Сегодня:

16 сентября 2019 г.
( 3 сентября ст.ст.)
понедельник.

Фива диаконисса Коринфская.

Седмица 14-я по Пятидесятнице.
Глас 4.

Поста нет.

Сщмч. Анфима , еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея , Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580). Св. Фивы диаконисы (I). Сщмч. Аристиона, еп. Александрии Сирийской (ок. 167). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1349). Сщмч. Пимена, еп. Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, прмч. Мелетия (1918). Сщмчч. Василия, Парфения пресвитеров (1919). Сщмчч. Андрея, Феофана пресвитеров (1920). Сщмчч. Владимира, Михаила пресвитеров (1921). Сщмч. Николая пресвитера (1923). Сщмч. Евфимия пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924). Сщмч. Романа пресвитера (1929). Сщмчч. Алексия, Илии пресвитеров (1937). Писидийской иконы Божией Матери (608).


2 Кор., 195 зач., XII, 10-19. Мк., 16 зач., IV, 10-23. Сщмч.: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 36 зач., X, 9-16.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя 11-я по Пятидесятнице

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Мф., 77 зач., 18:23-35

О прощении обид говорит нам нынешнее Евангельское чтение. Что такое прощение? Прощение — это средство к излечению психики человека, к восстановлению в нем Царства Божия. Умение прощать — это признак христианской настроенности души и заботы о ближнем, это признак нашего пребывания в любви. «Бог есть Любовь», «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).

Устремляя ум и волю человека к осмысленной, достойной величия человека жизни, Христос ставит всепроникающим началом нравственной жизни и деятельности человека любовь к Богу больше всего и любовь к ближнему, как к самому себе.

У подножия Креста раскрылся дивный образ всех объемлющей полноты Божественной Любви. Это то новое, что, как возрождающая сила, вошло в жизнь человечества, ко времени явления Христа скатившегося к глубокой пропасти. Христианство внесло в человеческий мир совершенно новый принцип любви к Богу и к людям, и этот дух любви, как специфическая основная черта христианства, отличающая его от всех других форм религиозной веры, выступил с того времени сильным и победоносным фактором жизни человечества.

Любить только своих, а чужих если и не ненавидеть, то, по крайней мере, мало ценить и исключать из своего содружества, — было учением древности и является духом сынов Ветхого Завета. Обнимать любовью всех, как детей Божиих и собратьев, видеть и чтить в каждом человеке образ Божий, — это учение христиан. Поэтому-то христианин не пользуется жизнью только для своих личных целей и интересов, но всегда употребляет Богом ему данные дары на служение другим, на служение Церкви, на служение целому организму человечества, и тем содействует выполнению общего призвания рода человеческого. Без жертвенной любви эта задача не может быть выполнена.

Можно с уверенностью сказать, что, возможно, к нашим дням — жизнь человечества уже протекала бы в духе любви и подлинного братства, если бы не противоборствующая антихристова сила, действующая в мире непрерывно с первых дней христианской эры. Уже «и теперь» – говорит Апостол и Евангелист Иоанн – «появилось много антихристов». Эти антихристы, настойчиво и упорно в разных вариантах, преподносили и преподносят людям, падким на новинку, ложь, облеченную в некую толику правды.

Одним из таких вариантов антихристова сеяния является социализм, рекламирующий себя, как высокое новое учение, которое, заменив всякую религию и, прежде всего, христианство, устроит рай на земле. Анализируя, с древних времен и до наших дней, путь и плоды социализма, мы видим, что он ведет человека и человечество не вперед, к развитию и совершенствованию, а назад — к первобытной дикости, к рабству. «Долой любовь, да здравствует ненависть», – пронесся над Россией призыв социалиста Ленина… и начался «штурм небес». Социализм, на место Бога поставивший «правду» Маркса и Ленина, преподнес народу «великую ложь, завернутую в малую правду, дал смертельный яд в позолоченной пилюле».

И снова человечество катится к пропасти. Его спасение в возвращении к Богу-Любви. «Любовь Божия открылась нам в том, что Бог послал Сына Своего, чтобы чрез Него мы получили жизнь». Аминь.

vn001

Для доброделания дана жизнь человеку. Основой доброделания является вера в Бога, Промыслителя и Судию, источником доброделания является любовь к Богу и ближнему, а плоды любви — человеколюбие и милосердие.

В притче о немилосердном рабе царь призывает своих должников, чтобы с ними сосчитаться. Под именем царя, как это видно из притчи, Христос представляет нам в пример доброделания Бога-Отца и зовет нас к доброделанию чрез подражание Царю-Богу.

Велик Господь, дорогие, до Его любви. Мы окружены Его заботами о нас, окружены множеством Его милостей. Все в мире создано для человека, да и Сам Господь с небес сошел к немощам нашим, представляя Сам Себя в пример доброделания — человеколюбия и милосердия.

В чем же и как мы можем выразить человеколюбие и милосердие? Прежде всего, в оказании всяческой помощи нуждающемуся, в оказании защиты в нуждах, затем, в великодушии и незлопамятстве к обидчикам, в молитве о них и в сострадании к согрешающим. К этому и побуждает нас Мессия-Христос, удостоивший нас быть нашим Учителем. «Просящему у тебя — дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42); «собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:20), — говорит Господь.

А в отношении второго вида милосердия, которое выражается в беззлобии и в милостивом отношении к обидевшим нас, наш Небесный Учитель говорит: «Никому не воздавайте злом за зло, но побеждайте зло добром» (Рим. гл. 12); «не судите, да не судимы будете»; «если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 7:1; 6:15).

Так учит Христос, и это учение подтверждает притчей о немилосердном рабе. Этому немилосердному рабу подобны и мы, христиане, забывающие о том, что Правда — за которой тоскует все человечество — не за условными и лицемерными правилами светского образования и поведения, а за высоким учением Христа. Забываем мы и о том, что вера в Бога, знание Истины-Христа и наш жизненный подвиг должны быть неразрывно связаны. Разрыв между верой и жизнью столь характерны ныне для нас, христиан.

Притча о безжалостном заимодавце

Когда был приведен к царю должник в 10 тысяч талантов, так как он не имел чем заплатить, «повелел царь продать и жену его, и детей, и все имущество его, и отдать долг». Несчастный припал к ногам, просил потерпеть, обещая уплатить весь свой долг. Видя слезы его, царь умилосердился, отпустил его и весь долг его простил.

Но вот, выйдя от царя, встречает он друга, который должен был ему мелкую сумму, всего лишь сто динариев, и что же? Он схватил его и требует вернуть весь долг. Подожди, «потерпи и я все тебе отдам», но бессердечный раб, в ответ на слезную просьбу друга подождать, посадил его в темницу. Узнав об этом от своих слуг, разгневался царь и отдал бессердечного раба истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Что такое сто динарий? Динарий — это мелкая серебряная римская монета. А что такое талант? Талант — это крупная денежная единица: один талант равен приблизительно семи тысячи динарий. 10.000 талантов — это десятки миллионов динарий.

Мы с вами неоплатные должники пред Богом. И вот, мы молимся в храме. Как братья и сестры во Христе, как чада Божии, едиными устами и единым сердцем воспеваем хвалу Богу, все приступаем к единой Чаше Жизни, а как только выйдем из храма, и встречая тех, кто чем-либо провинился против нас, мы проявляем к ним непримиримость и неумолимы к ним, хотя их прегрешения против нас не имеют ценности даже одного динария в сравнении с нашими грехами — долгами перед Богом.

Посему-то Бог, сострадающий нам, когда мы предстоим пред Ним в исповеди, в таинстве покаяния, и отпускающий нам наши долги — грехи наши, видя в дальнейшем наше бессердечие и черствость по отношению к обидчикам из числа друзей или знакомых наших, праведно снова предает нас новым истязаниям, искушениям, по слову Спасителя: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своему брату согрешений его».

Итак, дорогие, когда кто-либо прогневил вас, огорчил, нанес вам личную обиду, — воздержитесь от негодования; вспомните громадность вашего перед Богом долга, подумайте как велик этот долг в сравнении с ничтожными долгами в отношении нас обидчиков наших. Если, умоляя Господа, в молитвах к Нему и особенно в таинстве покаяния, о великодушии к нам, — «остави нам долги наша», — мы получаем прощение, — то неужели не окажешь великодушия своему обидчику, неужели не вознесешь о нем молитву, чтобы сохранить чистым сердце свое. Ведь, молимся мы: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И не забывайте о том, что правда за высоким учением Христа, а не за условными и лицемерными правилами светского образования и поведения. Аминь.

vn001

Отче наш… остави нам долги наша, якоже и мы оставляем…

Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи раз? — вопросил Господа Иисуса Христа апостол Петр. Иудейская казуистика позволяла прощать до трех раз. Ап. Петр полагал, что Новый Закон, полный любви и благожелательности, должен идти дальше, но не больше как до семи раз. Он еще не сознавал того, что, прощая обиды другим, человек лишь предоставляет другим то, что в более значительной мере сам получает от Бога. Христос отвечает апостолу Петру, что пределом снисходительности к обидчику и к заблуждению ближнего должна быть не цифра, а сознание собственного недостоинства пред Богом. Эту мысль пояснил Господь трогательной притчей.

«Царство Небесное, – говорит Господь, – подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». Царь — это Бог, а слуги — это мы, Его служители. Не раз, в период нашей земной жизни, еще до торжественного и окончательного приговора над нашими делами, Господь предоставляет нам возможность подвергнуть нашу жизнь проверке, чтобы направить ее на истинный путь. Голос совести, пробуждаемый благодатью, укорительное слово наших друзей, удары судьбы — все это, по милости Божией, пробуждает человека от его духовного и нравственного усыпления и заставляет помнить о том, что придется ему дать отчет о своей жизни.

И вот, «приведен был к царю слуга, который должен был ему 10,000 талантов». Это громадная, неоплатная сумма, равная 24,000,000,000 долларов. Не мог должник покрыть свой долг. Царь повелел продать его в рабство вместе с женой и детьми. Ветхий Завет (4Цар. 4:1) свидетельствует, что подобное отношение к должникам существовало в еврейском народе. Неоплатный должник, услыхав приговор, бросился в ноги царю, взмолился: «прости, потерпи, я все заплачу». И царь, зная, что никогда должник не будет в состоянии заплатить свой долг, но видя слезы его раскаяния, сжалился над ним и простил ему весь громадный долг.

Представьте себе, с какой радостью вышел он от милостивого царя. Каким чувством благодарности должно было исполниться сердце его. Но вот этот самый человек лукавым оказался. А лукавство неотделимо от жестокости. Облагодетельствованный милостью царя, он встретил на улице своего сослужителя, который должен был ему мелкую сумму: 100 динариев — равные 20-ти долларам, схватил его за горло, начал душить его, приговаривая: «отдай мне, что должен». И в ответ на мольбу несчастного: «потерпи… я все тебе отдам», — посадил его в тюрьму, пока не отдаст долга.

Разгневался царь, узнав о жестокости облагодетельствованного им лукавого должника, и поступил уже с ним так, как должен был поступить судья с преступником. Вымоливший прощение — судится, как преступник. Господь легче прощает наши грехи против Него, нежели против ближних наших.

Дорогие братья и сестры, каждый из нас является неоплатным должником пред Богом. Спросите: чем же мы задолжены пред Богом? Наши долги пред Ним — это наши грехи, это повседневное нарушение заповедей Божиих, если не делом, то чувством, мыслию и словом, это — и наша неблагодарность за неисчислимые милости Божии. «Мы живем в грехе и с каждым днем увеличиваем свой долг в небесной книге правды Божией».

Отдаем ли мы себе в этом отчет? Есть ли в нас сознание нашего долга пред Богом? И помним ли мы о том, что каждого из нас призовет Царь Небесный, Господь, к отчету в делах и словах, в помыслах и желаниях? И когда обращаемся к Богу — «Отче наш… остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» — нет ли в нас лукавства и слышим ли мы к нам обращенное слово Божие: в общении с ближними «отымите лукавство от душ ваших». Лукавство делает человека преступником в очах Божиих.

Страшным предостережением заключил Господь ответ свой апостолу Петру, вопросившему: «сколько раз прощать брату моему?» — «так и Отец Мой Небесный поступит с вами (как с преступниками), если не простит каждый из вас (не наружно, но искренно) от всего сердца своего брату своему согрешений его». Аминь.

vn001

Источник: Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Слова и проповеди.
© Holy Trinity Orthodox Mission.

См. также: