Сегодня:

18 ноября 2018 г.
( 5 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Свт. Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси.

Неделя 25-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы , архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона , патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).


Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. - Еф., 224 зач., IV, 1-6. Лк., 39 зач., VIII, 41-56. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, об изгнании легиона бесов

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Иисус спросил его: как тебе имя? он сказал: легион;
потому что много бесов вошло в него.

(Лк. 8:30)

nt050-1m

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Спаситель изгнал злых духов из гадаринских бесноватых. Эти несчастные одержимые более походили не на людей, а на хищных зверей и вызывали ужас во всем крае. Обитая в гробовых пещерах, они по временам выходили оттуда, оглашали округу свирепыми завываниями, нападали на прохожих и терзали их. Господь Иисус властным словом изгнал нечистых духов, и бесы, вышедши, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море, и погибло в воде (Мф. 8:32).

Но что же сделали после этого жители страны Гадаринской? Возблагодарили ли Господа, последовали ли за Ним? Нет, весь народ начал просить Иисуса удалиться из их страны – и Спаситель покинул их.

Ужас перед бесноватыми был для гадаринцев уже привычным. Явленное Господом чудо вселило в этот малодушный народ новый страх – изгнание бесов было призывом к духовному перерождению, к изменению всего образа жизни под знаком святой веры. Гадаринцы, погрязшие в сонном благополучии, убоялись этого. Жалко им было и жирных свиней, гибель которых в водах озера уменьшила их достаток. И отвернувшись от Спасителя, они сами уподобились свиньям, которые не понимают, что их ожидает нож мясника. Так эти неразумные люди сами обрекли себя в жертву силам зла и вечной погибели.

Происшедшее древле в стране Гадаринской должно послужить нам, нынешним, уроком и предостережением. В истории отечества нашего было и беснование гражданской войны, и одержимость безбожием. А ныне мы стоим перед выбором: сказать ли Спасителю, подобно гадаринцам: отойди от пределов наших (Мф. 8:34) или же последовать наконец призыву Господню: отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24).

В начале ХХ века Россия наслаждалась изобилием земных благ. Она питала всю Европу своим хлебом, Запад изумлялся стремительности ее промышленного развития. В России богатые богатели, но и рабочие, и крестьяне жили в достатке, с той поры уже невиданном. Однако разум внешне преуспевающей страны был помрачен. Душами большинства тогдашних интеллигентов овладели кровавые демоны революции. Одержимым идеей переворота удалось вовлечь в него часть народа, соблазнив малых сих завистью к богатым и знатным. Нарушение заповеди не возжелай имущества ближнего твоего привело к попранию заповеди не убий. Брат восстал на брата, сын поднял руку на отца, пролились реки крови. И что же? Богатые были убиты или изгнаны, но вместо обещанного «земного рая» в стране воцарились нищета, разруха, голод. «Зависть приводит к печальному концу тех, в сердцах которых она обитает. Она делает их повинными и вечному мучению, подвергает и временным страданиям и бедствиям», – так говорит Тихон Задонский.

Однако в действиях большевиков имелось нечто необъяснимое даже коварной логикой «классовой борьбы». Из каких неведомых источников излилась их богоборческая ярость? Какую угрозу «рабоче-крестьянской» власти могло представлять христианство с его проповедью нестяжания и братолюбия, когда даже лозунг: «Кто не работает, тот да и не ест» – большевики заимствовали из Священного Писания? Каким «эксплуататором» мог казаться сельский священник, живший беднее большинства своих прихожан, или монах, вообще не имевший ничего своего? Какой ущерб «интересам трудящихся» могло нанести совершение богослужений, когда сами трудящиеся, те же рабочие и крестьяне, оплакивали разрушение храмов, а во множестве случаев пытались и воспрепятствовать надругательству над святынями? Наконец, почему даже народное бедствие – голод – большевики использовали как повод расстрелять как можно больше священнослужителей, о чем стало известно из опубликованной ныне секретной инструкции «по изъятию церковных ценностей»?

Никакими человеческими побуждениями подобное не объяснить. Напрашивается вывод: скрытыми пружинами большевизма являлись бесовские, демонские сущности, действительной целью которых было отнюдь не «благо трудящихся», но уничтожение Церкви Христовой.

В видении о судьбах России, явленном святому праведному Иоанну Кронштадтскому в январе 1901 года, открылась ужасающая картина:

Вижу массу людей, старые и молодые, все в страшном одеянии, вывесили пятиконечную звезду огромную; на каждом углу по двенадцати бесов; на середине – сам сатана со страшными рогами, соломенной головой, испускал он зловредную пену на народ.

Но верен Господь, обетовавший, что Церковь Его не одолеют и врата адовы. Несокрушимой скалой казался тоталитарный режим – и вот, он рухнул, как карточный домик. Какие бы силы ни приписывали себе заслугу в этом, мы знаем одно: подобное свершение возможно лишь для Бога Всемогущего. Его святой волею изгнан из нашего отечества легион бесов, внимающие слову Божию могут уже не опасаться за свою жизнь и свободу.

Однако как мы с вами, возлюбленные, приняли это чудо Господне? Вырванные из смрадного болота бездуховности, не жалеем ли подчас о его теплых илистых недрах? Не уподобляемся ли древним гадаринцам, оплакивая «утонувших свиней» – прежнего относительного достатка и спокойствия? Не привыкли ли мы жить под властью бесовской, так что уже боимся всякой перемены? И не хочется ли нам иногда попросить ждущего нашего обращения Спасителя, чтобы Он отошел от наших пределов?

Дорогие во Христе братья и сестры!

Поддаваясь таким искушениям, мы готовим себе вместо прежней новую пропасть, выбраться из которой нам уже не удастся. Ибо Господь наш Иисус Христос предостерегает:

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.

(Мф. 12:43-45).

Страшное предостережение! И мы видим, как лукавы и многообразны соблазны нынешнего времени. Демон безверия по-прежнему осаждает души наши и ведет с собою бесов наживы, жестокости и блуда, зависти и тщеславия, уныния и отчаяния.

Но воистину ужасно не это нашествие легионов тьмы – Всемогущий Господь властен разметать их одним мановением. Ужасна наша прискорбная теплохладность в деле спасения. Вот что мешает и нам, и всему отечеству нашему отрясти тлетворный прах слепой бездуховности. Господь зримо ступил на нашу землю, а мы все медлим с благодарностью пасть к Его ногам и попросить Его благодатной помощи. По слову святителя Феофана Затворника: «Прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды». Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения.– 2002 г.