Сегодня:

24 апреля 2018 г.
( 11 апреля ст.ст.)
вторник.

Святитель Антипа Пергамский.

Седмица 3-я по Пасхе.
Глас 2.

Поста нет.

Сщмч. Антипы , еп. Пергама Асийского (ок. 68). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова Брылевского, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия , еп. Тверского (1576). Сщмч. Николая пресвитера (1938).


Деян., 18 зач., VIII, 5-17. Ин., 20 зач., VI, 27-33.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О Лазаре, друге Господнем

Слово 86

В субботу 6-й седмицы Великого поста
(по Евангельскому чтению)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
(Ин. 11:25)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Воскрешение прав. Лазаря

В этот благодатный субботний день Великого поста в Евангельском чтении (см. Ин. 11:1-45) мы слышали рассказ о воскресении Лазаря — необыкновенном чуде, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, показав людям свою Божественную силу.

Кем был для Спасителя Лазарь и почему Господь исторг из уз смерти именно этого человека? Для каждого из нас огромное значение в жизни имеет дом, семья, дружеские отношения. Без этого очень трудно жить! Что бы с нами ни случалось в этом мире, в какие бы сложные ситуации мы не попадали, но великим благом для нас является знание и понимание того, что есть на свете место, где нас ждут, любят, где царит мир и душевный покой.

У Господа нашего не было Своего дома. Вы помните, как Он Сам говорил об этом: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Лк. 9:58). Но в Вифании жили благочестивые сестры Марфа и Мария и брат их Лазарь, которые особенно любили Иисуса Христа. Именно в этой семье Спаситель всегда находил приют, покой и отдых от напряженных проповеднических трудов, от полного опасностей и трудностей бытия. Здесь Его всегда понимали и слушали. Здесь щедро давали Господу человеческое тепло и покой, в котором и Он, Сын Божий, так нуждался. Как же важно, что в земной жизни Господа были настоящие друзья, преданные и верные. Очень плохо человеку, если нет людей, понимающих его сокровенные думы и чаяния, с которыми можно было бы поделиться и горем, и радостью. Только тогда мы не будем себя чувствовать в одиночестве, если, по Божией милости (ведь дружба, как и любовь, — поистине дар небесный!), обретем в этом мире искренних друзей.

И вот, как мы слышали в Евангельском чтении, друг Христов Лазарь тяжело заболел: Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Казалось бы, Господь Иисус должен был бы ради дружбы и любви, которую питал к Лазарю, все бросить и тут же отправиться в путь, чтобы помочь, исцелить больного друга. Ведь Он исцелял уже столько незнакомых людей, а тут лежит при смерти один из ближайших его сподвижников. Но посмотрите, что происходит?! Господь медлит и говорит загадочные слова: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Естественно, такой ответ мало кого мог удовлетворить и успокоить. Целых два дня пробыл в Перее Спаситель. Очевидно, так было угодно Отцу Небесному, чтобы потом явить всю Божественную силу и славу Господа Иисуса Христа. Но вот Он говорит ученикам Своим: пойдем опять в Иудею. Обратите внимание, что Христос позвал апостолов не в Вифанию, а в Иудею вообще, где находиться для Него было весьма опасно. Ученики поняли, что Наставник призывает их сменить спокойную и размеренную жизнь на трудности и испытания. Они было попытались удержать Господа, предупредить об опасностях, но вскоре поняли, что это бесполезно. Не о Себе думал Христос, а о дорогих ему людях, которые так нуждались сейчас в Его помощи. Спаситель говорит: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его. Но ученики опять не поняли Его, сказав: Господи! если уснул, то выздоровеет. Господь вынужден был открыто сказать им, что речь идет о смертном сне. И поведал, что болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Причем, забегая вперед, хочется предупредить, что слова эти нужно понимать неоднозначно. Действительно, величайшее чудо воскресения Лазаря позволит людям воочию увидеть Божественную благодать, от Сына Божиего исходящую. Но это — только одна сторона. Не менее важен и другой, несколько скрытый смысл. Говоря так, вразумляя учеников, Спаситель, конечно же, знал, что предстоящее чудо, имеющее совершиться для торжества Его славы, явится как бы первым шагом, средством к еще большему прославлению, приближающему Господа ко Кресту, искупительной жертве и пресветлому воскресению. Как мы знаем, братья и сестры, так все и случилось.

Об этом стоит помнить и нам. Когда случится в этой жизни претерпевать испытания или болезни, не должно роптать и сетовать, лучше принимать невзгоды с осознанием своего жизненного креста и долга перед Богом за все деяния, с уверенностью, что смиренное и терпеливое несение трудностей возвеличит нас в очах Божиих и выступит средством к столь желанному наследованию Царства Небесного. Господь наш Иисус Христос восторжествовал в полном многообразии Своей славы, пройдя через Голгофу, распятие и смерть на кресте. И мы в нашем стремлении к блаженной вечности должны достойно пройти свой крестный путь.

Далее евангелист Иоанн Богослов свидетельствует, что когда Господь Иисус Христос вместе с учениками Своими все-таки пришел в Вифанию, то нашел Лазаря пребывающим уже четыре дня в гробе. По иудейской традиции, собралось много народа для утешения скорбящих сестер, оплакивающих усопшего брата. Семья Лазаря пользовалась большим уважением в обществе, и потому несчастье, которое постигло этот дом, не оставило никого равнодушным. Из-за жаркого климата мертвецов в Палестине хоронили как можно скорее. На похороны приходили все желающие. Родственников не беспокоили, не мучили пустыми разговорами, оставляли в покое, наедине с их горем. Пока покойник находился в доме, нельзя было готовить и есть пищу, запрещалось пить вино и вкушать мясо. После выноса тела всю мебель в доме поворачивали к стенам, а скорбящие садились на низенькие скамеечки или прямо на пол. Друзья семьи готовили поминальный обед, который состоял из хлеба, крутых яиц и чечевицы. Яйца и чечевица символизировали жизнь, которая катилась к смерти. Глубокий траур продолжался семь дней; три дня были днями постоянного плача. В течение семи дней запрещалось надевать обувь, умываться и заниматься какими-либо важными делами. Даже учиться было нельзя! И потом траур, в несколько облегченном варианте, длился еще целый месяц. Поэтому когда Господь наш Иисус Христос пришел в дом Лазаря, он был наполнен множеством сочувствующих и скорбящих.

И тут Марфа, преисполненная горя, даже упрекнула Спасителя: если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, но тут же с верою и любовью добавила: Но и теперь знаю, что чего Ты просишь у Бога, даст Тебе Бог. И тогда Господь с уверенностью говорит ей: воскреснет брат твой. Как отреагировала Марфа? Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Слова эти говорят нам о многом.

Саддукеи не верили в загробную жизнь, но фарисеи и большинство иудейского народа исповедовали, что загробная жизнь есть. Твердо и уверенно говоря о всеобщем воскресении, Марфа выразила высокую веру своего народа. Но новый оттенок этой убежденности придал далее Сам Господь: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век. Веришь ли сему? И из уст убежденной последовательницы Христа прозвучало: так, Господи! я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Что же имел в виду Господь наш Иисус Христос, говоря о вечной жизни? Существует ли вообще бессмертие? Ведь и христиане, исповедующие истинного Бога, все равно умирают физической смертью. Где же здесь не умрет во век? Да, все мы смертны, все мы рано или поздно уйдем из этого мира. Но с чем мы уйдем на небеса? И какими возвратимся к Отцу Небесному? Не физическое наше состояние имел в виду Господь. Умирают все одинаково — и верующие, и неверующие. Не естественный отход в мир иной подразумевал Спаситель, а смерть во грехах. Живущий без покаяния, погрязший в согрешениях человек духовно умирает. Внешне он продолжает есть, пить, бодрствовать, спать, ходить на работу, тратить время и деньги, раболепствовать перед собственными страстями и пороками. В общем, заниматься обыденными земными делами. Между тем для Господа, Которого он не любит и не признает, такой человек как бы не существует, находится во гробе. Живет физически, но мертв духовно. И эта жизнь — жизнь без Бога — она страшнее самой лютой смерти. Но Господь — Сам есть воскресение и жизнь. Спаситель убеждает нас, что даже в такой вот духовной смерти может быть воскресение, если омоемся очистительными слезами покаяния, если отогреем сердца теплотой молитвы, если смиримся в собственной недостойности и осознаем величие Божие. Даже когда человек оступился, потерял все в этой жизни, которую по никчемности целей и задач не смеет назвать иначе, чем прозябание, Господь наш Иисус Христос все равно может прийти на помощь и даровать грешнику жизнь.

Падшей природе людей свойственно грешить! Кто-то настолько эгоистичен и самолюбив, что становится равнодушным и безучастным к переживаниям и чувствам ближних. Кто-то так любит деньги, что ради обогащения готов предать других людей. Кто-то просто погряз во лжи и не в силах выбраться из этого порочного болота. Все это проявления духовной смерти. Но любовь Спасителя способна растопить любой лед равнодушия и жестокосердия. Господь в силах воскресить даже самых безнадежных. Но на то должны быть их добрая воля и желание угодить Богу. Каждый человек нуждается в любви и понимании. Но разве кто-либо лучше Господа Сердцеведца нас поймет?! Разве кто-либо лучше Господа Человеколюбца способен выразить нам сочувствие, поддержать, спасти нас?

Мы слышали сегодня, братья и сестры, как Иисус Христос прослезился, глядя на гроб Лазаря. У одних иудеев эти слезы Господа вызвали добрые чувства. Они говорили: смотри, как Он любил его! Другие же истолковали душевный порыв Спасителя как обыкновенное бессилие и даже стали сомневаться в другом совершённом недавно чуде — в исцелении слепорожденного: Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

Однако повелительный и громкий голос Господа, призывающий четырехдневного мертвеца: Лазарь! иди вон, — поразил всех. А когда вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, когда люди поверили, что на их глазах Христос воскресил умершего, уже смердящего человека, очень многие из них обратились в истинную веру: Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Воскресение Лазаря имело значение не только для иудейского народа, но и для всего христианского мира. С этого благословенного события, непреложно подтвержденного потом Пресветлым Воскресением Христовым, зародилась в сердцах всех верующих людей надежда, уверенность в том, что со смертью жизнь человеческая не кончается, что смерть не есть конец, наоборот, начало новой, будущей жизни. От Господа нашего Иисуса Христа мы узнали, что идем не к закату, а к восходу. Блаженная вечность, обещанная Богом всем верным Своим, возможна и реальна для тех, кто уверует в Иисуса Христа как Сына Божия. Мы верим — значит принимаем за истину все слова Господа, все наставления и заповеди. Мы до такой степени доверяем Ему, что постепенно становимся не свои, а Господни. Это так радостно, так почетно, но и так ответственно ощущать себя не просто проживающими век людьми, а чадами Божиими, стремящимися как можно более угодить Небесному Отцу, стать достойными величайшей Его любви и милости. И тогда исчезает страх смерти, потому что она из пугающего неверующих людей ужаса небытия для верующих в Господа становится как бы ступенью, переходом, за которым ждет долгожданная встреча с нашим Творцом. Благодаря Спасителю в нас живет уверенность в Его любви и заботе. Доверяя Богу нашу жизнь, мы вступаем с Ним в новые, родственные отношения. И, проживая нашу земную жизнь, находимся не на пути к смерти, а на пути к вечности. Господь произнес повеление, перед которым отступила смерть. Да отступит и от нас в день всеобщего воскресения. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: