Сегодня:

22 сентября 2019 г.
( 9 сентября ст.ст.)
воскресенье.

Праведные Иоаким и Анна.

Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением.
Глас 5.

Поста нет.

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны . Мч. Севериана (320). Прп. Иосифа , игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия , архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Глинских святых: прпп. Василия (1831), Филарета (1841), Феодота (1859), Макария (1864), Мартирия (1865), Евфимия (1866), Досифея (1874), Илиодора (1879), Иннокентия (1888), Луки (1894), Архиппа (1896), Иоанникия (1912), Серафима (1958), Андроника (1974), Серафима (1976), Зиновия Глинского, митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Собор Алтайских святых Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, о злых виноградарях

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Царство Божие дано будет народу приносящему плоды его.
(Мф. 21:43)

Наконец, послал он к ним своего сына…

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Будучи спрошен фарисеями о том, кто дал Ему власть совершать чудеса, Сын Божий ответствовал им страшной притчей о злых виноградарях. Спаситель поведал о неком владетеле, насадившем виноградник и доверившем его работникам, дабы те усердно трудились и отдавали хозяину должную часть урожая. Но виноградари задумали присвоить себе чужое достояние: они стали гнать, побивать камнями, убивать слуг, которых хозяин виноградника посылал, чтобы взять плоды. Наконец долготерпеливый владелец собственного сына своего послал к ним, надеясь усовестить их этим, говоря: постыдятся сына моего (Мф. 21:37). Но и сына его умертвили эти бессердечные и коварные люди, думая завладеть наследством.

Рассказав эту притчу, Спаситель вопросил окружавших Его вождей народа израильского: когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? (Мф. 21:40). И они отвечали: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21:41). Так жестокие и духовно слепые законники изрекли приговор самим себе.

В притче о злых виноградарях прикровенно содержалась история народа израильского и пророчество о ближайшем его будущем. Под хозяином виноградника разумеется Сам Бог Вседержитель, под слугами его – ветхозаветные пророки и праведники, под сыном его – Иисус Христос, Сын Божий Единородный.

Некогда Господь для служения Себе избрал израильский народ, произошедший от великого праведника, патриарха Иакова. Этому-то народу Всемогущий и доверил Божественный виноградник Откровения Своего, дабы принесены были Ему обильные плоды веры и праведности.

Но лукавыми и жестоковыйными виноградарями оказались израильтяне. Книги Ветхого Завета переполнены свидетельствами об их косности и неблагодарности, жестокости и пороках. От сыновей патриарха Иакова, коварно продавших в рабство своего брата Иосифа, потянулась цепь преступлений. Израильтяне роптали на пророка Моисея, выведшего их из плена египетского, роптали на Самого Господа, питавшего их в пустыне небесной пищей. В виду святой горы Синай, с которой спускался боговидец Моисей с врученными ему от Господа скрижалями Завета, предавались эти безумцы идолослужению и разврату. Многократно воздвигал среди них Господь духоносных Своих пророков, дабы обличить их и вернуть на путь праведности, но они не слушали, гнали и убивали этих слуг Божиих. Один из последних ветхозаветных пророков, Михей, восклицает: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть (Мих. 7:2). И вот, в довершение всех непотребств и злодеяний – отрубленная голова величайшего праведника Ветхого Завета Иоанна Крестителя на блюде перед бесстыжей плясуньей Иродиадой и хохочущими гостями царя Ирода.

В пору наступления полноты времен, сошествия в мир Сына Божия, нечестие израильского народа достигло крайних пределов. В самом наименовании главенствующего колена Израилева, иудеев, слышалась уже не память о наследнике благословения Иуде, сыне Иакова, а предвестие близкого предательства Иуды Искариота. Самым ужасным в сознании тогдашнего иудейского народа было то, что учителя его впали в сатанинскую гордыню, втайне считая не Господа, а самих себя хозяевами виноградника Божия. «Гордость есть мать пороков, от которой и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым», – говорит святитель Иоанн Златоуст. И надменные иудейские первосвященники дерзнули осудить Сына Божия, а соблазненный ими народ кричал: Распни Его! Так совершилось неслыханно чудовищное преступление – богоубийство.

На иудейском народе сбылось предсказание о злых виноградарях. Вскоре римляне взяли штурмом и разрушили считавшийся неприступным Иерусалим, а от величественного Иерусалимского храма не осталось камня на камне, была вспахана сама земля, на которой стоял этот храм. Уцелевшие иудеи потеряли родину, рассеялись по всему миру. Утратил этот народ и Божественное Откровение, растворив Ветхий Завет в жестоких и гордых писаниях Талмуда, в бесовской магии Каббалы. По слову преподобного Нила Синайского, «гордость есть опухоль души, наполненная испорченной кровью». В руках гордецов нельзя было оставлять виноградник Господень, чтобы плоды его не подверглись той же порче.

Для очищения насажденной Богом святыни потребовалось невместимое умом человеческим, страшное Таинство. На сухое древо креста Сын Божий вознес Пречистое Тело Свое, дабы Пречистою Своей Кровью оживотворить иссохший во грехах род человеческий. Сладчайшим соком этой Божественной лозы, Кровью Спасителя в Таинстве Причащения питаются с той поры и даже доселе поколения христиан.

Богатый плод принес Господу обновленный виноградник Его, Святая Церковь Христова. Почва этого удела Божия полита кровью мучеников и слезами молитвенников, воздух напоен ароматом священных песнопений и мыслей святоотеческих. Однако и на этой благодатной почве растут порой хищные сорняки, и здесь встречаются нерадивые виноградари, и сюда вторгаются дышащие злобой разбойники.

Кто-то из нас, слушая притчу о злых виноградарях, может подумать: «Это относится только к древним иудеям, а меня это не касается». О, если бы это было действительно так! Но увы, дорогие братья и сестры, каждый из нас может оказаться и зачастую оказывается одним из тех злых виноградарей, которым грозит кара Господня.

В одном из своих богодухновенных слов святой праведный Иоанн Кронштадтский задается вопросом: «Одни ли иудеи распяли Иисуса Христа?», – и горький плач вызывает ответ на этот вопрос: «Приди каждый из нас ко гробу Господа и Спасителя и плачь над этими язвами, над всеми поругательными мучениями этого Агнца Божия, вземлющего грехи всех. Язвы эти – наше дело. Иудеи неблагодарные, лукавые, строптивые и злые сделали ужасное дело однажды навсегда, и хотя против своей воли, – на благодеяние и спасение всему миру, всякой душе верной. А мы делаем это каждый день, каждый час. Мы распинаем Господа грехами своими: грешим и не чувствуем грехов своих; грешим и не перестаем грешить. Мы согрешили, а Отец Небесный предаде Его грех ради наших (Ис. 53:6)».

В 1901 году Господь открыл праведному Иоанну Кронштадтскому, какое воздаяние ожидает Россию за умножающийся грех того времени. В явленном святому Иоанну видении за цифрами «1913, 1914, 1917, 1922, 1934» он узрел реку крови и гору человеческих трупов, цареубийство, поругание церквей Божиих, множество принявших мучения за веру священнослужителей, монахов и мирян, псов, пожирающих тела умерших от голода людей. Мы знаем, что все это сбылось, как сбылось предсказание ветхозаветных пророков о падении Иерусалима.

Россию называли Третьим Римом, а русский народ – народом-богоносцем. Древний Рим пал, когда предался нечистым наслаждениям и разнузданным порокам. То же случилось по прошествии времен и со «вторым Римом», Константинополем, столицей великой православной державы – Византии. Императорский Константинополь стал погрязать в роскоши и игре честолюбий, государственную власть сотрясали постоянные дворцовые заговоры. Духовная жизнь империи также была поражена язвой: незадолго до падения Византии большинство ее духовенства было готово пойти на унию, признать власть римского папы. И на Византию, не устоявшую в Божественной Истине, также излилась чаша гнева Господня. И тогда на долгие века оплотом Святого Православия стала Русская держава.

Господь воззвал русский народ к Божественному Свету из кромешного мрака языческой дикости. Еще в начале правления великого князя Владимира в Киеве идолам приносились человеческие жертвы. Но дивны чудеса, совершаемые благодатью Божией! Сам князь Владимир, приняв Святое Крещение, взамен жестокости и сладострастия обрел добродетели апостольские: кротость, милосердие и мудрость. С той поры во всех концах необъятной Руси стали возгораться яркие светильники веры Христовой: преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский, Александр Свирский… А у кормила Церкви Русской вставали подвижники и чудотворцы – святители Петр, Иона, Алексий… И называлось тогда отечество наше не просто Русью, но Русью Святой.

Долго силился диавол разрушить этот плодоносный виноградник Господень. И только в начале нынешнего столетия удалось отцу лжи повергнуть Российскую державу в прах и мерзость запустения. Пала Россия не от иноземного нашествия, а от врагов внутренних. Пала оттого, что высшие и ученые сословия ее, учителя народа сделались злыми виноградарями.

В том же видении 1901 года перед праведным Иоанном Кронштадтским предстала такая картина: «Вижу гору книг и между теми книгами ползают черви, которые распространяют страшное зловоние. Что это за книги? Безбожные, богохульные, которые заражают всех христиан богохульным учением».

Просвещен тот, кто видит Свет Господень, образован тот, кто имеет образ Божий! А в России со времен Петра I образованными и просвещенными считались те, кто впитал в себя пришедшие с запада вольномыслие и атеизм. И эти-то высокоумные слепцы, осмеивавшие духовенство, дерзавшие хулить Церковь Христову, начали поучать народ и «заботиться» о нем. Сейчас принято во всех бедах нашего отечества винить одних большевиков. Но большевики с их пропагандой материализма и классовой ненависти ничего не смогли бы сделать в православной России, если бы им так усердно не прокладывали путь все эти вольтерьянцы и декабристы, народовольцы и либералы, прогрессисты и конституционалисты. Ту зловещую роль, которую в древней Иудее сыграли фарисеи и книжники, в России взяла на себя большая часть дворянства и интеллигенции. И совращенный ими народ, бывший тогда одним из богатейших народов мира, подобно питаемым небесной манной израильтянам, начал роптать и с завистью глядеть на достояние помещиков и фабрикантов. И Россия, соблазненная своими безбожными «учителями», пала в объятия большевиков, и пролились реки человеческой крови.

Ныне мы видим, что последующие семьдесят пять лет ничему не научили некоторых представителей отечественной интеллигенции. По-прежнему находятся досужие журналисты, дерзающие пристрастно и свысока критиковать Церковь, ее служителей и иерархов. Многие образованные люди занялись пропагандой буддизма и индуизма, теософии и экстрасенсорики, протестантизма и католицизма – обращаются к чему угодно, кроме Святого Православия. Горе народу, если он вновь начнет слушать подобных учителей!

Виноградник Господень в нашей стране вытоптан так основательно, будто легионы бесов пронеслись по нему. С огромным трудом мы возводим и укрепляем хрупкие жердочки – храмы и монастыри, лишь только начинает робко виться зеленая лоза – приходит к вере молодежь. И со всех сторон опасности, со всех сторон ломятся в этот виноградник разбойники: сектанты и язычники, экстрасенсы и уфологи, пропагандисты вседозволенности и «сладкой жизни». В этих условиях нам необходима великая сила покаяния, неусыпное молитвенное делание, неустанный труд на ниве Божией, непоколебимое единство о Господе. Иначе не подняться Церкви Российской, а с нею будет ввергнуто в окончательную погибель все отечество наше.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Каждый из нас призван по мере сил возделывать виноградник Господень – прежде всего в собственной душе, а затем и в душах ближних наших. Страшно уподобиться злым виноградарям, которых ожидает злая смерть и геенна огненная. Будем помнить, что от каждого совершенного нами греха вновь кровоточат раны Распятого Спасителя, и мы становимся недостойными из-за нерадения своего Всемилостивого Сына Божия, сказавшего: Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин 15:16). Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения.– 2002 г.

См. также: