Сегодня:

25 мая 2019 г.
( 12 мая ст.ст.)
суббота.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и вся Руси.

Седмица 4-я по Пасхе.
Глас 3.

Поста нет.

Свт. Епифания , еп. Кипрского (403). Свт. Германа , патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена , патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Собор новомучеников в Бутове пострадавших.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. О вечной детскости Бога

Схиигумен Серафим (Барадель)

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Возлюбленные мои братия! Снова в дни тревожной годины нашей возсиявает сегодня, в благодатной тихости своей, озаряемой первым Рождественским светом, празднование Введения во храм Пречистой Богородицы. Мятется мир, вздыхают человеки от страха грядущих на вселенную бед, сгущается тьма. Но Свет Любви Божией в этой тьме неизменно, непреложно и всепобедно светится. И к этому Свету призываемся мы сегодня — воззреть, чтобы уразуметь весь таинственный смысл и силу события, о котором священное Писание, по обыкновению своему, хранит многозначительное молчание: «Да никакоже коснеться, рука скверных, одушевленному Божию Кивоту, Тайному Раю небесных откровений… — Богородице Марии».

Но смогут ли наши омертвевшие, унылые, ленивые, равнодушные сердца откликнутся на крестный и творческий призыв Матери и Девы, которая «днесь в храм Божием ясно является и Христа всем предвозвещает»?

Вхождение во храм Приснодевы не есть лишь одно из ряда событий Ее жизни, но оно осуществляется как бы вне времени. Как исход из тьмы к Свету — из тьмы неведения, небытия, распада, тленности — в чудный Свет познания крестной Воли Божией, как новое укоренение творения, освященного вновь Человека, — царя и иерея — в Боге Святом, в лице Богоотроковицы Марии, избранной носительницы благодати царского священства. В этом небошественном восхождении совершенного, непорочного, святого человека к Богу заключена и великая святыня человеческой детскости, со всеми в ней таящимися творческими возможностями и упованиями.

Но приоткрывается нам и «вечная детскость Бога». Из золотых, сокровенных недр утраченного Рая, сие маленькое, чистейшее, беззащитное существо совершает ныне Свое крестное восхождение во Святое Святых любви Божией. И приносит Она в жертву Свое чистое, святое детство как самое прекрасное и драгоценное, что может быть в человечестве. И молчаливо, кроткою властью своею повелевает Она и нам: «Будьте как дети, таковых бо есть Царство небесное», «Кто не примет Царствие Божие как дитя тот, не войдет в него».

Собою сегодня Богоотроковица являет нам новый одушевленный рай. Ибо в нем восстанавливается детскость первозданного Адама и зовет Она нас, вновь обрести то святое детство — тот золотой рай, по которому скучает и плачет душа наша — рай чистоты, доверчивости, простоты, целомудрия; вновь обрести дар чуда, т. е. бесконечное и всегда новое удивление, и восторг перед чудом Бытия. Для зараженного демоническими энергиями человека — все скучно (как это гениально сказал Ф. М. Достоевский в «Бесах»), а для обновленного благодатью Христовою, все творения — Чудо, все — красота, все — Радость, везде новое небо и новая земля, «се творю все новое», — говорит Господь.

«Будьте как дети, таковых бо есть Царство небесное». Что же составляет сущность этой детскости, являемой сегодня пречистой Девою? В чем ее вечное, непреходящее, глубинное значение?

Теряя детство, человек теряет что-то, чего ему затем всю жизнь болезненно не хватает, о чем он непрестанно тоскует, к чему он все время мысленно возвращается. Что же это такое? А ответить можно одним словом: целостностьцеломудрие — взрослость. Это торжество в нас раздвоенности — неспособности уже целиком без остатка отдаваться ничему, неспособность увидеть за внешностью таинственную суть вещей. Так как это дано лишь детям и поэтам: «О мир, пойми, не видом открывается закон звезды и формула цветка» (М. Цветаева).

Посмотрим, дорогие братия, кругом себя — и мы убедимся в том, что наш мир, и наша так называемая цивилизация, наша жизнь, даже здесь, построена на этом взаимном недоверии и страхе. Имеет в своем сердце эту грустную взрослую раздвоенность, скучную серьезность, неспособность вдохновляться, и радоваться чуду, радоваться Богу, радоваться друг другу.

А ведь, дорогие мои, христианская наша вера — есть один сплошной призыв осознать именно всю эту взрослую грусть, весь этот безрадостный мир, в его оторванности от Бога. Богоборческий мир, где все распадается, где все отравлено недоверием, враждой, скукой и многообразным самоубийством. Евангелие — это призыв искать, прежде всего, Царствие Божие и правды его в нищете духовной, со слезами, с жаждою и алчбою, в гонениях, в кротости, в милосердии сердечной.

И на наш вопрос «что такое это Царствие Божие?» — слышим ответ в сердце: «Радость и мир в Духе Святом». Что же это за радость и мир, которых по обещанию Христа, никто и ничто не может отнять у нас, как не возврат к этой детской, райской способности жить целостно? И такова проповедь пречистой Богоотроковицы в нынешний праздник, проповедь о том, как вернуться нам к этой целостности, как восстановить ее в себе — через всецелое, безвозвратное, жертвенное посвящение себя Богу, через многотрудное и многоскорбное восхождение от силы в силу, от мира к Храму, от земли к Небу.

«Кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него». И так, кто не научится детским, девственным, любящим сердцем, видеть, чувствовать и жить, тот не услышит никогда тайного благовестия юной, трехлетней отроковицы, в храме сегодня ясно предвозвещающей предвечного Бога, хотящего явить отроча младо, кроткое, безгласное, беззащитное дитя — Богомладенца Христа.

Зорко лишь одно сердце, главного глазами (рассудка, логики) не увидишь. Иными словами, познание бытия и Бога и человека — совершается лишь только через крестную любовь.

Поэтому преподобный Силуан Афонский всю жизнь плакал Адамовым плачем: «Рай мой, прекрасный мой рай…». Потому преподобный Серафим Саровский три года стоял с воплем на камне, чтобы вернуться к этой подлинной детскости, чтобы снова увидеть Божий мир, всякое творение, и в нем — каждого человека как брата, как прекрасное сокровище, осияваемое золотистыми лучами нетленной Радости и Любви.

Да, мир растет: в знании, в технике. И мы можем также нести великие подвиги, но все это будет ни к чему, все это ни на йоту не улучшит жизни на земле, пока каждый из нас, дорогие мои братия, каждый из нас не примет в самое сердце свое того, что Пречистая Дева сегодня являет нам, а именно — вечную детскость нашего Бога. Аминь.

4 декабря 2008 года, Валаамский монастырь

vn001

Источник: Валаам. Официальный сайт монастыря.

См. также: