Сегодня:

25 апреля 2019 г.
( 12 апреля ст.ст.)
четверг.

Моление о Чаше.

Страстная седмица.

Пища с растительным маслом.

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери
Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Прп. Исаака Сирина в Сполете Италийском (550). Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Прп. Анфусы девы (801). Прп. Афанасии игумении (860). Прмч. Сергия (1938). Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.


Утр. - Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1-39. Лит. - 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12-17.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово 2-е в неделю Цветоносную

Святитель Игнатий Брянчанинов

ic007-3m

В озмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы (Пс. 23:7). Законополагает и провозглашает это Святый Дух устами вдохновенного пророка.

Возлюбленные братия!

Бог выражает Свое всесвятое благоволение жительствовать в нас. Волю великого Бога нашего особенно приличествует возвестить в настоящий праздник, в который мы воспоминаем вшествие Господа во град Иерусалим, в град мира, в град истинного служения Богу; Иерусалим есть образ благочестивой души. «Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы».

Слово Духа надо разуметь и объяснять духовно, сказал святой апостол (1Кор. 2:14). Призовем свыше Божественную благодать, и рассмотрим о Господе воззвание к нам Господа: «Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы».

Кто – «князья», к которым обращается здесь слово Божие? Душою и телом человека, всеми его силами и способностями, его жизнью обладает и располагает ум его. Ум – владыка, царь, священник, князь в малом мире – в человеке. Господь наш Иисус Христос есть Божия Истина. Как Истина принимается исключительно умом, то слово Божие, приглашая человеков к принятию Спасителя, обращается к началу их, к духу, к уму, – говорит: «Возмите врата, князи, ваша». В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине – Христе – заключается сущность спасения нашего.

Какие врата повелевается взять, чтоб соделать возможным вшествие Царя Славы в богозданный град, в человека? Эти врата – грех: «греси ваши», говорит пророк, «разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас» (Ис. 59:2).

Врата названы «вечными»: грех, которым мы заразились в нашем корне, в праотцах, бесконечен. Спаситель положил ему конец. Но и теперь грех бесконечен и вечен в тех, которые не признают Спасителя или, признавая Его устами, отрицаются жизнью. «Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная».

Что ж опять значит в Божием приглашении и повелении выражение «возмите»? Обыкновенно врата отворяются, а здесь узаконяется взятие их. Так! оказалось недостаточным для этих врат – для греха – слово «отверзите», нужно было употребить слово «возьмите»: нужно взять врата, отъять их, уничтожить совершенно. «Покаяние во грехе, – сказал некий великий отец (преп. Пимен Великий), – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем, и уже не повторять его». Только в ту душу, которая с решительностью отвергнет грех, которая удовлетворительно очистить себя покаянием, «внидет Царь Славы».

Святой Дух, заповедуя взять врата, повелевает и вратам взяться: «возмитеся врата вечная». Это знаменует: для первоначального оставления греха и греховной жизни необходимы собственное произволение и усилие человека; но прощение человеку грехов, освобождение от насилия греховных навыков, очищение от греховных качеств, усвоившихся падшему естеству, совершается действием всесвятого и всесильного Божия Духа. «Возмитеся врата вечная»! Когда возмутся врата вечная, — входит в душу Царь Славы.

Вожделенным и радостным было для Иерусалима воспоминаемое и празднуемое нами вшествие в него Искупителя, Спасителя, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. Возлюбленные братия! Все мы можем сподобиться этого величайшего счастья, если пожелаем его и устремимся к приобретению его от всего сердца нашего. Отвратимся от греха, ради которого отвращается от нас Господь; отвратимся от греха искренним и действительным покаянием! Мысли, сердечные чувствования, слова, дела наши да будут выражением заповедей Христовых, которыми преподается точнейшее уклонение от зла и правильное богоугодное творение добра. Таким поведением мы соделаем себя домом, храмом, градом, достойным Христа. «Аще кто любит Мя», сказал Он, «слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у Него сотворим (Ин.14:23). Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы». Аминь.

vn001

Источник: Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь.
М.: «Правило веры».– 1993 г.

См. также: