Сегодня:

23 января 2020 г.
( 10 января ст.ст.)
четверг.

Святитель Григорий, епископ Нисский.

Седмица 32-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Попразднство Богоявления. Свт. Григория , еп. Нисского (395). Прп. Дометиана , еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Свт. Феофана , Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).


Утр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Иак., 51 зач., I, 19-27. Мк., 45 зач., X, 17-27. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово на праздник Преображения Господня

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Великое зрелище Света Преображения Господня
есть тайна будущего века, имеющая открыться
после погибели сотворенного в течение шести дней мира.

(Святитель Григорий Палама)

ic049m

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Хождение во Свете Небесного Отца — вот то несравненное счастье, которое утрачено падшим человечеством. В людских языках даже нет слов и понятий, способных выразить это блаженнейшее состояние. Те немногие избранники, которые в земной жизни удостаивались соприкосновения с Сиянием Отчим, не в силах рассказать другим о явившемся им чуде чудес. Это невыразимые, неописуемые, неизъяснимые радость и покой, сладость и благоухание, теплота и свет. Об этих райских дарах говорил Иисус Христос ученикам: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9:27). Этого Небесного видения сподобились апостолы Петр, Иоанн и Иаков, когда Господь преобразился перед ними на горе Фавор.

«Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4), – воскликнул апостол Петр, осененный Фаворским Светом. Да, не просто хорошо – Божественно хорошо было ученикам Христовым, внезапно оказавшимся рядом с древними праведниками Илией и Моисеем в лучах Солнца Правды – Сына Божия. Желая как-то удержать неземное блаженство, апостол Петр сказал еще: «Господи! если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). Таково было представление его о высшей радости: свои праздники иудеи справляли в «кущах», шалашах из душистых зеленых ветвей, вдали от городской суеты, среди красот вольной природы. Но так, по-земному, представляя себе торжество Спасителя, апостол Петр «не знал, что говорит» (Лк. 9:33).

В Евангелии от Луки повествование о Преображении Господнем следует непосредственно за словами Иисуса: «Сыну Человеческому должно много пострадать и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9:22). Через несколько дней после такого грозного предвещания Спаситель просиял перед тремя апостолами Небесным Светом. Фавор и Голгофа, Божественная Слава и жестокая, унизительная смерть на кресте – эти явления единым узлом связывались в подвиге Христа Искупителя.

На Фаворе было еще не время строить праздничные шалаши, торжествовать и блаженствовать. Не к разнеженности и расслабленности звал Господь избранников, просвещая их Фаворским Светом. Являясь перед учениками во Славе, даруя им опытное знание о Небесном Царствии, Божественный Учитель призывал апостолов на путь великих трудов и скорбей, ибо только так могли они достигнуть блаженной вечности: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9:23).

Голгофа и Крест, Искупительная Жертва Христова ради спасения падшего человечества – вот о чем беседовал Сын Божий с появившимися на Фаворе древними пророками Илией и Моисеем. «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Вспышкой Пречистого Света во мраке вселенского зла просиял Богочеловек, знаменуя решимость добровольно принять страдания и казнь, утверждаясь в послушании Отчей Жертвенной Любви к людям. И вот тогда на Фаворе грянул голос Бога Отца, вещающий о Христе Искупителе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

Глас Господень вывел апостолов из бездумного радования. «Услышавши, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17:6). Спаситель показал им Славу Свою, чтобы и они, в послушании Сыну Божию, «отложили прежний образ ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22), и достигли собственного преображения.

Название «Фавор» означает обитель чистоты. Эта святая гора покрыта тенистыми рощами и цветущими лугами, но вершина ее высока, и восхождение на нее трудно. Таков образ пути к преображению каждого христианина. Вот так же упорно и настойчиво должны мы взбираться по крутой тропе в Горняя, поднимаясь над низменными своими пристрастиями, приучаясь дышать разреженным, но чистейшим воздухом вершин, – чтобы удостоиться причастности к Отчему Сиянию.

«Иисус преобразился: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2) – так описывается предивное диво Фаворское в Священном Писании. Но даже вдохновенные слова евангелиста оказываются здесь слабыми и бледными. Солнце и белый свет его, эти прекраснейшие явления вещественного тварного мира, могут изобразить лишь тень происшедшего на Фаворе. Да и на земной ли горе явлено было Преображение Спасителя? Фаворский Свет властно притянул к себе и насельника рая – святого пророка Илию, и находившегося в то время еще в аду праведного Моисея, и лучших земных людей – трех избранных апостолов. Вещественному, тленному, смертному не оставалось места на Фаворе, то было пресветлое явление духовного мира – явление Славы Царствия Божия.

В позднейшие времена лукавые еретики, жалкие духовные слепцы пытались умничать о какой-то «сотворенности» и «вторичности» Фаворского Света. Но мутными земными глазами не подсмотреть, темным земным рассудком не понять откровений Божественных. Смертный человек «не может увидеть Бога и остаться в живых» (Исх. 33:20) – лишь духовному взору приоткрываются тайны Всевышнего. «Иисус Христос явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти, – это Свет Божеского естества, потому и несотворенный. Он преобразился на горе, не восприявши чего-либо и не изменившись во что-либо новое, но показав ученикам только то, что у Него было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Понимаешь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к такому Свету?» – вопрошает Богомудрый святитель Григорий Палама.

Три года ученики Христовы находились рядом с Сыном Божиим – и не видели, и не могли видеть Его Божества. Только на Фаворе и лишь на несколько мгновений Спаситель силой и милостью Своей преобразил их в существа духовные, дабы смогли они лицезреть Славу Его. «Хорошо нам здесь быть» (Лк. 9:33), – радостно восклицал апостол Петр, не понимавший еще, что ничто смертное не может долго пребывать в Отчем Сиянии. Преподобный Серафим Саровский, также удостаивавшийся в земном житии Богопросвещения, свидетельствует: «Если бы нам, убогим, даровал Господь пробыть подольше в таком состоянии, то мы бы, расплывшись от внутренней сладости, лишились бы жизни временной. В теперешнем падшем состоянии плоть наша не может долго выдерживать подобной силы наития Духа Божиего». Способность к восприятию райского блаженства христианин должен взрастить в себе в течение земной жизни – очищаясь покаянием от греховной скверны и просвещаясь светом любви. Отчее Сияние испытывает человек уже за порогом смерти. Это Свет Правды Божией – чистые в Нем обретают несказанное вечное счастье, а для нечестивых – это карающий Огонь Правосудия Господня.

Святой апостол Павел говорит: «Многие поступают, как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно Славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3:18-21).

Тайну вечной жизни созерцаем мы, устремляя духовные взоры к горе Фавор. Хранить память о Небесном Отечестве призывает нас Преобразившийся Спаситель, ради нашего возвращения в Горнее Царствие проливший на Кресте Пречистую Кровь Свою. По слову святителя Димитрия Ростовского: «Христос, не имеющий в Себе никакой тьмы, не нуждается в просвещении. Он преобразился ради нас, чтобы просветить нашу тьму и преобразить нас из рабов греха – в возлюбленных сынов Бога».

Древле сотворенное Всевышним солнце дарит этому миру свет, тепло, жизнь. Но в урочный час погаснет это солнце, погибнет этот мир. Дабы и нам не погибнуть навеки, просиял человечеству Незакатный Свет Солнца Правды – Христа Искупителя, предвещающего верным вечную жизнь в радости совершенной.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Что же изберем для себя мы с вами? Потрудимся ли совершить восхождение на Фавор благодати Божией, «как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах наших» (2Пет. 1:19)? Или же так и останемся в выгребных ямах греха, пропитываясь смрадом похотей, переполняя темнотой свои бессмертные души и тем обрекая себя беспросветному огню адскому? Останемся ли мы навеки глухи к зову Вселюбящего Создателя, навеки слепы к Отчему Сиянию?

Видение Фаворского Света есть торжество чистых сердцем, предвестие их будущей славы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, ликуя, обращается к верным: «Наслаждайтесь дольше, дольше этим Небесным зрелищем! Торжествуйте и радуйтесь в той надежде, что если вы будете послушны в этой привременной жизни Господу своему, то Он преобразит некогда такою же славою и наши тела, – нашу омраченную грехом и страстями житейскими природу удивительным образом преобразит и просветит».

В этой пресветлой надежде празднуя ныне день Преображения Господня, припадем же и мы с теплою молитвою ко Спасителю – да подаст каждому из нас силу духовную для достойного несения креста своего, для восхождения на Фавор чистоты сердечной. Не убоимся же трудов и скорбей временных, чтобы и нам воскликнуть, как некогда воскликнул апостол Петр: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4), — но уже в мире ином, в счастливейшем Царствии Отчем, где «ночи не будет, и нет нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает все, и спасенные народы будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:5). Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Слова на Двунадесятые и Великие праздники.
М.– 1997 г.

См. также: