Сегодня:

18 ноября 2017 г.
( 5 ноября ст.ст.)
суббота.

Патриарх Тихон.

Седмица 24-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы , архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона , патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Ряд.: 2 Кор., 191 зач., XI, 1-6. Лк., 40 зач., IX, 1-6.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Вторник

Седмица 5-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов

nt030m

Мф., 46 зач., 12:14-16; Мф., 12:22-30

Христос совершает невиданные чудеса исцеления. «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его». Что же так взволновало их? Не только то, что Своими чудесами Он затмевает их славу, но что учение, которое Он проповедует, прямо противоречит их гордыне — лицемерию и мирским интересам. Однако они делают вид, что возмущены нарушением субботы — преступлением против Закона. Они совещаются не о том, как следует применять этот Закон, если он действительно нарушен, а о том, как погубить Христа — предать смерти Того, Кто пришел, чтобы мы имели жизнь. Того, Кто является величайшим благословением всем народам и славой Его людей Израиля — объявить величайшим преступником.

Но еще не пришел час Его, и Господь удаляется оттуда. Он мог бы защитить Себя чудесным образом, но предпочитает сделать это обыкновенным путем — уходом от них. Он смиряет Себя, приобщаясь к самым беззащитным и уча следовать данному Им правилу: «когда вас гонят в одном месте, бегите в другое».

«И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех». Его славой было просвещение самых простых людей, и когда они принимали Его, Он принимал их и «исцелял их всех». Он хочет, чтобы Крестом Его, который все более приближается к Нему, радость пришла всему миру. Фарисеи гонят Христа за то, что Он творит добро, но Он продолжает творить его.

«Он исцелил их всех», но «запретил им объявлять о Нем». Он дает нам образ осмотрительности и смирения, и учит не трубить о наших добрых делах и не искать себе похвал. Ученики Христовы должны быть полной противоположностью тех, кто делает все свои добрые дела — да видимы будут человеками.

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого». Он не мог видеть, чтобы попытаться помочь себе, и он не мог говорить, чтобы призвать других на помощь. Горестно состояние отпавшего от Бога человечества: сатана ослепляет взор веры и заграждает уста молитвы. Исцеление пришло к страждущему непостижимо и внезапно. В Евангелии сказано: Господь «исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть». Когда душа освобождается от власти сатаны, глаза открываются, и видят славу Божию, уста отверзаются, и возносят хвалу Богу.

«И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов?» Да, это Он, и другого не будет! С такою ясностью вдруг открывается путь к познанию Христа, Мессии и Спасителя мира. Мир своею мудростью не познал Бога, и мудрецы оказались посрамлены простецами.

«Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Как презрительно и как богохульно говорят они о Его чудесах! Они не могут отрицать сам факт чуда. Ясно как белый день, что бесы были изгнаны словом Христовым. И чтобы не допустить неумолимого вывода, что перед ними — Христос, Сын Давидов, они утверждают, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, что между Исцелителем и диаволом есть некое лукавое согласие, и бесы сами, никем не изгоняемые, по приказу князя бесовского, уходят.

«Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Христос знает, о чем мы думаем в любое время. Он знает, что в человеке, и видит наши мысли издалека. Христос отвечает на их помышления, исходящие из их глубоко укорененной вражды к Нему. Он говорит об известном законе, что все человеческие общества гибнут вследствие внутренних противостояний. Разделения обыкновенно приводят к разрушению. Отделяясь друг от друга, мы становимся легкой добычей общего врага. Церкви и народы, и в особенности наш русский народ, хорошо знают эту истину по своему печальному опыту — «Всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».

Что касается сатаны, царство его скоро будет разрушено. И не потому, что сатана разделился сам в себе, а потому, что приблизилось Царство Божие. И некоторые сыны иудейские, даже из тех, кто не следовал за Христом, именем Христовым изгоняли бесов. «Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, — говорит Господь, — Царство Мессии открывается на земле». Все чудеса, которые совершал Христос, свидетельствовали о Его посланничестве от Бога, и это чудо свидетельствовало, что Он послан Богом, чтобы разрушить царство диавола и его дела. Разрушение власти диавола совершается Духом Божиим. Дух Святой, изгоняющий диавола из души человеческой, освящает ее благодатью Своего Царства.

«Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, — говорит Христос, — если прежде не свяжет дом сильного». Мир был во власти сатаны, его господство утверждалось в подчинении злу и смерти человеческого рода. Христос входит в пределы сатанинские, в дом сильного, чтобы вывести людей из тьмы в чудный Свой свет, из греха к святости. Словом Своим Он связывает сильного, и изгоняет нечистые духи. Господь показывает на примере исцеленного слепого и немого человека, что как бы ни властвовал сатана над душой человеческой, Христос Своей благодатью сокрушит его. Церковь знает немало возведенных из бездны погибели грешников, которые стали величайшими святыми. Так Христос входит в дом сильного. И Он будет входить в него всегда, пока не наступит полная Божия и наша победа.

В этой священной войне, которую Христос ведет против диавола и царства его, никто не может оставаться нейтральным. «Кто не со Мною, — говорит Господь, — тот против Меня». Там, где речь идет о второстепенных расхождениях между учениками Христовыми, мы должны искать мира, памятуя, что «кто не против нас, тот за нас» (Лк. 9:50). Но в великом противостоянии Христа и диавола не может быть мира. Кто не горит сердцем в любви ко Христу, окажется среди тех, кто против Него. Кто холоден к делу Христову, тот на самом деле враг. В этом сражении мы должны быть всецело, верно, непоколебимо на стороне Христа. Это единственно истинный выбор человека, и единственно его несомненная, уже теперь, победа. «И кто не собирает со Мной, — говорит Христос, — тот расточает». И чем активнее мы будем стараться осуществлять какие бы то ни было экономические и политические программы без Христа, тем энергичнее своими собственными руками мы будем разрушать Россию. Именно это повергло ее в свое время в кровавые бедствия, это является причиной ее нынешних бедствий и более грозных грядущих, если не будет покаяния. Христос пришел в мир, чтобы собрать Свою жатву, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Те, кто Христовы, должны собираться с Ним и других собирать к Нему. Если мы не собираем со Христом, мы расточаем. Недостаточно не делать зла, мы должны делать добро. И не просто добро, как говорит преподобный Серафим Саровский, а добро во имя Христово.

vn001
См. также:
Протоиерей Александр Шаргунов. «Евангелие дня»