Сегодня:

10 декабря 2018 г.
( 27 ноября ст.ст.)
понедельник.

Икона Божией Матери Знамение.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" . Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода , во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова , еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 97 зач., XIX, 37-44. Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 50 зач., XV, 1-7.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Духовное мужество святой страстотерпицы

Елена Истомина

Великая княжна Ольга Николаевна Романова

Жизненный путь Великой княжны Ольги Николаевны Романовой был недолгим — Она оставила этот мир в 23 года. Но все знавшие Её отмечали необычное духовное устроение, стремительное взросление, силу воли, духовное мужество внешне хрупкой русской девушки. Её жизнь достойна тщательного изучения, особенно теми, кто только открывает для себя мир, — современными старшеклассниками. Работая в рамках проекта «Наша новая школа», в течение нескольких последних лет на примере жизни Царских Детей мы раскрываем перед учениками тему стремления человека к миру горнему.

В чём заключается духовное мужество человека? Святой апостол Павел говорит о стойкости в сфере духовной жизни христианина: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор. 16:13). Святитель Григорий Богослов пишет: «Мужество есть твёрдость в опасностях».

Что было основанием для формирования духовного мужества Ольги Николаевны Романовой? Уже в ранние годы была заметна окружающим особенность Её души — чувствительность к фальши. Даже в семилетнем возрасте маленькая Ольга, столкнувшись с незначительной ложью товарища по играм, могла заплакать от потрясения, и это нетерпимое отношение к неправде, стремление к жизни по совести сохранилось в Великой Княжне до конца Её дней. «Характерными чертами у неё были сильная воля и неподкупная честность…» (А. Танеева).

Душа Ольги Николаевны с раннего детства стремилась ввысь. Дневниковые записи, письма Великой Княжны свидетельствуют о глубокой любви к храму и постоянном размышлении о вере и Церкви, точной нравственной оценке событий в России.

Она умела брать на себя чужую боль, рано повзрослела, разделяя страдания своих Родителей, горячо любимого брата. Как утешить плачущего? В русской традиции есть мудрое правило: плакать вместе с ним. Этим бесценным свойством, ярко выраженным даром утешения и обладала Ольга Николаевна. Несчастья отца Великая Княжна принимала близко к сердцу, могла беседовать с Ним о важных, тревожащих душу родителя событиях, в период боевых действий писала ему в Ставку подробные письма…

Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю Царской Семьи — государственный переворот со всеми вытекающими отсюда последствиями, отречение Государя — во всей полноте проявило в Ольге Николаевне Романовой заложенное в Ней настоящее смирение — основу духовного мужества. «Ужас революции повлиял на нее гораздо больше, чем на других. Она полностью изменилась, исчезла Ее жизнерадостность» (Софи Бугсгевден). По воспоминаниям о состоянии Ольги Николаевны в этот период возникает впечатление, что она в свои совсем юные годы сразу смогла осознать, что последует за свершившимся святотатством, что ожидает Царскую Семью и какова будет цена покаяния. Только глубоко смиренному уму даётся такое видение. Ольга Николаевна долго была больна, но письма Её полны надежды: «Столько отвратительного слышишь, жутко даже, но всё же я твёрдо верю, что Господь поможет…». Постоянное памятование о Боге живёт в душе Великой Княжны, молитва укрепляет, даёт силы: «Сегодня совсем тихо. Слышу звон в Екатерининском соборе; иногда так хочется зайти к Знаменью…»

В течение гнетущих последних месяцев жизни перед юной Ольгой Николаевной, как и перед другими Царскими Детьми, раскроются все ужасы плена. Но ничто: ни издевательства охраны, ни болезни, ни предательство окружения Семьи, ни вечная тревога, ни постоянная угроза агрессии не могли сломить Её горячей любви к Христу. Ольга Николаевна шла наперекор тому, что предлагали Ей страшные обстоятельства: по-доброму обращалась с преступной охраной, была сдержанна во всём, не теряла чувства юмора, продолжала занятия с младшими сёстрами и Царевичем. В книге Ольги Николаевны, найденной после смерти — нарисованные и вырезанные из бумаги изображения церкви Спаса Преображения в Новгороде. Кому из художественно одарённых Царских Детей принадлежат они? Положила листочки в книгу боголюбивая старшая сестра…

Свидетельства очевидцев последних месяцев жизни Царской Семьи говорят о необычайном смирении Пленников. Духовник Царской Семьи отец Афанасий в своём дневнике отмечал, что, по мере возрастания страданий Мучеников, возрастали Их терпение и молитва. Известные стихи С. Бехтеева «Пошли нам, Господи, терпенье», переписанные рукой Великой Княжны, говорят о Евангельском отношении к врагам и силе духа. Борясь со злом любовью Христовой, Великая Княжна побеждала смерть; она прожила в единстве с Богом всю свою короткую жизнь и ни в чём Ему не изменила ни в дни «народного гоненья», ни под моральными пытками палачей.

Ольга Николаевна Романова осознавала, что гибнет в битве за Православную Россию. Она умирала, как святая, подобно первым русским святым, страстотерпцам Борису и Глебу, не оказывая внешнего сопротивления, но прощая и любя, т. е. сопротивляясь внутренне, прося благословения Божия и покоя. Духовное мужество Великой Княжны заключается в смиренном приятии воли Божией.

Великая Княжна в свои совсем юные годы умирала за Россию, молясь о будущем страны. Смерть была выбрана Её отцом, и выбор был совершенно свободным. Любовь к Богу для просвещённого светом Христовой Истины нашего последнего русского Царя была дороже, чем земная власть. Смерть была воспринята Им и всеми Членами Семьи как жертва, как необходимость, а не как зло, потому что Царская Семья измеряла происходящее духовным, вечным измерением. Осознать суть этой прекрасной жизни и трагической смерти ещё предстоит… «Никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, никакая самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа» (протоиерей Александр Шаргунов).

Ольга Николаевна Романова проявила мужество веры, которое даётся только человеку праведному. «Не зло победит зло, а только любовь», — утверждал Её Царственный отец на краю могилы, прося не мстить за Него, полностью отдав себя в Божьи руки. Эти слова были переписаны рукой Его дочери. Ольга Николаевна Романова была достойной дочерью Государя, сумевшего в непроглядную ночь России увидеть свет, данный свыше.

Подвиг Царской Семьи вызывает горячий отклик в душах современных школьников, отрезвляет, напоминает о Вечном. Ангелы жили на земле — это очень хорошо понимают наши ученики. Детское чистое сердце безошибочно чувствует Правду Царских Мучеников, их восхищает высокий уровень нравственного развития Царских Детей, мужество и патриотизм. В своих сочинениях современные школьники отмечают, что самое сильное впечатление производят на них письма Царских Детей из заключения. Ученики обращают внимание на преодоление Царскими Детьми угнетённого состояния, видимо, это укрепляет ребят в каких-то сокровенных мыслях: ни для кого не секрет, насколько неустойчива нервная система современных детей. Подростки восхищаются тем, что Царские Дети не просили о сохранении земной жизни, а молились о спасении души. Когда мы готовим композицию о Подвиге Царской Семьи (состав участников менялся уже несколько раз в течение 5 лет), ученики борются за право выразительно читать последние письма Царских Дочерей. Прослушав взволнованный рассказ участников композиции, слушатели — ученики и учителя — встают в знак почтения и скорби, уважения к подвигу во имя веры. Многие не могут сдержать слёз.

В заключение статьи не могу не привести слова митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, сказанные в блестящем докладе о канонизации Царственных страстотерпцев на Архиерейском соборе 2000 года:

В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке…
vn001

Источник: Русская народная линия