Сегодня:

16 октября 2018 г.
( 3 октября ст.ст.)
вторник.

Святитель Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти, сщмч.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Поста нет.

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского (96). Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Прп. Дионисия, затворника Печерского (XV). Свт. Агафангела исп. митр. Ярославского (1928). Трубчевской иконы Божией Матери (1765).


Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11. Лк., 27 зач., VI, 37-45. Сщмчч.: Деян., 40 зач., XVII, 16-34. Мф., 55 зач., XIII, 44-54.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О Мариином стоянии

Слово 72

В четверг 5-й седмицы Великого поста после канона прп. Андрея Критского

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Нельзя не говорить о преславных делах Божиих.
Тот, кто умалчивает о них, кто скрывает чудные дела,
тот приносит великий вред делу духовного спасения своих ближних.

(Свт. Софроний Иерусалимский)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Образ преподобной Марии Египетской

В сегодняшний благодатный день Великого поста к Богослужению утрени присоединяются два особых чтения, которые дороги душе каждого христианина. Во-первых, мы с вами с благоговением и трепетом сердечным прочитали великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – полностью, все 245 тропарей; и, во-вторых, слушали житие преподобной Марии Египетской, написанное святителем Софронием, патриархом Иерусалимским. Известно, что это житие создавалось примерно в то же время, когда был составлен и великий покаянный канон. Только ли поэтому Святая Церковь соединяет эти два творения, сокровища духовной мудрости в одной службе? Нет! Главным образом потому, что в обоих произведениях говорится о преславных делах Божиих, которые должны быть известны как можно большему числу людей для вразумления и духовного совершенствования. Потому что, как мы слышали, святитель Софроний писал: «Тот… кто скрывает чудные дела, тот приносит великий вред делу духовного спасения своих ближних».

Сегодняшнее Богослужение именуется Марииным стоянием. Мы с вами действительно со смирением и терпением стоим в храме Божием, и молимся, и удивляемся тому предивному чуду, которое явил Господь в жизни преподобной Марии Египетской, когда в ее житии пред нами предстала сперва бездна греха и затем высота добродетели. А разве не пробуждают в нас покаянные чувства, не вдохновляют к делам милосердия и исправлению духовному многочисленные примеры библейской истории, от Адама до апостольской проповеди, приведенные преподобным Андреем Критским в великом покаянном каноне?

Близится окончание Великого поста. И именно потому столь нужна и значима сегодняшняя необыкновенная служба. Дабы те, кто проявили себя ленивыми к духовным подвигам, и вовсе не впали в небрежение и забвение. Ведь так легко успокоить свою совесть ссылками на долговременность Святой Четыредесятницы и строгость ее, так хочется дать плоти своей хоть маленькое послабление. При этом жалость к себе не приносит блага, а ведет лишь к совершению еще большего греха. Не менее опасным и ошибочным является мнение тех, кто считают, что не обязательно соблюдать пост, потому что они тяжко и много согрешили в своей жизни, и сколько бы ни каялись, Бог все равно не сможет их простить. Пример преподобной Марии Египетской, величайшей грешницы, сподобившейся подняться до высот ангельских, свидетельствует о том, что нет таких грехов, от которых невозможно было бы очиститься искренним покаянием.

Попечение о плоти не превращайте в похоти, — говорил апостол Павел (Рим. 13:14). Это очень важные слова, потому что так трудно не переступить границу между тем и другим. Наше тело имеет свои потребности, и в какой-то мере все мы служим своей плоти, чтобы жить, чтобы обеспечивать нормальную жизнедеятельность тела. Ведь мы не можем, например, обходиться без сна, без пищи, без одежды, без многих других необходимых вещей. И в этом никакого греха нет. Но правдой является и то, что нередко все это превращается в источник получения наслаждения и удовольствия. Это когда мы уже не едим, а чревоугодничаем. Не спим, а наслаждаемся покоем, негой и ленью. Не одеваемся для того, чтобы прикрыть свою наготу, а покупаем модную, дорогую одежду, которой можно похвастаться перед другими, покрасоваться перед обществом и, заслужив одобрение, потешить собственное тщеславие. Вот и получается, что мы становимся рабами своих удовольствий и желаний. Потому что падшая человеческая природа всегда будет стремиться к наслаждению. Вывод парадоксальный: мы вроде бы и в Бога верим, но и идолам служим. Идолы — грехи, страсти и пороки, от которых мы никак не можем отказаться. Или не хотим?!

Это-то и должны мы уяснить для себя, братья и сестры, из службы, именуемой Марииным стоянием! Как несовместима вера в истинного Бога с верой языческой, так для христианина невозможно служение Господу и откровенное идолопоклонство, где идолом служит собственное тело. Помните, как пророк Илия еще в Ветхом Завете говорил иудейскому народу о порочности поклонения и Богу, и Ваалу: Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте (3Цар. 18:21). А теперь подумаем, не относятся ли и к нам эти слова?

Атеисты, люди, не верующие в Бога, не знающие и не признающие Господа, жизнь свою строят на поклонении кумирам. Этими кумирами могут быть люди — политики, деятели культуры, искусства. Это могут быть — богатство, деньги, красивые вещи, недвижимость. Это может быть бизнес, карьера, повышение по службе. Да что угодно! Их логику в общем-то можно понять: живем один раз, когда умрем, все кончится, а потому надо взять от этой жизни все сполна. Прискорбно, страшно — однако понятно. Но как же быть с нами, исповедующими Господа Иисуса Христа? Разве мы не пытаемся порой совместить несовместимое — жизнь по заповедям Божиим и удовлетворение своих греховных страстей?! Не стоит ли нам еще раз задуматься над мудрыми словами преподобного Нила Синайского: «Дай плоти то, что ей нужно, а не то, что она хочет получить»?

А ведь трудно, так трудно отказаться от того, что нравится, что доставляет телу твоему удовольствие. Великий пост идет — ну ладно, один только сериал по телевизору посмотрю, ничего же страшного не будет. Великий пост идет — чуть-чуть молочка попью, что-то слабею телесно. Великий пост идет, но службу-то такую длинную не отстоять, ноги болят, домой пойду, по хозяйству дел много. Так и малодушничаем, так и хромаем на оба колена — то туда, то сюда мечемся между Богом и земными удовольствиями. Приносим Господу покаяние, очищаемся паче снега, возносимся душой и помыслами к небесам, а потом вдруг опять поддаемся страстям и порокам, падая в греховную грязь.

Преподобная Мария Египетская, житие которой мы сегодня слушали, отличалась именно цельностью личности, в ней не было никакой раздвоенности — она служила лишь тому, что считала для себя главным в жизни. Сначала это был страшный грех, блудная страсть, которую она не скрывала, а предавалась ей полностью, со всем неистовством. Как передавал святитель Софроний, Мария сама говорила старцу Зосиме: «Без стыда и ужаса не могу даже теперь вспоминать о тех мерзостях, какие я тогда допускала в своей жизни… Семнадцать лет я предавалась ужаснейшему распутству». Мы слышали о том, как села она на корабль, направляющийся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Села не для того, чтобы, как другие паломники, поклониться святыне, а для удовлетворения своей греховной похоти. И вот в день праздника она не смогла войти в храм вместе с другими людьми. Неведомая сила преградила для грешницы вход в святое место. Прогневался на нее Господь.

Но ведь гнев Божий — это совсем не то же самое, что наша ненависть и негодование. Гнев Отца Небесного — зримое проявление Его Божественной любви. По любви Своей Бог не пускал эту женщину в храм, дабы душа ее очнулась, встрепенулась, затосковала о вечном. И мы знаем, братья и сестры, что так и случилось! У входа в храм произошло преображение и духовное обновление преподобной Марии. Великая грешница через глубочайшее и искреннее покаяние и решимость полностью изменить свою жизнь обратилась в великую угодницу Божию. А когда произнесла это благословенное решение пред иконой Божией Матери, то смогла не только войти в храм, но и с благоговением приложиться к Животворящему Кресту Господню. И тогда, как и при обретении Креста Христова, произошло чудо: как в похоронной процессии, проходящей мимо, прикосновением Животворящего Древа был воскрешен усопший, так и мертвая для духовной жизни, отягченная блудной похотью воскресла, восстала из греховного плена, приложившись ко Кресту, преподобная Мария Египетская. Всей душой она возлюбила Господа и также всей душой возненавидела свой грех. Что потом происходило в ее жизни, мы, братья и сестры, слышали с вами сегодня.

Семнадцать лет служения греховным наслаждениям сменились семнадцатью годами непрестанного борения в пустыне: «В этой тяжелой борьбе со своими безумными страстями, как с лютыми зверями, ей приносила успокоение только горячая молитва, возносимая к Богу и Пресвятой Богородице». Труден был ее путь, но именно он, основанный на любви к Богу и ненависти ко греху, был единственно правильным, истинным и вел к небесам, к желанному Царству Небесному.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Бездну человеческого падения, силу Божественной любви и ответную любовь к Богу мы видели в житии преподобной Марии, прочитанном за сегодняшним Богослужением. О многом говорит и многому учит нас пример преподобной Марии Египетской. По Божиему дару свободы человек сам вправе выбирать, по какому пути идти — по пути спасения или по пути порока. Не стоит думать, что Бог не простит тяжких наших согрешений. У грешника всегда есть надежда на помилование — на милость Божию, в основе которой лежит всепрощающая Божественная любовь. С покаяния для многих начинается совершенно новая, иная жизнь. Потому что мы помним о том, что для Господа более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7).

Да, Отец Небесный любит нас, любит всех, даже заблудших, запутавшихся в греховных сетях чад Своих. Через Господа нашего Иисуса Христа верою в Сына Божия все мы усыновлены Богу Отцу. Но нельзя злоупотреблять этой Божественной Отеческой любовью. Если мы сами действительно любим Бога и стремимся к Нему, то будем бояться огорчить нашего Творца и Создателя недостойным поведением, рабской покорностью грехам нашим.

Преподобная Мария Египетская через покаяние из отчаянной блудницы стала образцом целомудрия. Современное общество, погрязшее в грехах и пороках, не признает целомудрия и относится к этой добродетели как к устаревшей. Между тем мы, христиане, должны знать, насколько человек обязан бережно относиться не только к своей душе, но и к телу. Вспомним слова апостола Павла: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? …что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа… вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою (1Кор. 6:15-20). Человек, не верующий в Господа, считает тело исключительно своим достоянием, а потому и утверждает свое право полностью распоряжаться им. Так проповедуются и оправдываются так называемые свободные нравы, которые в сущности представляют собой узаконенный разврат или блуд. Но христианство не пренебрегает плотью, наоборот, поднимает плоть до высот небесных, признавая нерукотворным храмом, в котором пребывает Господь. Ведь когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, принимаем в себя Пречистые Тело и Кровь Христовы, мы внутренне обновляемся, очищаемся и освящаемся Самим Господом, становясь храмом Господним. А разве в храме, доме Божием, может быть терпима какая-либо грязь или нечистота?

Вот почему для нас так дорого понятие целомудрия, которое представляет собой целостность человека, выраженную как в физической, так и в духовной чистоте и красоте, гармонии, совершенстве плоти и души, тела и духа. Только обретя такую гармонию можно достойно противостоять злу, насилию, разврату, царящему в мире. Только так можно сохранить умиротворенность и спокойствие в собственной душе, озаренной неизреченным светом высшей любви — любви к Богу. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: