Сегодня:

15 июля 2018 г.
( 2 июля ст.ст.)
воскресенье.

Икона Божией Матери Ахтырская.

Неделя 7-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V). Свт. Иувеналия , архиеп. Иерусалимского (ок. 458). Свт. Фотия , митр. Киевского (1431). Перенесение мощей свт. Арсения , еп. Тверского (1483). Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских. Собор Тверских святых. Феодотьевской (1487), Пожайской (XVII), и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.


Утр. - Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1-10. Лит. - Рим., 116 зач., XV, 1-7. Мф., 33 зач., IX, 27-35. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Среда

Седмица 4-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов

ic007-2m

Мф., 42 зач., 11:20-26

Вольный отказ от покаяния — самый страшных грех для всех, кто сподобился услышать Евангелие. Он усугубляется тем, что этим людям и этим городам были явлены особые милости Божии. Видя чудеса, совершаемые Христом, они должны были не только принять истину Христова учения, но начать жить в совершенном послушании ей. Исцеление от телесных болезней дается ради исцеления души. Чем больше влечет нас Бог к покаянию, тем отвратительней наша нераскаянность, и тем суровее будет наказание за наши грехи. Господь называет города Хоразин и Вифсаиду, у каждого из которых — свое горе: «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!» Христос пришел в мир с благословением, но если это благословение ставится ни во что, для отвергающих его есть горе, и горе, приговор которого износится Христом, — самое страшное.

Эти два города были богатыми, с большой численностью населения. Вифсаида возвысилась особенно при четвертовластнике Филиппе. Отсюда Христос призвал по крайней мере трех Своих апостолов. Так благоволил Бог к этому месту. Но скоро наступил упадок этих городов, и они превратились в почти безлюдные, забытые всеми селения. Так с неизбежностью разрушает грех города, и так несомненно исполняется слово Христово.

Господь сравнивает Хоразин и Вифсаиду с Тиром и Сидоном. Тир и Сидон не были столь нечестивыми, как Хоразин и Вифсаида. Если бы они услышали то же слово проповеди и если бы те же чудеса были совершены в них, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Христос знает сердца всех и знает, что если бы Он жил и проповедовал тогда в них, то они принесли бы несравненно больший плод. Однако Он продолжает Свою проповедь здесь, чтобы и Его служители никогда не отчаивались, не видя желаемого успеха. Мы медлили с покаянием, мы все время откладываем его, а покаяние Тира и Сидона было бы скорым, они давно бы уже покаялись. Наше покаяние было слабым и поверхностным, а их — было бы глубоким и серьезным, во вретище и пепле. Тир и Сидон не постигла участь Хоразина и Вифсаиды, и отрадней будет им в день суда, нежели тем. На Страшном Суде мы должны будем, несомненно, дать отчет, как мы употребили дары данной нам благодати. Нас не только спросят за то, что мы грешили, но и покажут, насколько лучше должны мы были стать. Если терзания совести — муки ада, каким адом будет для нас сознавать, что нам даны были все возможности достигнуть небес!

Особенно гневно осуждает Господь Капернаум: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Чудеса Христовы были подаваемы в этом городе как хлеб насущный на каждый день, и живущие в нем привыкли к ним, как некогда народ израильский к манне, называя ее надоевшим хлебом. Столько сладких утешительных слов благодати произнес здесь Господь, а теперь из Его уст исходит слово грозного гнева. Участь Капернаума предопределена. «Ты, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Так те, кто сподобляется услышать евангельское благовестие в силе и чистоте, возносятся, по дару Христа, до небес. Но если после этого они прилепляются всем сердцем к земле, их падение вниз продолжится, и оно будет горшим, чем у неведающих истины.

Чем выше дары Божии, тем страшнее их отвержение. Господь сравнивает участь Капернаума и Содома. Он говорит, что явленное Им в Капернауме спасло бы Содом. Если бы эти чудеса увидели содомиты, то, несмотря на свое нечестие, они покаялись бы. И их город сохранился бы до сего дня как памятник спасающего Божия милосердия. Там, где истинное покаяние, Христос прощает величайшие грехи и спасает от неминуемой гибели. Отраднее будет земле содомской в день Суда, нежели граду тому.

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Когда вокруг сплошной мрак, мы должны обращать наш взор к Богу с благодарением. «В скорбях благодарите, — говорят святые отцы, — и облегчится греховное иго». Иго наших грехов Господь несет на Себе, и возносит хвалу Отцу Небесному за то, что есть на земле простые чистые души, проникающие в тайну Его Крестных страданий. С этой молитвой хвалы Спасителя перекликается в веках песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа» и благодарение всех верных в Евхаристии. Никто никогда на земле не обращался так непосредственно к Богу, но теперь — даром Креста Его — молитва Господня стала главной нашей молитвой. Мы приходим к Богу со страхом и трепетом — как Господу неба и земли, и с детским доверием — как к Отцу, Который может защитить нас от всякого зла и снабдить всяким благом. Он утаил сие от мудрых и разумных — от тех, кому Он дал большее, человеческое знание и разумение. Они возгордились этим даром, остановились на нем и не пошли дальше. Если бы они прославили Бога за то, что они получили, Он дал бы им познание несравненно более важного. То, что Он открыл младенцам.

Ибо Бог гордым «противится, а смиренным дает благодать». «Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». В этом избрании смиренных сердцем и нищих духом — воля Отца Небесного, которую мы должны принять с благодарением. Все преимущества отданы малым сим. Они — не лучше, чем другие, но оттого что к ним относятся как к низшим, они привлекают особое благоволение Отца. Об этом непрестанно напоминает Евангелие. Ты, грешник, ты, оставленный всеми и презираемый всеми, раздавленный жизнью человек, обратись скорее ко Господу, потому что Отец Небесный смотрит на тебя с особенной любовью. Он открывает все Свои тайны тем, кто любит Его.

vn001
См. также:
Протоиерей Александр Шаргунов. «Евангелие дня»