Сегодня:

16 октября 2018 г.
( 3 октября ст.ст.)
вторник.

Святитель Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти, сщмч.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Поста нет.

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского (96). Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Прп. Дионисия, затворника Печерского (XV). Свт. Агафангела исп. митр. Ярославского (1928). Трубчевской иконы Божией Матери (1765).


Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11. Лк., 27 зач., VI, 37-45. Сщмчч.: Деян., 40 зач., XVII, 16-34. Мф., 55 зач., XIII, 44-54.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Со страхом и трепетом преклоним колена

8 июня – день Святой Троицы. Пятидесятница

Протоиерей Александр Шаргунов

ic067m

Завершился наш путь от Великого поста, Страстной седмицы и Воскресения Христова до Пятидесятницы, или, лучше сказать — от Рождества Христова до сегодняшнего дня, и мы собрались в храме Божием Духом Святым.

После Божественной литургии мы совершаем Вечерню пресветлого праздника Пресвятой Троицы с тремя коленопреклоненными молитвами — первый раз после пасхальных дней и Вознесения. Со страхом и трепетом преклоним колена пред Богом Живым и принесём молитву покаяния и хвалы Творцу нашему. Исповедаем наши заблуждения и грехи, каждый отдельно и все вместе. Будем учиться носить в молитве, как в жизни, тяготы друг друга, со Христом, бремя Которого легко и иго Которого — свет. Да будет дано нам узнать, что мы — братья и сестры, что мы — дети Божии, которые от радости этого дивного дара ищут, чтобы все пришли к Богу.

Каждый отдельно и все вместе склонимся пред Господом. Каждый со своей судьбой и своими привычками и поступками, которые могут быть замечательными и прекрасными, но которые также могут быть исполнены ошибок и, самое главное, — грехов. Да простит нас Господь и даст нам избавление от всего безобразного и злого, чтобы мы уже не возвращались к этим грехам, чтобы не пришлось снова упоминать о них. Пусть будут вычеркнуты они навсегда из нашей жизни! Но этого не произойдёт, если не будет у нас подлинного покаяния. Только сейчас во всей полноте постигаем мы слова Христовы: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

В чём каяться? Есть известный рассказ о священнике, который предложил одному чаду духовному, не видящему свои грехи, внимательно прочитать вечернюю молитву Святому Духу, где всё подробно названо и перечислено. И когда тот человек сказал: «Вот этого греха у меня нет», священник с изумлением ответил: «Неужели Дух Святой ошибся?»

Во многом надо нам каяться, но прежде всего в том, что сейчас открыто и нагло заявляет о себе и всюду господствует в мире: в сребролюбии и сластолюбии — главных проявлениях себялюбия. В культе денег, разврата и гордыни, насаждаемых в обществе. Если есть в нашем сердце скрытая, неизжитая до конца любовь к маммоне, или похоть, или самоутверждение, с которыми мы не хотим расстаться, мы в какой-то степени, страшно сказать, тоже участвуем в строительстве вавилонской башни. Эта башня порою, кажется, достигает неба, однако сегодня очевиднее, чем когда-либо: строители говорят друг с другом, но уже не понимают друг друга. Эта башня рушится на глазах, и не только Россия погибнет под обломками коммунизма, как сказал писатель, дело обстоит куда серьёзней — весь мир погибнет под обломками этой вавилонской башни, если не будет покаяния.

Чтобы приготовить пути Господу Духу Святому, прямыми сделать стези Его, мы без лукавства должны увидеть в себе малейшее присутствие прежде всего именно этих грехов. Только до конца освободившись от них, обретём мы силу от Господа противостоять злу в мире и побеждать его. Подлинное покаяние означает также полное изменение и нашей личной, и церковной нашей жизни. Кто хочет стать причастником Духа Святого, ощутить Его, тот должен перестать плыть по течению и повернуться на сто восемьдесят градусов — в сторону ветра жизни Пятидесятницы, в направлении, куда дует Дух Святой.

Куда, в какую сторону Он дует? Дух как ветер: не знаешь, откуда приходит и куда уходит, — говорит Господь (Ин. 3:8). Однако плоды Духа известны: любовь, радость, мир, кротость, воздержание, милосердие, вера. А те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми (Гал. 5:22-24). Будем идти туда, куда указывают путь эти маяки, — к целостности жизни, разбитой грехом, к единению со всеми живущими во Христе и всеми от века в Господе усопшими. Со всем святым человечеством, которое едино, потому что свято, и в котором без святости, как сказал древний философ, — неизбежная война всех против всех.

Да дарует нам Господь осознать боль разделения друг с другом — она ранит Христа! И не забудем, что всё, что происходит с человечеством, зависит прежде всего от Церкви — только она свята, потому что Дух Святой пребывает в ней. Исповедуя единство, соборность и апостольство Церкви в день её рождения, будем помнить, что она — святая. Мы всё время забываем, что должны быть святыми, поскольку наслаждаемся утешением Святого Духа и всеми дарами Христовой Церкви. Путь Утешителя — единственный вечный путь, который Христос дал нам в Церкви. Наша жизнь должна становиться, если можно так сказать, утешительной, чтобы это могло ощущаться нами и всеми. Без святости ничто не имеет плода, и Церковь не имеет смысла. Дай Бог нам сегодня по-настоящему глубоко пережить, что каждый из нас и все мы вместе нуждаемся в святости, в покаянии и прощении, молитве, истине и любви!

Итак, преклоним колена и будем молить Господа, чтобы было дано нам преображение и истинное откровение. Соединим нашу молитву с молитвою всех преклоняющих сегодня колена в тысячах православных храмов и с молитвою Церкви небесной. С нами Божия Матерь, и святые апостолы, и все святые мужчины и женщины, известные и неизвестные, чья жизнь видима всем или сокрыта в Боге. И будем молиться друг за друга, как они молятся за нас, в нашей устремлённости к святости, волею Отца Небесного, Крестною жертвою Сына Божия и утешением Святаго Духа.

Нас, христиан, немного в мире. Но если мы будем на самом деле закваскою, остатком, избранным по благодати, — в человечестве будет присутствие Христа. Люди смогут получать полноту Духа, пить воду живую, и всё сделается новым — здесь и сейчас и вовеки. Бог сделает жизнь возможной, когда она невозможна. Бог не даст ей распасться, когда она распадается. Бог превратит её в стоящую, драгоценную, когда она кажется безсмысленной и пустой, и все увидят, что Бог есть жизнь.

Апостол Иоанн Богослов в Первом Послании говорит о тайне, которая была сокрыта: Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — со Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1Ин. 1:2-3). Эта жизнь, о которой свидетельствует апостол Иоанн Богослов, есть Дух Святой, благодать Его. Жизнь без Бога, говорит блаженный Августин, недостойна названия жизни. Настоящей может быть только вечная жизнь.

vn001

Источник: «Русский дом», №6 2013 г.

См. также: