Сегодня:

26 августа 2019 г.
( 13 августа ст.ст.)
понедельник.

Святитель Тихон Задонский.

Седмица 11-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника. Обретение мощей блж. Максима , Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона , еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии, в Риме (258). Сщмчч. Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918). Сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая, Иакова пресвитеров и Алексия диакона (1937). Мч. Василия (1942). Минской (1500), и именуемых "Страстна'я" (1641) и "Семистрельная " (1830) икон Божией Матери.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа,
не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть,
а рожденное от Духа есть дух.

(Ин. 3:5-6).

ic088m

Христос воскресе!

Сегодня Церковь и Россия празднуют день рождения Государя Императора Николая Александровича. В честь его рождения побеседуем, возлюбленные братия, о нужде и необходимости для всех духовного рождения.

Прошу внимания слову истины, ибо Господь говорит, и ни одно слово Его не мимо идет. Небо и земля прейдут, но слова Его не прейдут (Мф. 24:35; Мк. 13:31). Приведенное изречение Господа взято из ночной беседы Его с Никодимом, ученым князем жидовским. Никодим был из числа фарисеев, а фарисеи веровали в воскресение мертвых. Никодима сильно занимал вопрос о том, что именно требуется от него, чтобы удостоиться воскресения праведных и жизни вечной; между тем он мечтал, что войдет в Царствие Небесное по своему происхождению от Авраама и по своему почетному положению в народе иудейском, как учитель Израиля. Но Господь разбивает его высокоумие и ложное упование, говоря, что его не спасет ни происхождение, ни его княжеское достоинство, ни ученость и учительское звание, и что для того нужно нечто совсем особенное, чего Никодим не имеет и о чем он и не знает, и не помышляет, а именно, что ему нужно родиться свыше от Бога, родиться от воды и Духа и что тогда только он может видеть Царствие Божие и войти в него, ибо рождение наше плотское есть грех и скверна, а рождение от Духа, то есть от Бога, духовно и свято. Вот учение Самого Господа о нужде и необходимости для человека духовного рождения, учение, на основании которого установлено на все века в мире христианском первое по порядку Таинство крещения, в котором мы все родились от Бога, причем дали обеты Богу чрез восприемников хранить и возращать благодать рождения от Бога, стараться всегда жить свято, как подобает чадам Божиим, и приносить Богу плоды покаяния и добрых дел.

Итак, все мы, возлюбленные братия и сестры, получили от Бога, чрез посредство святой Церкви, духовное рождение и усыновление Богу. Но родились ли мы действительно от Бога, чувствуем ли, ощущаем ли в себе плоды духовного рождения, близость к Богу, как чада к отцу, присвояемся ли Ему искреннею верою, всегдашнею молитвою, покаянием, взаимною любовью, правдою, чистотою, кротостью, смирением, послушанием, милосердием? Вот вопросы, властно поставленные пред нами святой Церковью и Словом Божиим. Они должны всегда предноситься пред нами, и мы должны разрешить их на деле, ибо вера без дел и крещение без дел мертвы (Иак. 2:26). Не думаем ли мы, подобно Никодиму, что мы войдем в Царствие Божие по своему христианскому крещению и званию и ради внешней принадлежности нашей к святой Церкви, без исправления сердца и всей жизни нашей, ради видимого только исполнения христианского долга? Родились ли мы, повторяю, свыше, от Бога? Сделались ли мы новою тварью? Отложили ли ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4:22), стали ли новым тестом, с закваскою в сердце чистоты и истины? (1Кор. 5:7-8). А если мы остаемся в сердце со старой закваской злобы и лукавства, как говорит святой апостол Павел, то мы еще не родились от Бога, еще мы чада лукавого и творим его пагубную волю. Скрывать греха нечего: между русскими людьми примечается и очевидно для всякого общее расслабление и шатание нравов во всех сословиях и возрастах, и обоих полах: вольнодумство, стремительность ко всякому беззаконию, в иных гордое хвастовство грехом, в детях непокорность и распущенность, в супругах неверность и осквернение святости брачного ложа, во всех — оскудение молитвы и духа молитвенного. Нужно перевоспитание, возрождение человека и общества, исправление частных и общественных недугов, очищение нравов. Иначе мы навлечем на себя гнев Божий и общественные бедствия.

Как всякая общественная должность требует предварительного приготовления и обучения, так, тем более, должность христианская требует непрестанного обучения духовного, образования и воспитания по Духу Христову, по духу Его Евангелия, ибо, если… кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его (Рим. 8:9), то есть не принадлежит Ему, и извергнется вон из царства Его вечного. Должность христианская требует непрестанного покаяния и исправления, так как мы непрестанно согрешаем; требует постоянной борьбы с собою, со своим ветхим человеком, тлеющим в похотях прелести, смердящим пред Богом и ангелами; требует преуспеяния в христианских добродетелях, особенно в смирении, простоте и незлобии; если не обратитесь и не будете как дети, — говорит Господь Иисус Христос, — не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Много ныне образованных людей, но воспитанных по Духу Христову, возрожденных, обновленных духовно крайне мало, и многие живут только для здешнего мира, но потеряны для Царствия Божия, потому что по гордости, неверию, невниманию и нерадению к вере и жизни по вере лишают себя его сами. Много званых, а мало избранных (Мф. 20:16; 22:14). Мир подобен огромному гумну, в котором собраны вместе и пшеница, и солома, добрые и злые, сыны Божии и сыны лукавого. Готовится общая молотьба и очищение этого всемирного гумна Хозяином и Земледелателем Христом. Лопата Его в руке Его, — говорит святой Предтеча Христа Иоанн, — и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, всех родившихся от Бога, живших и живущих по Духу Его, а солому, то есть всех нечестивых, неверующих и нераскаянных сожжет огнем неугасимым (Мф. 3:12).

Поспешим же, возлюбленные братия, доколе есть время, возродиться в сердце и в душе жизнью по Духу Христову, по Евангелию Его и быть чадами Божиими возлюбленными. Аминь.

6 (19) мая 1868 г.

vn001

Источник: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собрание сочинений. В 6-ти т.
Т. 6: Слова и поучения, произнесенные в 1896-1901 гг. — Киев: Оранта,— 2006.