Сегодня:

10 декабря 2018 г.
( 27 ноября ст.ст.)
понедельник.

Икона Божией Матери Знамение.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" . Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода , во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова , еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 97 зач., XIX, 37-44. Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 50 зач., XV, 1-7.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя 9-я по Пятидесятнице: Сила веры. Слово 2

Митрополит Филарет (Вознесенский)
Первоиерарх РПЦЗ (22.11.1903 - †10.11.1985)

Хождение по водам

Какое трогательное и поучительное повествование слышали мы с вами за Божественной Литургией, когда читалось евангелие о том, как Господь Иисус Христос глубокой ночью пошел к своим Апостолам по водам Галилейского Озера и как Апостол Петр попытался совершить то же чудо хождения по водам, которое совершил его Божественный Учитель. Нужно иметь ввиду, что перед этим Спаситель также совершил поразительное чудо — чудо насыщения несколькими хлебами несколько тысяч человек. И вот Евангелист Иоанн говорит о том, что это чудо произвело потрясающее впечатление на народ, и Спасителя хотели сейчас же провозгласить царем Иудейским.

Апостолам, конечно, было приятно это намерение народа; вот почему, как говорит Евангелие, после этого чуда сразу Господь не просто послал, а «понудил» своих учеников войти в лодку и плыть на другой берег Галилейского озера. «Понудил», т. е. заставил; им не хотелось в это время уходить, т. к. им было приятно то, что их Учителя хотят провозгласить Царем. Но Господь немедленно (слав. «абие» — т. е. прежде всего) заставил Апостолов отплыть на другую сторону озера, а Сам успокоил народ и отпустил его. Затем взошел на гору помолиться и был там один.

Наступила ночь. Апостолы плывут в лодке. На озере поднялась буря. Галилейское озеро тем и характерно, что оно — бурное и что большинство бурь на нем бывает или в вечернюю пору или ночью. И вот, когда они так плыли, их и застигла буря. Несомненно, в борьбе с ветром и волнами, с опасностью, которая грозила им, Апостолы не раз и не два вспомнили о том, что не так давно был другой случай, когда они тоже плыли в лодке, но Учитель был с ними и когда поднялась буря, то Он успокоил и бурю и море двумя словами: «умолкни-перестань». Но тогда Он был с ними, а теперь Его нет…

Но Господь Своим всевидящим взором видел их, бедствующих в плавании, видел их борьбу с разбушевавшимися стихиями и, наконец, глубокой ночью, уже перед самым рассветом, прямо пошел к ним, ступая по воде, как по суху, ибо водная стихия держала на себе своего Творца и Владыку подобно твердой земле. Господь идет по волнам, которые бушевали от сильного ветра и, наконец, приближается к ним. Но когда они увидели в ночной тьме то, что показалось им призраком, то испугались, потому что у иудеев было поверие, что человек перед смертью видит ангела смерти. И вот они решили, что ангел смерти приближается к ним и значит им грозит неминуемая гибель, и испугались так, что в предсмертном ужасе закричали.

И вдруг они слышат знакомый и дорогой для них голос: «Дерзайте, Аз есмь, не бойтесь!» — Ободритесь, это Я. — Не бойтесь. Полная перемена от отчаяния и ужаса на спокойствие и радость, ибо Он — с ними, и больше бояться нечего, ибо Он двумя словами успокаивает бурю. И Апостол Петр, как всегда самый порывистый и стремительный из всех, в восторге желая подбежать к своему Учителю, говорит Ему в горячем порыве: «Господи, если это ты, то позволь, чтобы я пришел к Тебе по воде». Господь Иисус Христос знал наперед, чем окончится попытка Петра, но однако, ободрительно говорит ему: «Иди». Апостол выходит из лодки на воду, как на твердую землю, и не погружаясь в эту воду, творит то же чудо, которое творил его Учитель, и к Нему идет по воде, не погружаясь в нее. Христос Спаситель, как Владыка всего существующего, творил это чудо Своей Божественной силою, а Апостол Пётр это же чудо повторил силой своей апостольской веры и любви к Учителю.

Но он был еще человек, не возрожденный благодатью Духа Святого, как это было потом в день Св. Пятидесятницы, когда Апостолы приняли от Него благодать и силу. Ветер бушует, волны по временам скрывают светлый облик Учителя. Петр, как опытный рыбак, знал, какая глубина у Него под ногами, и… усумнился. И как только усумнился — и вера пропала, так сейчас же он стал обыкновенным смертным, подверженным всем действиям стихий и стал тонуть. «Господи, спаси меня», отчаянно закричал Симон Петр, а Господь, до Которого он далеко еще не дошел, уже оказался около него, простер ему руку помощи и с любовным мягким укором говорит ему: «Маловере, почто усумнился еси?» Обратите внимание: Господь упрекает его не за то, что он пошел, ибо Апостол пошел с благословения Учителя (как и нужно делать всякое важное дело с благословения старшего), а за сомнение: «маловер, зачем ты усумнился?» — Этим сомнением ты все испортил, ведь ты шел по воде, а усумнился и — стал тонуть. Но когда он вошел в лодку, то бывшие в лодке потрясенные чудом, поклонились своему Учителю, говоря: «Воистину Божий Сын еси Ты».

Как назидательно это чудо для нас! Во-первых, оно показывает, что такое вера, и какую силу она дает человеку, когда всецело его наполняет. Во-вторых, оно указывает на то, что Господь с нами и тогда, когда нам кажется, что как будто бы Он нас оставил, а в действительности Он бодрствует над нами, над нашими скорбями, над нашими всеми горестями. И когда будет нужно, Он придет и к нам на помощь, как Он пришел к Апостолам, когда они попали в бурю. И если Он и не явится нам видимо в земном своем облике, как Он явился им, но во всяком случае, благодатью и силою Своею непременно поспешит нам на помощь. Это — ободрение для нашей слабости и нашей немощи.

Хочу еще сказать несколько слов совсем о другом. Когда я был недавно в Европе, туда пришло известие о том, что, наконец, состоялся в Москве столь долго ожидаемый так называемый «поместный собор», на котором избран новый Патриарх. Некоторые греческие иерархи, приглашенные из Европы на этот собор, с насмешкой говорили: «Едем на выборы Патриарха, который уже назначен коммунистами». Нам точно известно (да и опубликовано в печати), что на этом соборе решено вынести то или иное постановление в канонических прещениях против нашей Зарубежной Церкви. Хотели прямо провозгласить нам анафему, но это вызвало бурю негодований среди всех иерархов, приехавших туда из-за границы, более или менее свободных, и не прошло; но во всяком случае, по их решению, какие-то канонические прещения против Зарубежной Церкви должны быть применены.

Для нас не имеют значения эти постановления, ибо мы знаем, что иерархия в Сов. России не делает ни одного шага, на который она бы не получила мановения указательного перста своего шефа-начальника отдела культа исповеданий, как он называется. Там может быть постановлено только то, что желает и что приказала богоборческая власть. Повторяю, для нас это не имеет значения и совершенно нас не задевает ни с какой стороны; это только указывает на то, что наша Российская Зарубежная Церковь своим существованием и своими выступлениями устрашает их. Поэтому они не могут успокоиться и выносят такие постановления… Но Зарубежная Церковь идет и будет дальше идти своим путем и никакие угрозы со стороны богоборцев-безбожников ее не испугают… Ибо иерархия там повторяет только то, что требует безбожная богохульная богоборческая власть, «прещения» которой для верных чад Церкви никакого значения иметь не могут. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Филарет (Вознесенский). Проповеди.
© Holy Trinity Orthodox Mission.

См. также: