воочию.

И за это Авраам удостоился от Бога клятвенного заверения, что все обещанное непреложно сбудется. Апостол пишет: Так Авраам долготерпев получил обещанное. Зачем же Бог поклялся Аврааму? Да не просто поклялся, а Самим Собой. Впрочем, кем же и чем еще мог поклясться Отец Небесный? Мы слышали в апостольском чтении: Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. Чем клянутся обычно? Высшим для человека — Богом, Ангелами, святыми угодниками, небом, землей, родиной, матерью, детьми, своей жизнью… И так как человек благоговеет пред святым именем Бога, то клятва является удостоверением в решении любого спорного вопроса. Выше Бога нет ничего, вот почему Господь, давая клятву людям, клялся Самим Собой. Благословенная клятва эта состояла в том, что Отец Небесный обещал праведнику непременное явление Спасителя именно из Авраамова рода, и люди должны верить в Мессию, который принесет освобождение от греха, восстановит Богообщение, укажет путь в Царство Небесное.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! По величайшей любви Своей Бог Отец еще задолго до пришествия в мир Бога Сына дал людям это благословенное обещание. Более того, Вседержитель подтверждал верность Своего обетования разными явлениями, которые должны были убедить род человеческий. Для того-то являлся Он ветхозаветным праведникам, открывал людям различные пророчества, звучал гласом небесным. И вот из уст Божиих была произнесена клятва, последний способ убеждения, выше которого нет ничего. Наследниками обетования являются здесь все духовные чада Авраама, а в более широком смысле — все верующие во Христа.

За веру и долготерпение праведный Авраам получил исполнение Божественного обещания. А разве нам, братья и сестры, Господь наш Иисус Христос мало благословенного обещал? Что же порой мы становимся так маловерны, почему ропщем на Бога за нескорое исполнение просимого? Признаемся, что нет в нас не только долготерпения Авраамова, но и обыкновенного человеческого терпения. Очень нам его не хватает! Мы постоянно забываем о том, что Бог любит нас и, как Вселюбящий Отец заботится о каждом Своем неразумном чаде и, конечно же, хочет, чтобы в нас не угасала надежда на Его премудрый Промысл, чтобы сердца были наполнены беззаветным доверием к Нему. Только жизнь, преисполненная верою в Бога, будет способствовать обретению душевного мира и спокойствия. Надежда на Господа — вот якорь безопасный и крепкий. Только надежда на Спасителя поможет нам достойно пройти бурный океан земного бытия и достигнуть Небесного Царства, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Мы должны радоваться и ликовать, потому что Сын Божий является нашим Предтечей и приуготовляет место всем верным последователям Своим. Господь вошел туда как наш вечный Первосвященник, первым вошел, чтобы облегчить указываемый нам путь.

Постараемся же не огорчать Господа ложными обещаниями, не нарушать заповедь Спасителя о клятве. Если мы станем вести чистую христианскую жизнь, если будем являть ближним любовь, сострадание и добро, не только хорошо говорить, но и хорошо поступать, то людям, общающимся с нами, совсем не понадобятся клятвенные заверения, потому что они вполне поверят каждому нашему честному утвердительному или отрицательному слову.

Будем же с терпением и смирением ожидать свершения обетований Божиих в нашей жизни. Святитель Филарет, митрополит Московский, поучает: «Чтобы долго идти к спасению узким путем, необходимо постоянство и терпение… Нужно уповать на благодать, но при этом подражать тем, которые верою и терпением наследуют обетования (Евр. 6:12)». Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: