Сегодня:

18 февраля 2018 г.
( 5 февраля ст.ст.)
воскресенье.

Икона Божией Матери ''Взыскание погибших''.

Седмица cырная (масленица) - сплошная. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (икона).
Глас 4.

Из трапезы исключается мясо.

Отдание праздника Сретения Господня. Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия , архиеп. Черниговского (1696). Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304). Мч. Михаила, прмц. Александры (1942). Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой "Взыскание погибших" (XVII) икон Божией Матери.


Утр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12. Лит. - Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14-21.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Среда

Седмица 1-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов

nt040m

Мф., 12 зач., 5:20-26

Праведность, которой мы призваны научиться у Христа, должна превзойти праведность книжников и фарисеев — иначе не войти нам в Царство Небесное. Христианин не только не должен допускать ничего плохого, что было у этих лицемеров, ищущих славы человеческой и ненавидящих Спасителя. Христианин должен превосходить их и в хорошем, которое они делали ради внешнего благочестия. Они думали только о внешнем, а мы должны обращать внимание на внутреннее состояние нашего сердца. Не человеком угождать, а Богу. И когда сделаем все, повеленное нам, считать себя ни на что не годными рабами, доверяясь лишь праведности Божией.

И Христос раскрывает истинный смысл древних ветхозаветных заповедей. Эти десять заповедей, данные Богом, не могут быть отменены. Так было сказано: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Закон Божий — закон жизни, стена и ограждение нашей жизни. Однако эту шестую заповедь иудеи воспринимали чисто внешне, как воспрещение убийства, но не как ограничение внутренних пожеланий, из которых и рождались подобные преступления. В этом и заключалась главное заблуждение иудеев — в учении, что Божественный Закон воспрещает греховные поступки, но не греховные мысли. Христос же говорит, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, совершает в своем сердце убийство. Гнев — естественное человеческое чувство. Бывают обстоятельства, когда он законен и даже похвален. Но есть напрасный гнев, когда мы гневаемся без причины, без достаточной на то причины — по пустякам, по распущенности, по привычке. Христос знает, что такое человеческое сердце. Прежде чем обнаружиться в злом поступке — ненависть, презрение, инстинкт самоутверждения оскверняет внутреннее человека.

Святые отцы говорят, что даже если бы у нас вынимали глаз или отнимали жизнь — наш гнев был бы напрасен. Единственное оправдание нашему гневу может быть, когда нас хотят отвести от заповеди Божией, от верности Христу. «Гневаясь, не согрешайте» и «солнце да не зайдет во гневе вашем». День да не закончится для вас вашей внутренней помраченностью, потому что, кто знает, может быть, этот день окажется последним, и «в чем застану, — говорит Господь, — в том и сужу». И Солнце правды Христос да не зайдет во гневе вашем — вот единственный критерий праведного гнева.

Господь говорит, что можно убивать брата своего и оскорбительным словом, называя его «рака» (пустой человек) и «безумный». Когда эти слова употребляются с благой целью обличения опасного для многих нечестия, они не греховны. Так, больший из рожденных женами говорит: «Змии, порождения ехиднины» и Сам Спаситель взывает к самонадеянному богачу: «Безумный, в ночь сию душу твою возьмут от тебя». Но когда они произносятся с внутренней злобой и презрением — в них едкий ядовитый дым, исходящий от огня геенского. «Этот народ, невежда в законе, проклят», — говорят законники и фарисеи о тех, ради кого Христос идет на смерть.

Да, злые языки, как говорится, страшнее пистолета, и убивают медленно и неприметно. Потому так глубока молитва: «Избави мя от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твоя». Чтобы мы поняли, насколько страшен этот грех, Господь говорит, что совершающий его будет подвержен самому страшному наказанию, если не покается, — геенне огненной, вечным мукам.

Потому мы должны со всяческим тщанием хранить христианскую любовь и мир в церкви, и, как только возникает угроза истинным отношениям с кем-либо из братьев наших, спешить к нему с примирением. Наши молитвы ко святому причащению предваряются словами: «первее примирися тя опечалившим». И если ты придешь на Божественную литургию, «если ты принесешь дар твой — сердце твое — к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси твой дар». Ты не можешь приступить без этого к святым таинам, и ты не можешь ходить в храм. Бывает, некоторые перестают ходить в церковь, чтобы не встретить там тех, с кем они в ссоре, и тем самым согрешают вдвойне. Иди и мирись с братом твоим, потому что как не готов ты к причастию, так не готов ты и умереть.

Жизнь наша — путь, идя по которому мы должны примириться с Богом через Христа. Мирись с соперником твоим, пока ты еще на пути с ним. Праведный Бог — Соперник всем грешникам, которые не хотят покаяться. И Заступник всех неправедно обиженных. «То, что вы сделали другому, — говорит Он, — вы сделали Мне». Наша забота и наша мудрость — как можно скорее примириться с нашими личными врагами, пока мы еще на пути. Пока мы живы, мы продолжаем идти. После смерти будет поздно это сделать. Кто упорствует во вражде с Богом, тот отвергает дар Его милосердия. Ад — темница, в которую будут ввергнуты все, кто уходит отсюда во вражде с ближним и с Богом. «Истинно говорю тебе, — говорит Христос, — ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».

vn001
См. также:
Протоиерей Александр Шаргунов. «Евангелие дня»