Сегодня:

29 сентября 2022 г.
( 16 сентября ст.ст.)
четверг.

Икона Божией Матери

Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Вмц. Евфимии всехвальной (304). Перенесение мощей прав. Алексия Московского (2001). Мц. Севастианы (ок. 86-96). Мц. Мелитины (ок. 138-161). Мчч. Виктора и Сосфена (ок. 304). Прп. Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мчч. братьев Иосифа и Исаака Грузинских (808) (Груз.). Мц. Людмилы , кн. Чешской (927). Прп. Прокопия, игумена Сазавского (1053). Свт. Киприана , митр. Московского, всея России чудотворца (1406). Свт. Фотия , митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431). Прп. Кукши Одесского, исп. (1964). Сщмч. Григория пресвитера (1937). Сщмч. Сергия пресвитера (1942). Иконы Божией Матери, именуемой "Призри на смирение" (1420).


Еф., 216 зач., I, 1-9. Мк., 30 зач., VII, 24-30. Вмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Лк., 33 зач., VII, 36-50.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. О вечной детскости Бога

Схиигумен Серафим (Барадель)

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Возлюбленные мои братия! Снова в дни тревожной годины нашей возсиявает сегодня, в благодатной тихости своей, озаряемой первым Рождественским светом, празднование Введения во храм Пречистой Богородицы. Мятется мир, вздыхают человеки от страха грядущих на вселенную бед, сгущается тьма. Но Свет Любви Божией в этой тьме неизменно, непреложно и всепобедно светится. И к этому Свету призываемся мы сегодня — воззреть, чтобы уразуметь весь таинственный смысл и силу события, о котором священное Писание, по обыкновению своему, хранит многозначительное молчание: «Да никакоже коснеться, рука скверных, одушевленному Божию Кивоту, Тайному Раю небесных откровений… — Богородице Марии».

Но смогут ли наши омертвевшие, унылые, ленивые, равнодушные сердца откликнутся на крестный и творческий призыв Матери и Девы, которая «днесь в храм Божием ясно является и Христа всем предвозвещает»?

Вхождение во храм Приснодевы не есть лишь одно из ряда событий Ее жизни, но оно осуществляется как бы вне времени. Как исход из тьмы к Свету — из тьмы неведения, небытия, распада, тленности — в чудный Свет познания крестной Воли Божией, как новое укоренение творения, освященного вновь Человека, — царя и иерея — в Боге Святом, в лице Богоотроковицы Марии, избранной носительницы благодати царского священства. В этом небошественном восхождении совершенного, непорочного, святого человека к Богу заключена и великая святыня человеческой детскости, со всеми в ней таящимися творческими возможностями и упованиями.

Но приоткрывается нам и «вечная детскость Бога». Из золотых, сокровенных недр утраченного Рая, сие маленькое, чистейшее, беззащитное существо совершает ныне Свое крестное восхождение во Святое Святых любви Божией. И приносит Она в жертву Свое чистое, святое детство как самое прекрасное и драгоценное, что может быть в человечестве. И молчаливо, кроткою властью своею повелевает Она и нам: «Будьте как дети, таковых бо есть Царство небесное», «Кто не примет Царствие Божие как дитя тот, не войдет в него».

Собою сегодня Богоотроковица являет нам новый одушевленный рай. Ибо в нем восстанавливается детскость первозданного Адама и зовет Она нас, вновь обрести то святое детство — тот золотой рай, по которому скучает и плачет душа наша — рай чистоты, доверчивости, простоты, целомудрия; вновь обрести дар чуда, т. е. бесконечное и всегда новое удивление, и восторг перед чудом Бытия. Для зараженного демоническими энергиями человека — все скучно (как это гениально сказал Ф. М. Достоевский в «Бесах»), а для обновленного благодатью Христовою, все творения — Чудо, все — красота, все — Радость, везде новое небо и новая земля, «се творю все новое», — говорит Господь.

«Будьте как дети, таковых бо есть Царство небесное». Что же составляет сущность этой детскости, являемой сегодня пречистой Девою? В чем ее вечное, непреходящее, глубинное значение?

Теряя детство, человек теряет что-то, чего ему затем всю жизнь болезненно не хватает, о чем он непрестанно тоскует, к чему он все время мысленно возвращается. Что же это такое? А ответить можно одним словом: целостностьцеломудрие — взрослость. Это торжество в нас раздвоенности — неспособности уже целиком без остатка отдаваться ничему, неспособность увидеть за внешностью таинственную суть вещей. Так как это дано лишь детям и поэтам: «О мир, пойми, не видом открывается закон звезды и формула цветка» (М. Цветаева).

Посмотрим, дорогие братия, кругом себя — и мы убедимся в том, что наш мир, и наша так называемая цивилизация, наша жизнь, даже здесь, построена на этом взаимном недоверии и страхе. Имеет в своем сердце эту грустную взрослую раздвоенность, скучную серьезность, неспособность вдохновляться, и радоваться чуду, радоваться Богу, радоваться друг другу.

А ведь, дорогие мои, христианская наша вера — есть один сплошной призыв осознать именно всю эту взрослую грусть, весь этот безрадостный мир, в его оторванности от Бога. Богоборческий мир, где все распадается, где все отравлено недоверием, враждой, скукой и многообразным самоубийством. Евангелие — это призыв искать, прежде всего, Царствие Божие и правды его в нищете духовной, со слезами, с жаждою и алчбою, в гонениях, в кротости, в милосердии сердечной.

И на наш вопрос «что такое это Царствие Божие?» — слышим ответ в сердце: «Радость и мир в Духе Святом». Что же это за радость и мир, которых по обещанию Христа, никто и ничто не может отнять у нас, как не возврат к этой детской, райской способности жить целостно? И такова проповедь пречистой Богоотроковицы в нынешний праздник, проповедь о том, как вернуться нам к этой целостности, как восстановить ее в себе — через всецелое, безвозвратное, жертвенное посвящение себя Богу, через многотрудное и многоскорбное восхождение от силы в силу, от мира к Храму, от земли к Небу.

«Кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него». И так, кто не научится детским, девственным, любящим сердцем, видеть, чувствовать и жить, тот не услышит никогда тайного благовестия юной, трехлетней отроковицы, в храме сегодня ясно предвозвещающей предвечного Бога, хотящего явить отроча младо, кроткое, безгласное, беззащитное дитя — Богомладенца Христа.

Зорко лишь одно сердце, главного глазами (рассудка, логики) не увидишь. Иными словами, познание бытия и Бога и человека — совершается лишь только через крестную любовь.

Поэтому преподобный Силуан Афонский всю жизнь плакал Адамовым плачем: «Рай мой, прекрасный мой рай…». Потому преподобный Серафим Саровский три года стоял с воплем на камне, чтобы вернуться к этой подлинной детскости, чтобы снова увидеть Божий мир, всякое творение, и в нем — каждого человека как брата, как прекрасное сокровище, осияваемое золотистыми лучами нетленной Радости и Любви.

Да, мир растет: в знании, в технике. И мы можем также нести великие подвиги, но все это будет ни к чему, все это ни на йоту не улучшит жизни на земле, пока каждый из нас, дорогие мои братия, каждый из нас не примет в самое сердце свое того, что Пречистая Дева сегодня являет нам, а именно — вечную детскость нашего Бога. Аминь.

4 декабря 2008 года, Валаамский монастырь

vn001

Источник: Валаам. Официальный сайт монастыря.

См. также: