Сегодня:

22 ноября 2017 г.
( 9 ноября ст.ст.)
среда.

Нектарий Эгинский.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария , митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Воскресение

Неделя 8-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов

nt030m

Мф., 58 зач., 14:14-22

Когда Иисус увидел множество людей, слышим мы в сегодняшнем Евангелии, Он сжалился над ними. Никто, как Христос, не имеет такой жалости к человеческим душам. Его сострадание к людям поистине не имеет конца. Все Евангелие раскрывает нам именно такой лик Христа. Он не только жалеет людей, Он помогает им. Сколько тех, кто были больны и исцелели, — а теперь, когда Он видит их голодными, Он насыщает их.

Ученики, наверное, полагали, что день напряженнейшего труда наконец-то завершен, и теперь можно распустить народ. Но Христос не может отпустить людей голодными и повелевает Своим ученикам накормить их. Удивительное дело — не только народ влечется ко Христу, но и Сам Христос не хочет расставаться с теми, кто приходит к Нему. «Не надо им уходить, – говорит Он, – но если они так голодны, им надо уходить, потому что этого требует их естество. Но лучше вы сейчас же дайте им есть». Господь для тела (1Кор 6:13) — это Его рук творение, это то, что, как и душу, Он пришел искупить. Он Сам облекся телом, и Ему надо научить нас полагаться на Него во всем, что касается наших телесных нужд. Если мы ищем Царства Божия, если это наша главная мысль и забота, все остальное приложится нам так, как Он считает полезным для нас. То есть так, чтобы это укрепляло нас на нашем пути к Царству Божию.

И вот перед нами — чудесный пир, на котором угощает Сам Христос. Кто-то заметил, что по числу гостей можно судить, сколько заплачено за пир. Их было пять тысяч, не считая женщин и детей, но Он мог бы накормить и все человечество. Как и кормит, между прочим. Желая только одного — чтобы мы не лишились небесного пира Агнца. В том-то и дело, что остается вопрос: все ли они пошли после этого за Христом? Или насытились и ушли от Него навсегда? А может быть, были среди них такие, которые потом кричали: «Распни Его!»

Нам радостно думать, что Церковь — это множество людей, и отрадно видеть, когда много народа собирается в храме на праздник. Это добрый знак. Но все ли, когда выходят из храма, сохраняют слово Господне в сердце своем? Сколь многие из ходящих в храм, когда пришла революция 1917 года, оказались среди врагов Христовых! И мы знаем, что это не было последним испытанием Церкви.

Прежде всего, Господь хочет напитать нас словом истины, и только потом совершается чудо. Пять хлебов и две рыбы. Во-первых, это очень немного — всего-то для небольшой семьи. Нам самим этого может не хватить. И, во-вторых, — самая простая, обычная пища. Ни вина, ни деликатесов. Не потому ли, чтобы мы не искали разнообразия и утонченности в пище и во всем земном, но только самое необходимое? Однако самая простая еда может стать чудесно вкусной, вкуснее всего на свете. Так Великим постом Господь возвращает нам вкус к самой простой еде как к чуду. Так монастырская еда исключительно вкусна, оттого что приготовлена с благословением Божиим и с молитвой. И по этой причине всякая христианская трапеза должна непременно предваряться молитвой.

Он посадил на траву, где нет, кажется, даже самого необходимого: ни скатерти, ни тарелок, ни вилок, ни стульев, ни столов — не то что царского великолепия. Но Он показывает, что Царство Его — не от мира сего.

Какой же тайне Царства Божия научил Господь этим чудом апостолов и всю Церковь? Когда в мире нужда, и у нас самих очень мало, мы должны давать другим из этого малого. Это есть лучший способ получить большее. Для этого нужно все принести Христу. Здесь — Божий ответ на все времена: на то, что, на самом деле означают экономические проблемы, над разрешением которых бьется человечество.

Только так мы можем достигнуть процветания и благосостояния — положить все в руки нашего Господа, чтобы Он распорядился этим как Ему угодно, и чтобы мы могли взять это обратно из Его рук. И тогда все не только стократно увеличится, но и станет безмерно более сладким для нас. Вот почему Святая Церковь видит в этом чуде прообраз Евхаристии и предвкушение грядущего Царства Небесного.

Служители Христовы никогда не смогут наполнить небесной пищей сердца людей, если прежде Христос не наполнит их руки. В этом смысл ученичества Христова: то, что Господь дает Своим ученикам, они должны давать людям. Обратите внимание на то, как умножились хлебы: не так, чтобы вдруг возникли горы еды, но по мере того, как совершалось раздаяние. Так благодать и то, что по благодати, растет (как пламя от одной свечи к тысячам других), когда раздается. Не ищите царства земного, прежде всего, — в то время как все земное гибнет, исчезает при трате, духовные дары (и все земное, когда оно определяется исканием небесного) умножаются.

Человек, узнавший чудо любви Христовой, дает радостно и свободно, и получает все больше и больше. Как сказано в Евангелии, после умножения хлебов осталось двенадцать коробов кусков — по коробу для каждого апостола — с тем, чтобы они могли продолжить жизнь так, как учит Христос. То, что они отдали, они получили снова, и с этим получили бесконечно большее. Чтобы они и все мы знали, что Христос дает не скупо, но щедро и с избытком.

Церковь призывает нас сегодня увидеть, что жизнь чудесна. Святые отцы говорят, что в чуде умножения хлебов явлена та же самая Божия сила, которая каждый год умножает семена, посеянные в землю и, как в первые дни творения, повелевает земле приносить свой плод. Так что отданное земле пригоршнями, возвращается снопами. Это Господне делание, и это наше участие в чуде Господнем.

Благословен Бог наш! Если бы весь наш народ, все человечество собрались у ног Его, то хватило бы для всех, и достаточно было бы для каждого. Но самое главное — уже здесь и сейчас началось бы Царство Небесное.

vn001
См. также:
Протоиерей Александр Шаргунов. «Евангелие дня»

См. также: