Сегодня:

15 августа 2018 г.
( 2 августа ст.ст.)
среда.

Василий Блаженный.

Седмица 12-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия , Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана , папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Святые ангелы или «ангелочки»?

Иерей Сергий Карамышев

Ангел

1.

Хочется спросить людей, конструирующих свои мысли при посредстве русского языка: нормально ли для человека именовать существа, безмерно превосходящие его святостью, разумом и силой, словами с определенно выраженным уменьшительно-ласкательным значением? Законно ли в нашем языке присутствие слова, а наипаче выражаемого им «понятия», «ангелочек»? В церковно-славянском языке, естественно, ни такого, ни даже близкого ему по значению, слова нет.

В русском оно появилось для потребности отразить реалии чуждой Православию западной культуры, а именно — живописные и скульптурные изображения якобы ангелов Божиих, которые были скопированы с языческих «амуров» художниками и скульпторами так называемого Возрождения. То была агрессия для христианского сознания Европы, однако она быстро привилась под высоким покровительством папского двора. В России же указанная традиция стала скорее частью субкультуры, не совершив переворота в религиозном сознании, а только слегка его подточив. Тучные младенцы с крылышками не прижились в нашей иконографии и остались в виде «амурчиков» светских салонов XVIII — нач. XIX в.

Однако через двести лет после своего культурно-религиозного поражения в России «амурчики» через двуногих носителей своей эстетики стремятся взять реванш над русским религиозным сознанием. Мы имеем в виду с каждым годом умножающиеся в количестве и ассортименте поделки якобы религиозного предназначения некоторых художников и ремесленников. Ладно бы они продавались в сувенирных лавках и разных светских магазинах. Однако указанный товар предлагается в храмах Божиих, он развозится оптом по епархиям Русской Православной Церкви. Это пресловутые «ангелочки» в виде упитанных младенцев или каких-то гермафродитов с крылышками, это изображения святых в печатной продукции, скорее похожие на комиксы, это чайные ложечки с изображением Пресвятой Богородицы или ангелов, это браслеты с изображениями Господа или святых и т. д. и т. п.

Весь этот псевдорелигиозный хлам засоряет наше сознание, незаметно подтачивает страх Божий и благоговение к святыне. Будет ли ребенок, с младых ногтей окруженный игрушками-«ангелочками», священными лицами, изображенными наподобие комиксов, поедающий кашу серебряной ложкой с изображением Богоматери иметь здравые религиозные понятия? Это весьма сомнительно. Скорее всего, в него будут заложены семена дерзости, готовые дать плоды богоборчества.

Когда пытаешься вразумить торговцев, объяснить, что они способствуют разрушению церковной традиции и сеют соблазн, последние всегда выставляют «железный» аргумент: «людям это нравится, люди это берут». Я, конечно, не беру. Но ведь речь идет не об огурцах или помидорах, которые, действительно, могут нравиться или нет. Речь — о предметах религиозного почитания. Через эти, как некоторым представляется, «мелочи» либерально-демократические ценности вламываются в Церковь, неся в нее дух революции. Хотят властвовать над умами, вытесняя законную в Церкви Христовой власть Святого Духа. Когда человеческим пристрастиям, а наипаче — стихии свободного рынка — приписывается в Церкви какой-то авторитет (покупают — значит хорошо), нам угрожает серьезная опасность.

2.

Однако вернемся к ангелам. Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет: «Они — сильны и готовы к исполнению божественной воли, и вследствие быстроты, присущей их природе, тотчас повсюду оказываются, где бы ни повелело божественное мановение; и оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом; и распоряжаются нашими делами, и помогают нам. Вообще же, и по божественной воле… они выше нас и всегда находятся около Бога».

О должном отношении человека к Ангелу Божию выразительно сказано в книге Судей, где повествуется о подвиге Гедеона: «… Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! Потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу…» (Суд. 6:21-23).

Будет ли ребенок, воспитанный в окружении «ангелочков», так относиться к Ангелу Божию? Он будет ждать льстивой улыбки, а не грозного обличения своих грехов, и скорее всего, примет служителя сатаны за «Ангела светла».

Ангел

Православная иконографическая традиция изображает ангелов Божиих не в виде упитанных младенцев и не в виде гермафродитов, а в виде юношей, ополчившихся на брань, в виде могущественных воинов небесного Царя. Они преисполнены мужества, а не расслабленности; они решительны и молниеносны. Вот описание Архистратига Господня из книги Иисуса Навина: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю…» (Нав. 5:13-14).

Кто жаждет уничижения Божиих ангелов среди людей; кому доставляет удовольствие презрение к святыне? Разумеется, это бесы, в свое время поверженные на землю Архистратигом Михаилом и всем воинством Божиим. Именно бесы, по словам отцов, научили людей всякой ереси, всякому богохульству. Именно они так ругаются над своими давними врагами, побуждая людей изображать их в виде упитанных младенцев или гермафродитов с крылышками.

3.

Не случайна связь все более бытующих среди нас этих богохульных изображений и с языческими амурами, которым приписывалось возбуждение в людях похоти. Царь и пророк Давид сказал: «все боги язычников — бесы», следовательно, и те самые амуры — их же породы. Через смешение понятий добра и зла достигается бесами двойная выгода: 1) они прячутся за имя «ангелов», выдавая зло за добро, 2) они порочат ангелов, «переодевая» их в свою собственную наружность.

Дешевые, а уж тем более дорогие, поделки «ангелочков» выполняют ту же задачу, что в языческой древности — изображения амуров, т. е. возбуждают похоть. Подобные изображения, вероятно, нравятся так называемым педофилам (упитанные младенцы) и гомосексуалистам (гермафродиты).

Свт. Василий Великий, а следом за ним отцы VII Вселенского Собора, пишет: «Честь, воздаваемая образу, переходит на первообразное». Кого же почитают приверженцы амурной эстетики, о ком воздыхают, какова при этом степень разгорячения их крови? Кому они, наконец, молятся?

Из приведенного правила ясно, что и безчестие, воздаваемое образу, переходит на первообразное. Ясно, что неблагоговейное, пренебрежительное отношение к истинным образам горнего мiра сродни богохульству. Это новая форма иконоборчества. В древности священные изображения преследовались и уничтожались. А теперь они обезцениваются через свою доступность. Цель же иконоборцев достигается едва ли не с большим успехом. Она все та же — безчестие первообразов. Если обрывок церковного календаря или какой-нибудь афиши, оповещающей о церковном мероприятии, с изображением, например, Богоматери, попирается в толпе ногами, — это безчестие первообраза. И плохо, если мы относимся к этому как к норме.

Вероятно, пришло время вводить церковную художественную цензуру — дабы: 1) остановить все нарастающий поток чужебесия в церковном искусстве; 2) сократить неоправданно частое присутствие священных изображений для рекламных целей. Притом, хорошо бы такой структуре иметь государственную поддержку, чтобы иметь влияние на выпуск печатной и прочей продукции, использующей священные изображения, — чтобы постепенно сокращалось количество храмов, тем более, икон, на таре, которая после употребления продукта выбрасывается в мусорные контейнеры. Ведь таким образом происходит поругание святыни, а следовательно, и оскорбление религиозных чувств православных христиан.

vn001

Источник: Русская народная линия

См. также: