Сегодня:

23 января 2018 г.
( 10 января ст.ст.)
вторник.

Свт. Феофан Затворник.

Седмица 34-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Попразднство Богоявления. Свт. Григория , еп. Нисского (395). Прп. Дометиана , еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Свт. Феофана , Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

 

Наша театральная студия

Когда в 2005 году была проведена реорганизация воскресной школы нашего храма (преподавание таких предметов как Закон Божий и церковнославянский язык доверили педагогам, имеющим соответствующий опыт работы), возникло понимание того, что никакое образование не заменит детям умения радоваться жизни, сострадать ближним и находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

И постичь эти азы духовной нравственности ребенку доступнее всего через игру. А какую игру с удовольствием разделят и взрослые и дети? Конечно театр! Ведь это не только игра, но и прекрасный способ познакомиться с историей и культурой народов мира. Театр способен привить ребенку любовь к чтению, наблюдению и творчеству, ответственность за участие в коллективном деле.

При этом не ставится задача воспитания профессиональных актерских навыков, выбора профессии и удовлетворения родительских амбиций. Постановки нашей студии — это веселая, полезная и никогда не надоедающая игра. Игра без нотаций и учительского тона.

Когда возникла идея создания студии, некоторые родители наших учеников не сразу решились позволить своим детям заниматься театральным творчеством, считая, что Церковь неодобрительно относится к лицедейству. В действительности это не совсем так. Святитель Иоанн Златоуст обличал древний, античный театр за безнравственность, языческое невежество и идолопоклонство в то время, когда уже было проповедано Евангелие. Театр же классический более позднего периода, собственно, является порождением христианской культуры. Первый школьный театр в России был театром при духовных учебных заведениях (при Киево-Могилянской академии, основанный в 1672 году и Славяно-Греко-Латинской академии, возникший в 1687 году). Пьесы духовного содержания для этих театров писали и Святые Отцы Церкви: Святители Димитрий Ростовский и Симеон Полоцкий.

Замечательную мысль об «ограниченном взгляде на театр» высказал в переписке с друзьями великий русский писатель Н. В. Гоголь: «… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра… есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству. В том числе…и театр, если будет обращен к своему высшему назначению»… То есть главная задача театра это не демонстрация «шоу», завораживающего пустым блеском, а служение театра-миссионера, с подмостков проповедующего вечные ценности.

Так что дети, участвуя в работе студии, не только сами обучаются добру в процессе игры, но и несут этот свет и радость другим. Для этого и были созданы ежегодные Рождественские и Пасхальные Фестивали, проводимые Мичуринским благочинием уже пятый год. Ведь Рождество и Пасха ярче всего отпечатлеваются в детском сознании, как главные православные праздники, и наши выступления только подчеркивают необычность этих дней.

Итак, помолившись, мы приступили к репетициям рождественского праздника 2006 года. Надо сказать, дети и родители сразу включились в подготовку к торжеству. И хотя первые выступления, возможно, не были особенно яркими: дети робели на большой сцене Мичуринского Драматического Театра, не умели работать с микрофонами, да и костюмы и музыкальное сопровождение оставляли желать лучшего (впоследствии был приобретен синтезатор, а костюмы разрабатываются индивидуально для каждого ребенка), благое начало было положено. Аншлаг последних Фестивалей тому свидетельство. В зале на 600 человек свободных мест нет. Низкий поклон за это творческому коллективу нашей студии: талантливым музыкальным руководителям Марине Михайловне Рубиной и Вере Егоровне Декиной, художественному руководителю Людмиле Ивановне Кондраниной, бессменной ведущей всех духовных проектов, директору нашей воскресной школы, Елене Михайловне Буровой; а также преподавателям других школ. Отдельная благодарность директору и сотрудникам Мичуринского Драматического Театра за предоставляемую сцену и помощь в проведении праздников. В Фестивалях принимают участие не только все воскресные школы благочиния: города Мичуринска и трех окрестных районов (Староюрьевского, Никифоровского и Петровского), но и учащиеся общеобразовательных учреждений, где ведется духовно-просветительская работа. Фестивали имеют свои эмблемы, которые очень украшают оформление сцены.

Выступали наши ребята и в детском доме села Заворонежское (на Рождество 2006 года), и на духовном концерте 2007 года в ДК «Авангард» города Мичуринска.

Наших праздников ждут. Благодарными зрителями становятся папы и мамы, дедушки и бабушки юных актеров, а также и посторонние (пока) родители с детьми — вход на представление свободный. А потом, глядишь, с сыном или дочкой приходят в храм, дети начинают посещать воскресную школу. В настоящее время у нас числится 38 детей, а ведь было вдвое меньше…

Чтобы церковный праздник не сводился для ребенка к внешним символам и обрядам: Пасха — куличи и яйца, Рождество — елка и подарки, мы стараемся объяснить детям на доступном им языке суть празднуемого события. Ведь для детей нужен особый, детский язык проповеди. И потому при работе над сценариями творческий коллектив воскресной школы прибегает к притчам и метафорам, ведь их использовал и наш Учитель при беседе со своими Учениками. А также обращаемся к столь любимым всеми сказкам: в силу развитого у детей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по известной сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять вложенный в него духовный смысл. Так появились постановки «Новая сказка о Золушке» на Рождество 2008 года, «Сказка о холодном огне» на Рождество 2009 года, совместившая в себе две сказки: «Снежная Королева» Андерсена и «Два брата» Шварца, а также инсценировка на Пасху 2009 года русской народной сказки «Аленький цветочек». С удовольствием используем и готовые сценарии талантливых педагогов. На Пасхальном Фестивале 2007 года показывали сценку «Новая сказка о Красной Шапочке», а на Пасху в 2008 году «Притчу о цветах» Г. Ю. Низовой — преподавателя Решемской православной школы им. Праведного Иоанна Кронштадтского. Предпочтение отдаем произведениям в стихотворной форме, как наиболее легко воспринимаемой и воспроизводимой детьми разного возраста (воскресную школу посещают дети от 6 до16 лет). Некоторые дети, даже окончив школу и поступив в институт, участвуют в наших постановках и во всем нам помогают. В сценках много музыки: это и аккомпанемент, и самые разные песни (знакомые с детства мелодии, наполненные новым смыслом и творческие находки). Мы стараемся, чтобы сказки были динамичными, пронизанными добрым юмором и положительными эмоциями — только тогда они оставят след в душе маленьких зрителей и самих актеров.

Атмосфера праздника чувствуется задолго до премьеры. Ребята с нетерпением ждут дня, когда мы читаем сценарий, обязательно обсуждаем характеры героев и манеру поведения и, наконец, распределяем роли согласно с типажами. И начинается самое интересное! Тут уж никто не останется в стороне и каждому найдется применение сообразно талантам, дарованным Господом. Одни дети необычайно артистичны (хоть, как правило, и непоседливы), другие хорошо поют (ведь спектакли музыкальные), третьи пластичны — постановки очень оживляют хореографические этюды. И даже если у ребенка нет этих способностей, вдруг оказывается, что у него эстетическое чутье и умелые руки, что очень помогает в создании декораций и костюмов. Театр раскрывает и оттачивает качества и умения детишек. Подивившись этой многогранной одаренности, организаторы Фестивалей решили устраивать выставки-конкурсы рисунков и поделок, посвященных праздникам. Какой же безграничной оказалась фантазия детей! Жюри подчас оказывается в очень затруднительной ситуации, ведь достойных работ гораздо больше, чем номинаций.

Вот и сейчас мы пребываем в предпраздничной атмосфере близящегося Рождества 2010 года. Готовимся выступать в Мичуринске и на Архиерейской Елке в Тамбове, где будем участвовать в четвертый раз. Ставим фольклорную сценку «Христославы». В ней показано как можно весело, но правильно, (не мешая православные традиции с языческими обрядами), праздновать Святки. А поскольку Пасха в предстоящем году довольно ранняя, приходится задумываться и о выступлении на Пасхальном Фестивале (по традиции он проходит в неделю Антипасхи — на т. н. Красную Горку). Благодаря знакомству с замечательным священником Рязанской Епархии игуменом Лукой (Степановым) у нас есть пасхальный сценарий, написанный им. О. Лука имеет светское режиссерское образование и большой опыт общения с современной молодежью — он заведует кафедрой богословия Рязанского Государственного Университета. Поэтому его сочинение, актуальное, веселое, но поучительное, несомненно, будет иметь успех у подрастающего поколения. Сейчас мы пытаемся «адаптировать» этот сценарий в соответствии с нашими условиями и возможностями.

Просматривая архив уже состоявшихся постановок, понимаешь, что это история нашей школы, которая останется не только в фотографиях и видеозаписях, но и в наших сердцах.

 

Руководитель театральной студии «Благовест»
при воскресной школе Скорбященского храма г. Мичуринска
Юлия Гирич.