Сегодня:

19 сентября 2017 г.
( 6 сентября ст.ст.)
вторник.

Чудо Архистратига Михаила в Хонех.

Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила , бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.


Гал., 212 зач., V, 11-21. Мк., 28 зач., VII, 5-16. Архангела: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя 9-я по Пятидесятнице: Сила веры. Слово 1

Митрополит Филарет (Вознесенский)
Первоиерарх РПЦЗ (22.11.1903 - †10.11.1985)

Маловерие Петра

Особое богатство духовного назидания предложила нам ныне Святая Церковь за Божественной литургией, когда читались отрывки из Священного Писания. Из апостольских писаний и из Святого Евангелия слышали мы тут же и повествование о том, как святой первомученик архидиакон Стефан, призванный в Синедрион для того, чтобы быть допрошенным, из обвиняемого превратился в обвинителя и громко обличил богоубийц в их страшном грехе. Слышали о том, как был он побит камнями, молясь о побивавших его.

Слышали вы повествование Евангельское и о том, как Господь Иисус Христос пришел к Своим апостолам по водам, когда они переплывали бурное море, т. е., глубокое Генисаретское озеро. Слышали притчу о злых виноградарях, которые посланного от Отца Сына Его, извели вон из виноградника и убили, вместо того, чтобы отдать ему плоды винограда.

Но остановим внимание наше на повествовании о том, как Господь отпустил Своих апостолов плыть через бурное море, а Сам остался на горе. Евангелие начинается словами, что Христос понудил, т. е. заставил, принудил Своих учеников войти в лодку и переплыть на ту сторону Галилейского озера, пока Он отпустит народ. Принудил, значит, быть может они должны были без всякого сопротивления, да они и не посмели бы противиться Учителю, перед Которым они трепетали и вместе с тем любили, как никого другого на земле. Но, видимо, Он видел все-таки, что с их стороны есть некоторое нежелание. А почему так, нам объясняет евангелист Иоанн, который, говоря о чуде насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек, говорит, что после этого, они Его хотели сделать царем иудейского народа. Когда уже Господь воскрес и явился апостолам на горе, то они и тогда еще не освободились от своих иудейских предрассудков и спрашивали: «Господи, не теперь ли Ты восстановишь царство Израильское?» — понимали это чисто в земном смысле. Тут Господь апостолов, которым, видимо, по душе было это желание народа, принудил войти в лодку и переправиться через море.

Поднялась буря. Апостолы борются с волнами. А те, кто бывал на Галилейском озере, знают, что хотя оно и не так уж велико, но бывает очень бурным и в бурю там опасно. Такая буря захватила апостолов в лодке, и они борются с ней. Вероятно, в страхе за свою жизнь, не раз они вспомнили, как незадолго до этого они так же переплывали озеро Галилейское в бурю, но тогда с ними был Учитель. Он, утомленный, спал тогда на корме лодки, но когда они увидели, что им грозит неминуемая гибель, волны поднимаются все выше и выше и вот-вот лодку захлестнут, они в ужасе стали будить Своего Учителя, говоря: «Или Тебе нужды нет, что мы гибнем, погибаем?» — «Где ваша вера?» — спросил Учитель их в ответ и, обратившись к буре, сказал только два слова: «Умолкни, перестань!» Умолкни, ветер, перестань море волновать! И «бысть тишина велия». Природа мгновенно послушалась повеления Своего Владыки и Творца, и настала великая тишина.

И вот апостолы, когда плыли второй раз, наверно вспомнили как было тогда хорошо: с ними был их Учитель, а теперь Его нет. Они уже сами борются с бурею, а она свирепеет. И вот, во время этого опасного и трудного плавания через Галилейское озеро, они вдруг видят, что к ним приближается фигура человека. Они боялись, вероятно, за свою жизнь, а было у иудеев поверие, что перед смертью человек видит призрак или ангела смерти. И так испугались этого, как, они думали, призрака приближающейся смерти, что от страха закричали. И тут же слышат такой знакомый, такой дорогой голос: «Ободритесь, это Я, не бойтесь!» Страх, вероятно, бесследно исчез: Учитель с ними, а Он умеет двумя словами успокоить и ветер и бурю.

Апостол Петр, в порыве восторга, радости и веры воскликнул: «Господи, если это Ты, то позволь мне прийти к Тебе по водам». Христос Спаситель, знавший, конечно, чем окончится попытка Петра, однако же, сказал: «Иди». Апостол вышел на воду, как на твердую землю, и твердыми ногами пошел по ней, приближаясь к любимому Учителю. Но он был еще человек, не возрожденный до конца благодатью Духа Святого, и он, как рыбак, знал, какая бездна у него под ногами. Закралось сомнение в сердце апостольское, он испугался, усомнился, и как только усомнился, так оставила его та могучая сила, которая держала его на воде подобно его Учителю, и апостол стал тонуть. «Господи, спаси меня!» — воскликнул Петр. Но Тот, к Кому он шел и к Кому еще не дошел, оказался сразу около него, подал ему Руку спасения и, поддержав его, сказал: «Маловере, почто ты усомнился еси?» — Маловерный, зачем ты усомнился? Не попрекнул его Господь за то, что он пошел, за эту смелую попытку, ибо эта попытка как раз и научила апостола Петра, что такое вера и какую силу она дает человеку.

Вера непосредственно связывает верующего человека с Тем, в Кого он верует — с Богом, Источником силы и мощи. И когда эта вера, эта связь веры есть, тогда сбывается то, что Сам Спаситель говорил: «Вся возможно верующему!» Если вера исчезла, то это подобно тому, как если лампочка электрическая ярко светила и вдруг провод перерезан. Источник силы, энергии не потерял своей силы, но связь потеряна и лампа моментально гаснет. Так и гаснет дух человека от сомненья. Поэтому, повторяю, Господь и упрекнул его не за то, что он пошел к Нему, а за то, что он усомнился.

В наше скорбное трудное время от нас несомненно и явно требуется всецелая вера и преданность нашему Господу и всецелое доверие к Нему. Ведь вы слышали, как повествует об этом, кроткий голос нашего Спасителя: «Маловере, почто ты усомнился еси?» Ведь мы с вами знаем, какие примеры высокой веры являли нам древние святые отцы, и в последнее время великий праведник Русской Земли о. Иоанн Кронштадтский, который в могучей своей вере, кажется, переступил все законы естества, потому что по его молитве совершались совершенно невероятные случаи. Все это делала его могучая вера. Он был живым подтверждением слов Спасителя, что «все возможно верующему!» У о. Иоанна, кажется, не было ничего невозможного.

Пусть же назидание этого события и пример веры ободряют нас в нашем маловерии. Недаром, говорил когда-то умный поэт: «Блажен, кто верует, тепло тому на свете!» Как страшно тому, у кого веры нет! Теперешняя жизнь это, собственно, кошмар какой-то: и безбожие и безверие… А когда у человека вера есть, то на крыльях этой веры он может идти навстречу кошмарам, и это его так не тревожит, как тревожит маловерие или неверие. Вот и нужно нам молиться, чтобы Господь, Который Петра упрекнул за его маловерие, и нас в нашей совести постоянно упрекает, чтобы Он умножил веру в нас. Апостолы когда-то почувствовали недостаток веры, просили Его: «Умножь в нас веру!» Тем более, нам маловерным и слабым, нужно об этом просить, потому что в наши лукавые дни без веры жить страшно!.. Потому молись всегда, христианская душа, чтобы Господь пришел на помощь и укрепил веру, чтобы она была действительно твердою верой христианской. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Филарет (Вознесенский). Проповеди.
© Holy Trinity Orthodox Mission.

См. также: