Сегодня:

21 июля 2018 г.
( 8 июля ст.ст.)
суббота.

Казанская икона Божией Матери.

Седмица 8-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия , Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Сщмчч. Александра, Феодора и Николая пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579), и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655) Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1895), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), в Высочиновская (XVIII), в Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О вере и долготерпении

Слово 65

В субботу 4-й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви,
который вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

(Евр. 6:10)

af001-1m

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Евр. 6:9-12) прозвучала очень актуальная мысль апостола Павла о том, как важно верующему не только иметь надежду, но и запастись долготерпением.

Примечательно обращение, которое употребляет автор послания. Апостол Павел называет своих учеников возлюбленными. Каждая строка послания пронизана искренней, нелицемерной христианской любовью, которую апостол испытывает ко всем ученикам. Естественно, если бы они не были дороги его доброму сердцу, то вряд ли он так пламенно призывал бы их сохранять стойкость, уверенность и не отступать от истинной веры. Порой слова его становятся жесткими, порой обличающими, но они всегда проникнуты крайне доброжелательным отношением. Апостол как бы говорит о том, что именно любовь делает его более строгим и взыскательным к чадам Церкви Христовой, ибо слишком много на этой земле всякого рода искушений и страстей, способных увести в сторону, сбить с правильного пути. Цель же любого благовестника, и апостола Павла в том числе, — чтобы люди поняли, насколько важно очиститься от грехов и своими молитвенными трудами и милосердными начинаниями достигнуть Царства Небесного.

Святитель Иоанн Златоуст, объясняя внутреннее состояние апостола Павла, говорил о проявлении великой христианской любви, когда взаимоотношения между пастырем и овцами избранного стада строятся на отеческой строгости: «Уж лучше я припугну вас на словах, нежели вы потом ввергнете меня в горе своими делами». При настоящей любви даже обличительная, суровая правда звучит благожелательно. И этого невозможно не заметить.

Впрочем, прочитанные сегодня строки несут в себе не только предостережение, но и свет особого откровения. Апостол Павел, ревностный воин Христов, поддерживая первых христиан, вселяет в них — и в нас с вами, братья и сестры, — уверенность, что Отец Небесный никогда не забудет Своих обетований. И потому: Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую ревность до конца. Естественно, речь идет здесь о ревности по Боге и ревностном же исповедании православной веры. Ведь далее первоверховный Павел прямо указывает, что подражать надо тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Это значит, что для укрепления веры необходимо всегда хранить в своей душе надежду и долготерпение. И тогда — что бы ни происходило вокруг, с какими бы жизненными ситуациями ни пришлось столкнуться, ничто не способно сломить или даже поколебать твердыню учения Христова, просветившего сердце величайшей Божественной истиной.

Очень важно, что послание апостола Павла обращено не к безликой толпе, а к конкретным людям, личностям. И, как весь род человеческий, они могут ошибаться, впадать в грехи и соблазны этого суетного мира. Но что бы ни случилось, утверждает верный последователь Господа, надо держаться спасения. Что, впрочем, первые христиане и делали в большинстве своем. Хотя, если бы не было отступлений и опасности отпадения от истинной веры, апостол Павел не стал бы увещевать их так строго.

Повторюсь: автор послания делает выговор не Церкви, а ее членам, конкретным личностям, как когда-то это делал Господь наш Иисус Христос. Впрочем, свидетельство о важности каждого человека для всеобщей истории и значимости его для Господа мы находим еще в Ветхом Завете. И сказал Господь Бог Моисею… Я знаю тебя по имени (Исх. 33:17). Киру же Бог говорит: Я Господь, называющий тебя по имени (Ис. 45:3). В Библии много личных имен, целые главы посвящены длинным родословным. Зачем? Казалось бы, подобные перечисления и описания в Священном Писании можно было бы опустить, их и читать-то утомительно. Однако не является ли это ярчайшим свидетельством и доказательством того, что с библейской точки зрения человек прежде всего личность, а не частичка толпы, не винтик в огромном механизме общественной машины, как это понимают некоторые. Вот такое же личностное мировосприятие мы находим в Послании к евреям святого апостола Павла. Ему безмерно дороги эти люди, все вместе и каждый в отдельности! И мы узнаем из слов апостола, что хотя они еще не возмужали в христианской вере и знании, хотя первоначальная восторженность, свойственная всем начинающим, быстро прошла, христиане Палестинской Церкви не оставили своего деятельного служения Богу и людям, а, значит, продолжали пребывать на пути спасения. Вот за это-то и хвалит их апостол Павел! За терпение в вере.

А теперь попробуем, братья и сестры, заглянуть с этой точки зрения в свои души. Ведь с нами тоже временами происходит нечто подобное. Когда мы, будучи новоначальными, только-только начинаем ходить в храм, толком еще ничего не знаем и мало что понимаем, Господь, по великой милости Своей, дарует нам вкусить благодать церковной жизни. Состояние блаженства от пребывания в храме, восторг при слушании церковного пения, благоговение пред священнослужителями, трепет при прикосновении к святым иконам и честным мощам. Разве мы с вами не испытывали ничего подобного? Конечно же, испытывали и наслаждались таким состоянием души. И, оставив мирские дела и наслаждения, с воодушевлением спешили в храм Божий, чтобы помолиться, чтобы еще и еще наполниться неизреченным теплом веры, светом Христовым, просвещающим всех. Но потом, по прошествии какого-то времени, мы вдруг ловили себя на мысли, что все изменилось. Вот уже и Богослужения не так привлекают, и воскресная школа становится не радостью, а обязанностью, и на службе мы не так внимательны: вместо того чтобы молиться и взывать ко Господу — отвлекаемся на посторонние вещи, грешим пустыми разговорами, хождением по храму, недостаточным усердием в слушании слова Божиего. И тогда то, что когда-то приносило духовную радость, становится обыденным, входит в привычку. Христианская жизнь вроде бы продолжается, мы и исповедуемся, и причащаемся, но все как-то поверхностно, механически, без благодати. В такие моменты очень трудно выстоять, по словам апостола Павла, не облениться. Но, наверное, стоит задуматься: а для чего Господь попускает нам пережить подобное состояние? Не в испытание ли веры нашей? Если выдержим, не бросим ходить в храм, не прекратим духовное делание, значит, мы действительно любим Христа и являемся Его верными последователями! Те же, кто не выдерживают, уходят в безбожный мир, теряются для Господа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! А что же в таком случае делать? Как не допустить в себе оскудения и разорения веры? Путь простой и доступный — любите Бога своего! Если в сердце будет жива искренняя и неизменная любовь к Господу, то и молитва исправится, и слезы покаяния польются, и радость от общения с Богом вернется к нам. И нужно всего-то, как учит святой апостол, не терять надежды, запастись терпением и продолжать ходить в храм, участвовать в богослужениях, принуждать себя к аккуратному исполнению домашнего молитвенного правила и вдохновляться к жизни по заповедям Божиим. Тем самым мы исповедуем пред Отцом Небесным свою верность, стремление приблизиться к Нему, очиститься от всякой скверны плоти и духа. Если не впадать в уныние, а постараться вести себя богоугодно, благоговейно и трепетно, то настанет день, прекрасный день нашей христианской жизни, когда мы в полной мере, еще с большей насыщенностью и полнотой ощутим на себе любовь Вселюбящего Бога, Его заботу, попечение о нас, Его неустанное стремление направить нас на путь спасения. И тогда свет Христов опять засияет в наших душах, и благодать Святого Духа непременно осенит нас.

Апостол Павел не только палестинских христиан, но и всех христиан призывает подражать тем, кто верою и долготерпением наследуют обетования. Он говорит о том, что не мы первые понесли свой крест. И до нас было столько людей, которые ради Господа претерпели многие опасности, мучения и страдания, но с помощью Божией преодолели всё. Мы тоже должны одержать славную победу в этой нелегкой борьбе. Тем более нам идти-то гораздо легче — мы идем по дороге, утоптанной святыми угодниками Божиими, которые по сей день предстоят у престола Всевышнего и возносят молитвы за весь грешный род человеческий. Сподобимся же всегда помнить об этом.

Преподобный Нил Синайский поучает: «В какой мере преуспевает человек в духовном подвиге, в такой — восходит на высоту тайн Духа и утаенных сокровищ премудрости». И святитель Тихон Задонский говорит: «Блажен человек, который верою обретет Царя Небесного и удостоится войти в святое общение с Ним. Кто обретает Бога, тот с Богом и в Боге наилучшим образом обретает все блага. Блаженно то сердце, в котором пребывает это сокровище всех благ». Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: