Сегодня:

20 августа 2018 г.
( 7 августа ст.ст.)
понедельник.

Святитель Митрофан Воронежский.

Седмица 13-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363). Обретение мощей свт. Митрофана , еп. Воронежского (1832). Прп. Антония Оптинского (1865). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора Фиваидского (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы (IV). Прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239). Прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV). Сщмчч. Александра , Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О плодах духовных

Слово 90

В Великий Понедельник

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути:
се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем.
Придите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся,
и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним…

(Стихира на хвалитех на утрене)

ic007-2m

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Вот и наступила она — священная седмица страданий Христовых. Мы с вами вступаем во время самое важное, самое ответственное в церковном году. Ведь не случайно дни эти называются Великими. Чрезвычайность воспоминаемых событий возносит каждый день этой недели на величайшую высоту христианского сострадания и сопереживания. С особым смирением и благоговейным трепетом входим мы в это святое время в храм Божий. Суета земная отступает на второй план. Все события повседневной жизни как бы не имеют теперь значения, потому что кажутся такими мелкими, ничтожными, не заслуживающими нашего внимания. А все мысли, все чувства, все помышления устремлены к Нему, Сыну Божиему, готовому пройти сквозь трясину предательства, боль унижения, позор надругательств, тяготу страданий и позорную смерть на кресте.

Грядый Господь к вольной страсти… Он Сам, по неизреченной воле Своей становясь жертвенным Агнцем, святым апостолам возвещает о том, что предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем (ср. Мк. 14:21). Этим Господь призывает окружающих с особым вниманием и сочувствием отнестись к Его словам о том, что неминуемо должно произойти. И только ли к ученикам Его обращено сказанное?! Неужели от этих слов Спасителя не вострепещет и наше так любящее Господа сердце?! В эти дни всем нам, христианам, предстоит благостное поприще сострадания, каждому по его мере, духовной силе и степени любви.

Сострадать — значит разделять страдания. Сколь же высокую и важную задачу возлагаем мы сейчас на свои плечи? Прожить вместе с Господом эти последние, самые трудные дни Его земной жизни… Следовать по стопам Его. Видеть духовным зрением все тяготы и муки, которые Сын Божий понес за нас. Стоять рядом с Ним на Голгофе. И плакать от сопереживания, любви и от бессилия что-либо изменить! Благостность сострадания именно в этих льющихся из наших глаз, порой неожиданных, порой слишком откровенных или, наоборот, сокровенных, но всегда очистительных слезах… Бог есть Любовь. Он любит нас! Ради нас все это… Сумеем ли мы хоть отчасти воздать Господу нашей любовью?!

Когда действительно любишь, сопереживание становится основой существования. С любимым человеком мы счастливы разделить и радости, и горести. Эта сопричастность является тем светом, который согревает и обновляет душу. Но способны ли мы не просто к большой земной, а к величайшей христианской любви, когда боль Господа — наша боль, страх Господа — наш страх, молитва Господа — наша молитва?..

Еще вчера мы с вами праздновали торжественный Вход Господень в Иерусалим. Толпы ликующего народа, приветственные крики, шум. И среди всей этой ликующей суеты Его глаза — грустные, все понимающие и все знающие глаза истинного Бога: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет… (Мк. 10:33).

Можем ли мы остаться равнодушными и не разделить со Спасителем Его последние минуты? Ведь это за нас Господь идет на крест! Наши грехи омываются Его святой кровью! Отвергнем же житейскую суету. Остановимся. Подумаем…

Господи, позволь нам просто быть рядом, позволь сопереживать беспредельным страданиям Твоим, шаг за шагом сшествуя Тебе, Спасителю нашему!

Сегодня мы слышали в Евангелии (см. Мф. 21:18–43), как Спаситель, возвращаясь после торжественного входа в Иерусалим, по дороге взалкал и увидел смоковницу. Господь захотел отведать плодов ее, но таковых не нашел — на дереве были только листья. И тогда сказал Христос: да не будет же впредь от тебя плода вовек, — и смоковница тотчас засохла. Узрев это чудо, ученики удивились, как могло в одночасье засохнуть здоровое и крепкое дерево? На что Божественный Учитель сказал им: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Многое может молитва, творимая с любовью и верою.

И как бы в объяснение происходящего Господь сказал приступившим к Нему в храме первосвященникам и старейшинам притчу о виноградарях, которым был поручен в работу виноградник, но когда пришло время собирать урожай, они не только не отдали хозяину плодов, но и убили его единственного, посланного к ним сына. Потому сказываю вам, заканчивает притчу Спаситель, что отнимется от вас Царство Божие.

Почему Господь одну за другой произнес эти притчи? Что общего между этими двумя, казалось бы, такими разными образами? И бесплодная смоковница при дороге, и злые виноградари из притчи — образы состояния душ человеческих. Наших с вами душ, братья и сестры! Рано или поздно ко всем нам приходит Господь наш Иисус Христос, алчущий одного — нашего спасения. И что же находит Сын Божий в нас? Где плоды нашей веры, где молитвенные воздыхания, где стремление к духовному совершенствованию? Нет их! Листья, одни только листья — суета земная, житейские заботы, мелочные страсти и суетные переживания. Но для того ли Вседержитель «насадил» нас на земле, сугубо одарив силами и способностями?

Спросим себя: а что есть плоды духовные, которых ждет от нас Спаситель? Святой апостол Павел говорит: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера… (Гал. 5:22). Заглянем теперь в свои сердца, присутствуют ли в них драгоценные для Господа плоды добрых дел, или уподоблены они бесплодной смоковнице либо виноградарям, не желающим эти плоды отдавать? Как страшно звучит: отнимется от вас Царство Божие. В притче о виноградарях нельзя не видеть осуждения тем христианам, которые дерзостно нарушают заповеди Божии и продолжают распинать Сына Божия своими многочисленными прегрешениями. Только бы не к нам были обращены эти слова! Еще есть время… Поспешим же, опомнимся, не дадим засохнуть духовным силам своим! Сбросим и отметем, хотя бы в Страстную седмицу, листья суеты, чтобы произрастить для Господа в душах наших благодатные плоды веры, любви и покаяния.

Смоковницы осуждение да не предварит тя, но благия плоды потщися сердца броздами, душе, Творцу твоему Христу возвести, в покаянии Ему приносящи.

(седален по 1-й песни трипеснца на повечерии в Неделю ваий).

В Страстной Понедельник кроме бесплодной смоковницы и злых виноградарей Церковь напоминает нам и о целомудренном Иосифе, проданном в рабство братьями за 20 сребреников и потом вверженном в темницу между двумя преступниками. Это ветхозаветный прообраз грядущих страданий Спасителя.

«Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит», — возглашает Церковь (седален по 3-й кафизме на утрене). Сегодня не просто первый день недели, понедельник, сегодня — начало страстного пути Господа, на который, сшествуя нашему Спасителю, все мы с трепетом и благоговением вступаем. И идем по нему за Христом. Каждый — по мере своих сил и возможностей. Кто-то постоянным присутствием в эти дни на Богослужениях в храме. Кто-то благоговейным чтением Святого Евангелия и размышлением о последних событиях из жизни Господа и о страданиях Его. Для многих эти святые дни — время усиленного поста, исповеди и причащения. Недаром святые отцы говорят, что «кто, имея возможность приступать в сии дни ко Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот явно уклоняется от Господа, бежит от своего спасения».

Есть и еще один путь следования грядущему на страдания Господу: добрые дела, совершаемые во имя Его. Кажется, что это самый отдаленный и непрямой путь, но между тем нет ничего ближе него. На Страшном суде Своем Господь по делам милосердия будет оправдывать или осуждать людей. Облегчая страдания ближних в эти дни, мы исполняем заповедь Божию. И потому да не пройдем мимо нищего, накормим алчущего, оденем нагого, утешим скорбящего. И наше усердие будет приятно Господу не менее, чем усиленный пост и молитва. Носите бремена друг друга, наставляет святой апостол Павел, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6:2). Опечаленный и страдающий, кто бы он ни был — близкий друг или давний враг, своими скорбями должен призывать к состраданию каждое христианское сердце.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Воздадим же вступившему на поприще страданий Спасителю всю полноту нашей любви христианской, в которой воедино собраны все человеческие добродетели. Любовь эта позволит нам не только последовать Христу, не только сопереживать, не только сострадать и молиться, но и сораспяться с Господом. И радостно воскреснуть вместе с Ним! Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: