Сегодня:

21 ноября 2017 г.
( 8 ноября ст.ст.)
вторник.

Собор всех архангелов.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила , Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.


Утр. - Мф., 52 зач., XIII, 24-30, 36-43. Лит. - Бесплотных: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Вся жизнь в нашем мире – хождение по водам - Часть 2

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа в сестричестве во имя святого Игнатия Ставропольского

vn001

Основа послушания и духовного руководства — полная искренность

?В какой мере Вы требуете послушания от своих духовных чад?

— Я не требую от них послушания с закрытыми глазами, хотя, может быть, беспрекословное послушание и выше. Но зная свои немощи и свою ограниченность, я боюсь ошибиться или боюсь, что у моих послушников не будет достаточного самоотвержения. Поэтому я стараюсь объяснить им, почему нужно послушание, и показать последствия, как послушания, так и непослушания. А когда меня, несмотря на это, не слушают, я вспоминаю, что я сам часто не слушал своих духовных отцов, и успокаиваюсь этим.

?Требуете ли Вы от своих духовных чад строгого исполнения благословений, или ваши отношения строятся по принципу жительства по совету единодушного брата?

— Я чувствую свою духовную недостаточность и поэтому благословения стараюсь давать в форме совета.

?Как Вы относитесь к послушанию с рассуждением? Сейчас существует две точки зрения на это; одна – что возможно только беспрекословное послушание, другая – что можно не слушать наставника, если он говорит нечто, смущающее совесть ученика.

— Мне кажется, что здесь упускается самое главное — духовная степень самого наставника. Мне в жизни приходилось встречаться со старцами, которые были на очень высоком духовном уровне; подобного я теперь уже не встречал. К ним можно было относиться с полным доверием.

А современные духовники стоят уже на другом духовном уровне и чувствуют это сами. Поэтому, прежде чем избрать себе руководителя, нам нужно, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, сначала испытать его. Но и вверив себя в послушание, нужно в сомнительных случаях поверять слова своего духовника учением Отцов, не скрывая при этом от него то, что нас соблазняет. Надо прямо говорить: «Отче, меня соблазняет это, объясните мне. Может быть, я ошибаюсь».

?Что бы Вы посоветовали делать в случаях несогласия с духовником в главных вопросах и во второстепенных?

— Трудно сказать, где главные вопросы, а где второстепенные. Важно внутреннее расположение  самого  человека,  которое  может проявиться и в большом, и в малом.

В случае несогласия с духовником нужно поговорить с ним. Если несогласие было основано на каком-то недоразумении, то духовник без всякой обиды и раздражения должен все объяснить своему духовному чаду. Если же разногласие продолжается, то нужно обратиться к третьему лицу, которое бы разрешило этот вопрос. Если и это не помогает, тогда нужно посоветовать чаду искать другого духовного отца.

? Вы говорите, что нужно обратиться к третьему лицу, если чадо с духовником не могут договориться. Как правильно выбрать это третье лицо для совета? Некоторые от этого третьего лица повредились, а с духовником не примирились.

— В такой ситуации следует обратиться к старцу духовника. Ведь духовник тоже человек, он тоже исповедуется, он тоже должен быть руководим кем-то. По крайней мере, он должен руководствоваться чьими-то советами. К этому человеку и надо обратиться. Вообще, если духовные чада слушают третье лицо, которое косвенно старается критиковать их духовного отца, то повреждение вполне возможно. У каждого человека есть недостатки; духовник — не идеал, духовник — путеводитель, более опытный человек на нашем духовном пути. И если кто-то начинает за спиной критиковать духовника, может быть, очень тонко, то лучше всего отказаться от общения с ним. Такому человеку надо сказать: «Вы видите недостатки моего духовного отца? Зачем Вы говорите мне о них? Пойдите к нему и скажите ему прямо в глаза».

? Как быть, если внешне ситуация как бы разрешилась, а внутренне чадо осталось при своем мнении?

— Если чадо осталось при своем мнении, но оно борется с этим мнением, то это еще неплохо. Если же оно замкнулось в самом себе и считает себя правым, а духовника — виновным, то это начало ложного отношения. А ложь и лицемерие по отношению к духовнику кончатся плохо.

? Если Ваше духовное чадо не согласно с Вами по какому-то вопросу, но не высказывает это, чувствуете ли Вы это?

— В наших отношениях появляется какая-то напряженность, как будто между мною и духовным чадом вырастает невидимая стена. Я чувствую, что мои слова ударяют об эту стену.

? Что может предпринять духовник в таком случае?

— Надо самому духовнику быть инициатором откровенной беседы и ласково спросить: «Что случилось, что смущает тебя, что вызывает у тебя недоверие? От демона ли оно, или смутил тебя кто-то со стороны, или я каким-то своим поведением или словом подал тебе соблазн? Скажи мне откровенно».

? Влияет ли на Ваши отношения с духовным чадом его непослушание в малых вещах? Может быть, что-то малое стоит не замечать?

— Мне кажется, что за малыми вещами следуют большие. И хорошее, и плохое начинается с малого. Когда не замечают малой болезни, она перерастает в более опасный недуг, может быть, даже с летальным исходом.

? Как относиться к недостаткам духовника?

— Духовник — человек, и ясно, что у него есть какие-то свои слабости, какие-то грехи, недостатки. Пытаться найти духовника идеального как человека — это иллюзия. Если мы будем к этому стремиться, то начнем переходить от одного духовника к другого, разочаровываясь во всех них, а потом скажем, что вообще не надо иметь никакого духовника,— пусть Бог непосредственно руководит нами. Поэтому на недостатки духовника, которые не мешают нашему спасению, мы должны смотреть трезво. Даже праведник пять раз в день падает, по слову пророка и царя Соломона (см. Притч. 24:16). Но не надо фиксировать внимание на недостатках своего духовника.

? Если послушник что-то сознательно скрывает от духовника, пусть даже незначительное, и не считает нужным советоваться с духовником в каких-то отдельных вопросах, то возможно ли в данном случае общение с ним в целом? Является ли проявление такой неискренности лукавством по отношению к духовнику или желанием жить по своей воле хоть в чем-то?

— Если послушник сознательно что-то скрывает, то между ним и духовником появляется стена. Основа послушания и духовного руководства — это полная искренность. Если послушник думает, что сказать духовнику, а что не сказать — это уже грех.

? Бывают случаи, когда административный начальник является одновременно и духовником. Как быть, если как духовник он говорит одно, а как администратор требует другого?

— Когда такой вопрос задали преподобному Агафону — что делать, если требуют разного? — он ответил: «Агафон нашел бы путь, где бы сочетал одно с другим».

? Можно ли сказать, что административное послушание – беспрекословное, а духовное, внутреннее, должно быть с рассуждением?

— Я думаю, что когда духовник говорит как администратор, он все равно не перестает быть духовником.

? У меня есть немощи, которые расстраивают моего духовника, и другой священник благословил не открывать духовнику эти немощи, чтобы не расстраивать его. Допустимо ли исповедовать эти немощи другому?

— Так допустимо поступать лишь в том случае, если мы питаем плотское пристрастие к своему духовнику. Это открывать неполезно, потому что духовник — тоже человек. Тогда другой духовник может сказать: «Береги своего духовного отца и не открывай ему этот грех». Но надо понимать, что здесь чадом руководит не недоверие к своему духовнику, а другое чувство — именно любовь по Богу к своему духовному отцу.

? Духовник имеет свои немощи. Каков предел этим немощам?

— Мне кажется, что все зависит от того, как духовник борется со своими немощами. Предел — это то состояние, когда духовник начинает оправдывать свои немощи, а не бороться с ними.

? Что делать, если человек боится духовника? От чего это возникает? Как избавиться от страха перед духовником?

— Страх перед духовником чаще всего бывает из-за гордости. Человеку кажется, будто бы духовник изменит свое отношение к нему, если он раскроет перед духовником всю свою душу. В данном случае духовник должен проявить какую-то инициативу и постараться снять этот страх. Страх должен быть перед Богом.

? Ко всем ли своим духовным чадам Вы относитесь одинаково или кого-то выделяете? В патериках встречается такое понятие, как «любимый ученик».

— Я не достиг такого состояния, чтобы внутренне относиться одинаково ко всем. Но считаю это своей ущербностью, своей духовной непросвещенностью. Однако знаю, что некоторые из старцев, с которыми я встречался, неодинаково относились к своим ученикам. А именно, они были более строги с теми, кто более преуспевал, и наказывали сильнее тех, кто больше их слушал, для того, чтобы они стяжали новые венцы. А к слабым они относились снисходительно, чтобы не сломить их.

vn001

 

 

Содержание

Вся жизнь в нашем мире – хождение по водам

Основа послушания и духовного руководства — полная искренность

О нерадении

«Господи! Я — ничто, Ты — все»

Иисусова молитва — заповедь для всех христиан

О борьбе со страстями

О храме рукотворном