Сегодня:

16 октября 2018 г.
( 3 октября ст.ст.)
вторник.

Святитель Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти, сщмч.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Поста нет.

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского (96). Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Прп. Дионисия, затворника Печерского (XV). Свт. Агафангела исп. митр. Ярославского (1928). Трубчевской иконы Божией Матери (1765).


Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11. Лк., 27 зач., VI, 37-45. Сщмчч.: Деян., 40 зач., XVII, 16-34. Мф., 55 зач., XIII, 44-54.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя»…

Слово 71

В среду 5-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже,
милостив буди ми, Благодетелю, да прозрю внутреннима очима,
и убегну тьмы, и со страхом возопию:
Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

(Стихира вечерни)

a271m

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

На сегодняшней вечерне, предваряющей благодатную Литургию Преждеосвященных Даров, мы с вами сподобились слышать 24 покаянных стихиры «по алфавиту», творение преподобного Андрея Критского. Это песнопение наводит на многие важные мысли, а запев, повторяющийся неоднократно: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», наполняет душу трепетом, страхом Божиим и стремлением к покаянному очищению. Каждая стихира несет особый по значимости смысл, готовит нас к величайшему таинству — достойному принятию Святых Даров на Божественной Литургии.

Сегодня хочется остановиться на той стихире, которая представляет собой благословенное стенание души, вопиющей ко Господу в надежде спасения и наследования жизни вечной. Слова ее хоть и написаны очень давно, но и ныне близки и понятны каждому христианскому сердцу. Разве во дни святого поста мы не готовы с сокрушением сердечным воскликнуть: «Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже, милостив буди ми, Благодетелю»?! Разве это не наши с вами покаянные мысли?! Церковное Богослужение тем и благодатно, что позволяет каждому ощутить собственную сопричастность всему происходящему, позволяет пропустить молитвенные воздыхания через свою собственную душу.

Мы приходим в храм для встречи с Богом, для сотворения теплой общей молитвы, которая так угодна Небесному Отцу. Мы приходим восславить Господа, воздать хвалу Творцу неба и земли, воспеть неизреченную Его благость. Но главное — мы несем в храм Божий, к Милосердному Создателю нашему, осознанное и пережитое всей глубиной души покаяние в совершенных беззакониях и прегрешениях, приходим, чтобы покаяться, духовно очиститься и опять приблизиться к Богу. Ведь творимыми грехами мы непрестанно предаем Его любовь, удаляемся от Него. Так невыносимо для верующего человека быть в отдалении от Возлюбленного Господа! А кто, спрашивается, виноват? Мы сами! Не Спаситель отступает от нас, а мы, скверные и грешные, предаем Его доверие и любовь, Его вечную искупительную жертву.

Господь наш Иисус Христос велит быть нам добрыми, а мы копим в душе ненависть и злобу к ближним своим. Быть милостивыми, а нам так не хочется делиться материальными благами. Быть милосердными, но нас не хватает на светлые чувства, на сострадание и любовь к окружающим людям… Можно еще долго говорить о том, как мы каждодневно нарушаем повеления Божии, не храним заповедей Господних. Почему так происходит? Потому что нам, к сожалению, ближе земное, чем небесное. Погрязли в грехах своих, в мнимых удовольствиях, страстях и пороках. Привыкли к ним; более того, возлюбили грех и поработились ему. Грех же в человеческой природе несет страшную, разрушительную силу. «Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово!» — говорит Святитель Василий Великий. А Святитель Иоанн Златоуст указывает: «Всякий грех есть безумие и всякий грешник — безумец».

По сути своей грех является нашим самонаказанием, мукой, к которой мы добровольно сами себя приговариваем. Вот подумайте, разве радостью и спокойствием сопровождаются согрешения? Конечно, нет. Быть может, мы и испытываем временное мимолетное удовольствие, но совсем недолго! А потом — тоска, печаль, угрызения совести, болезни, страдания. И все это — последствия грехов наших! Так не наказываем ли мы себя сами собственными грехами? Не в благодатном спокойствии, не в умиротворении пребывает грешная душа, а в недуге духовном, тяжкой болезни, излечение от которой даст только искреннее покаяние. Но при этом важно осознать, увидеть свои грехи, понять их разрушительную власть. И здесь мы вместе с преподобным Андреем Критским просим словами прозвучавшей сегодня стихиры: «Да прозрю внутреннима очима, и убегну тьмы».

Речь идет не о телесном зрении, а о видении духовном, которое закрыто для людей, не знающих Бога. Мы все стремимся к свету Христову, дабы избежать духовной смерти, которая и является тьмой кромешной. Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Грех разлучает человека с Богом, и благость Божия сожалеет о том, что гибнет ее образ, исполненный Божественной красоты… Грехом умерщвляется душа твоя, возврати ее к жизни слезами». Мы помним из Святого Евангелия слова отца, который сказал о блудном сыне, вернувшемся к нему с покаянием: Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:24). Понятно, что здесь сказано не о физической смерти человека, а о духовном небытии, в котором пребывал заблудший, но возвратился к отцу через покаяние.

Притча эта обо всех нас, братья и сестры! Каждый из нас пребывал в свое время в сени духовной смерти, но, по милости Божией, верою и осознанием совершённых грехов, искренним раскаянием за свои беззакония возвратился к Небесному Отцу. И потому мы сегодня в храме Божием. Потому мы славословим и благодарим Создателя нашего, называя Его Благодетелем. Да, Господь — Благодетель наш во все дни, потому что желает и дарует нам исключительно любовь и благо! Только с Богом мы пребываем в вечном свете, потому что, как писал святитель Тихон Задонский, «где нет света, там тьма; где нет жизни, там смерть. Бог есть свет жизни, свет животворящий, следовательно, во тьме и смерти все те, кто от Него отлучился».

И нет грехов больших или малых, каждый — нарушение закона Божия, дерзновенное противостояние Богу, Его воле и Промыслу, попрание собственной совести. Но сколько бы ни было согрешений, каким бы тяжким грузом ни лежали грехи на душе, — слезы покаяния, сокрушение о совершённых беззакониях и смирение сердечное способны разрушить их до основания. Только без Божией помощи невозможно достойно бороться с грехами. Порой кажется, что мы сами, собственными силами можем справиться и оказаться победителями в этой нелегкой битве, но это не так. Без Бога все наши усилия остаются и останутся тщетными. Так и отцы Церкви Христовой учили. Например, преподобный Макарий Египетский пишет: «Невозможно душу разлучить с грехом, если Бог не прекратит и не остановит этого злого ветра, пребывающего в душе и в теле. Помни: не дано человеку и невозможно искоренить грех собственной силой. Бороться с грехом, противиться, носить и принимать язвы — это в твоих силах, а искоренить — Божие дело».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Просите и дано будет вам, — сказал Спаситель (Мф. 7:7). Просите искренне и пламенно, если хотите получить желаемое! Прилагая старание о душе своей, начиная отчаянную борьбу с греховным пленом, не будем смущаться своим падением, но обратимся с надеждой и упованием к Вселюбящему Богу, Который ждет нашего обращения, всегда готов простить, поддержать и даровать спасение. Будем просить заступления у Господа в нелегкой схватке с собственными грехами и пороками. Вместе с преподобным Андреем Критским, незабвенным учителем истинного покаяния, вместе со всей Святой Церковью со страхом душевным возопием: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». И Бог обязательно смилостивится над нами, войдет в нерукотворный храм души, чтобы принять покаяние, очистить от грехов и избавить от развращающего влияния врага рода христианского. В душе, принимающей Господа, нет и не может быть беззакония, потому что это несовместимо!

Только не должны мы отчаиваться из-за грехов наших, впадать в уныние и скорбеть о недостижимости спасения. Преступность греха определяется его нераскаянностью, духовным забвением, упорным желанием в нем пребывать. Вспомним слова преподобного Исаака Сирина: «Мы становимся грешниками не тогда, когда сделаем грех, но когда не возненавидим его и не раскаемся в нем».

Если же человек скорбит о грехах своих, стремится к духовному очищению, боится прогневать Бога и не ищет оправдания своим противозаконным действиям, Господь наш Иисус Христос не замедлит прийти на помощь и избавит душу от греховного рабства. Будем помнить об этом всегда, и особенно во время Великого поста — в святые дни молитвенных трудов и покаяния. Как говорит Святитель Василий Великий: «Грех, живущий в глубине души, умерщвляется в ней принятием такого поста, который подлинно достоин этого наименования». Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: