Сегодня:

20 октября 2019 г.
( 7 октября ст.ст.)
воскресенье.

Икона Божией Матери ''Умиление'' Псково-Печерская.

Неделя 18-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Поста нет.

Мчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы , еп. Ханькоуского (1925). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514). Сщмч. Николая пресвитера (1942). Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524).


Утр. - Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1-10. Лит. - 2 Кор., 188 зач., IX, 6-11. Лк., 30 зач., VII, 11-16. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12-19.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Преображение Господне. Слово 2.

Митрополит Филарет (Вознесенский)
Первоиерарх РПЦЗ (22.11.1903 - †10.11.1985)

Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Своим славу Твою, якоже можаху.
Да возсияет и нам, грешным,
свет Твой присносущный молитвами Богородицы.

nt030m

Так поет наша святая Церковь в нынешний праздничный день, вспоминая то великое событие, которое произошло когда-то на горе Фаворе, красиво возвышающейся на равнине в Палестине, на которой ныне совершается торжество празднования преславного события, которое там произошло.

Святое Евангелие, говоря нам о том, как произошло это преображение, замечает, что Спаситель взошел на гору «помолиться». Указывая на это, один из великих наших святителей – проповедников – разъяснял, что непосредственной и первой целью Его путешествия на гору было Его решение помолиться на этой горе. Но не только это: потому что в тропаре, который мы только что с вами вспомнили, говорится, что Он показал ученикам Своим славу Свою «яко же можаху» (насколько они могли эту славу воспринять). А в кондаке указывается на то, что Господь сделал это именно для того, чтобы они вспомнили про это преславное чудо, когда наступят Его страдания.

Еще в прошлом году, когда мы беседовали об этом, то говорили о том, что апостолы на горе Фавор из облака услышали глас Самого Бога Отца: услышали те же слова, которые раздались над Иорданом в момент крещения Спасителя, когда Бог Отец с небес дал глас Свой: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Но здесь, на Фаворе добавлены слова: «того послушайте». Во-первых, конечно, потому, что здесь были не простые свидетели этого, а апостолы, которым прежде всего надлежало слушать гласа своего Божественного Учителя; а во-вторых, как указывал Иоанн Златоуст, еще и потому, что Апостол Петр перед этим, когда Господь прямо сказал об ожидающих Его страданиях, пытался Ему прекословить. Получив грозный ответ «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое», Петр, как говорит Златоуст, больше не смел Ему возражать, однако же, в душе все-таки затаил мысль-мечту: а может быть все-таки этого не будет, может быть возлюбленный Учитель избегнет этой страдальческой участи. И вот, Бог Отец на Фаворе Сам возглашает, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте». Т.е., как добавляет Златоуст к божественным словам, «слушай, Петр и прекрати всякое прекословие не только внешне, но и внутренне». Да и другим Апостолам, конечно, поучительно было видеть это дивное явление, ибо когда Учитель пошел на страдания, то они, как очевидцы Его славы, могли утешать и ободрять других учеников, смятенных в эти страшные часы, говоря, что они сами видели Его божественную славу; а следственно, если Он идет на страдания, то делает это добровольно.

Итак, мы молимся: «да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный молитвами Богородицы».

Какая духовная тьма сейчас опустилась над миром! И она все темнеет, все сгущается. Господь в Евангелии говорил, что творящий злое ненавидит свет, творит свои дела во тьме, а света боится, и от него убегает. А теперь глубокая тьма окутала человечество… Поэтому все безобразия, вся грязь, которую теперь изобретают сыны человеческие, это все уже творится открыто, потому что духовный свет для большинства человечества уже угасает, и едва ли не угас. Вот почему нам нужно молиться, чтобы и нам воссиял тот свет присносущный, который осиял Апостолов на Фаворе.

Господь пошел на гору помолиться, и на молитве преобразился. Из житий святых мы знаем, как с ними происходили дивные перемены, подобные той, которая была со Спасителем, — происходили именно на молитве. Как древние подвижники на молитве пламенели светом и лики их сияли подобно солнцу, так и у нас на Руси, в более поздние времена, великие подвижники просвещались и освещались светом божественным. Знаете вы из жития преп. Серафима, как сиял он своим святым ликом как солнце, во время его беседы с Мотовиловым. Знаем мы и из жизни великого старца Амвросия случай, когда он уединенно молился у себя в келии, а монах, которому надо было спешно войти к нему по какому-то делу, вошедши в келию, испуганно выбежал из нее, потому что увидел, что у молящегося старца, лице сияло как солнце во тьме его келии. Знаем, как многие видели о. Иоанна Кронштадтского, окруженнаго дивным божественным светом, именно тогда, когда о. Иоанн возносил у престола Господня свою пламенную молитву ко Господу Славы. Да и вообще мы знаем, что когда человек искренно молится, то сразу одухотворяется. Всегда бывает можно отличить человека молящегося лицемерно, напоказ, от того, кто молится искренно и не думает о других людях, а только о Боге, Которому он предстоит. И вот этот-то свет духовный, свет присносущный, и может нас озарить именно в искренней молитве. Почему и должен человек, долго ли он молится или не долго, на минуты молитвы смотреть, как на главные минуты в своей жизни, ибо в эти минуты он пред Богом предстоит и с Богом беседует.

Святые отцы говорили, что при чтении Святого Евангелия и святоотеческих творений Бог с нами беседует, а в молитве мы с Богом беседуем. Это — великое благо для души человека, ибо именно в беседе с Творцом и Владыкою своим просвещается его душа тем светом присносущным, о котором мы с вами молимся в этот день праздника. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Филарет (Вознесенский). Проповеди.
© Holy Trinity Orthodox Mission.

См. также: