Сегодня:

10 декабря 2018 г.
( 27 ноября ст.ст.)
понедельник.

Икона Божией Матери Знамение.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" . Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода , во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова , еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 97 зач., XIX, 37-44. Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 50 зач., XV, 1-7.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О хранении благодати

Слово 87

В субботу 6-й седмицы Великого поста
(по Апостольскому чтению)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Иисус Христос вчера, и сегодня, во веки Тот же.
(Евр. 13:8)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)

В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Евр. 12:28-13:8) поднимались многие вопросы, касающиеся взаимоотношений христиан, но прежде всего говорилось о почитании Бога и о любви к Нему. В своем Послании к евреям апостол Павел пишет: Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом.

Что значит: хранить благодать? Человеку на его жизненном пути неизменно выпадает много трудностей и невзгод, печалей и скорбей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Я — странник на земле: странствовать начинаю с колыбели, оканчиваю — гробом».

Относиться к испытаниям земного бытия можно двояко: принимать их как свой жизненный крест, который необходимо мужественно и твердо вынести до конца, или сетовать и роптать, укорять весь мир и даже Бога. Первая позиция — христианская, вторая — малодушных и некрепких в вере Христовой людей.

Хранить благодать — значит не только не роптать в бедствиях, а воздавать Господу должную хвалу за все трудности, понимая, что ничего в жизни не делается без воли Божией; стало быть, для нашего же блага нам необходимо все это пройти. И потому мы всегда должны быть благодарны Богу абсолютно за все — и за радости и за горести, и за победы и за поражения. Только так можно обрести душевный покой и утвердиться в благоговении.

Апостол Павел напоминает христианам древние пророчества о том дне, когда всё изменится, разрушится и поколеблется. Даже земля наша погибнет, но неизменным и вечным останется одно — наша любовь к Богу. И потому на всех верных последователей Христа возложена особая задача и величайшая ответственность — сохранить благоговейное отношение к Отцу Небесному даже в самые страшные времена и тяжелые годы человеческой жизни. От этого благоговейного отношения и любви к Господу зависит не только сила нашей веры, но и наше спасение, даже тогда, когда весь мир рушится. А благоговейное отношение не может быть без страха Божия. Если человек живет, не думая о Господе, если не боится недостойным поведением огорчить Творца, то он легко впадает в грех, поддается различным соблазнам и искушениям. Одним словом, утрачивает страх Божий.

Но это состояние эйфории, вседозволенности и собственной неуязвимости очень быстро заканчивается, и наступает апатия, понимание бесполезности своего существования. То, что тешило и волновало в недавнем прошлом, уже не волнует, а впереди без Бога — одна пустота. Вот об этом и напоминает новоначальным христианам, испытывающим многие моральные трудности, святой апостол, призывая к благоговению и страху, напоминая слова из Ветхого Завета о том, что Бог наш есть огнь поядающий (Втор. 4:24).

Господь придет судить весь мир — и грешных, и праведных. Никто не останется вне этого горнила Божественного правосудия. Каждому Сын Божий воздаст по делам его. И потому нам нужен спасительный страх, удерживающий от прегрешений, как некая узда, помогающая жить правильно. Страх огорчить Бога, отдалиться от Него совершаемыми беззакониями, предать Его Божественную любовь. И мы должны помнить о том, что Творец может покарать за бесчестие, как огнь поядающий. Только если у иудеев отношения с Богом были построены исключительно на страхе, то у христиан на первом месте, безусловно, стоит любовь, и страх исходит из нежелания и боязни нарушить эту любовь.

Автор Послания к евреям, приводя слова из Второзакония, подчеркивает мысль о том, что у людей всегда есть свобода выбора и возможность поступать по собственному волеизъявлению. От нас зависит, какими мы будем в нашей вере и жизни: непреклонно верными Господу или колеблющимися, пытающимися от Него что-то скрыть, внести в отношения с Богом ложь. Последнее — страшно, за это грозит испепеляющий огонь. Неверный Господу человек теряет все в этой жизни. Зато верному уготована особенная награда — быть не просто рабом, а возлюбленным чадом Божиим. Для вечности важно лишь наше искреннее отношение к Богу, преданность, верность и самоотверженная любовь. А все это, естественно, подкрепляется конкретными делами добра и милосердия, творимыми во славу Божию, совершаемыми ради Христа.

В следующей же главе послания, начало которой мы с вами, братья и сестры, сегодня слышали, представлены важнейшие особенности христианского образа жизни. Чему поучает своих духовных детей апостол Павел?

Вот он особо говорит о братолюбии: братолюбие между вами да пребывает. Почему это качество, по мнению апостола, столь важно, что даже в наставлениях выделено особо? Христианской Церкви раннего времени угрожали многие опасности, которые могли разрушить братскую любовь между членами общины. Первые христиане особенно ратовали за сохранение чистоты веры. Казалось бы, это похвально и должно было вызывать только уважение. Однако в борьбе с лжеучениями было много жестокости, когда желание блюсти чистоту веры влекло за собой недоверие, презрение к заблудившимся или оступившимся в вере. Все эти чувства, естественно, не имели ничего общего с христианской добродетелью и разрушали братскую любовь среди членов общины. Тогда как, по мнению апостола Павла, в последователях Христа должны были сочетаться серьезное отношение к вере и доброе отношение к людям, временно сошедшим с правильной стези.

Далее апостол Павел наставляет: страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Гостеприимство еще с древних времен почиталось как одна из самых важных человеческих добродетелей. Для христиан же гостеприимство играло особенно важную роль. Много было странствующих проповедников, которые несли слово Божие по всей земле. Да и по различным делам, как то сбор средств или оказание помощи другим общинам, христианам приходилось много путешествовать, переходя из города в город, из селения в селение. Гостиницы были слишком дороги, да и атмосфера, царившая в них, вольность нравов претили христианским убеждениям. Но христиане охотно и гостеприимно принимали в своих домах странствующих собратьев во Христе, зная, что если и им доведется отправиться в путь, ночлег и хлеб в любом христианском доме будет им обеспечен. Недаром христианство называют религией открытых дверей.

Апостол Павел вспоминает, как угодники Божии, оказав гостеприимство странникам, приняли в своих домах Ангелов. Так, мы помним из Священного Писания, Ангелы пришли к Аврааму и Сарре, чтобы сказать, что у них родится долгожданный ребенок (см. Быт. 18:1-16), и к Маною, чтобы сказать ему, что у него будет сын (см. Суд. 13:3-21).

Следующее наставление апостола призывает к сочувствию людям, находящимся в заключении или претерпевающим опасности: помните узников, как бы вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Никто не застрахован в этой жизни от тюрьмы и тяжелых болезней. Тем более здесь речь идет о первых христианах, которым в жизни было очень нелегко, они часто подвергались заключению в темницу, истязаниям и смертной казни. Тогда на помощь приходила Церковь. Языческий оратор Аристид так говорил о христианах: «Если они услышат, что один из их числа посажен в тюрьму или попал в несчастье из-за своей христианской веры, все они оказывают ему, если нужно, помощь, и если его можно выкупить, они добиваются его освобождения».

В «Апостольских постановлениях» записано: «Если какой-нибудь христианин осужден ради Христа (на работу) в рудники безбожниками, не потеряйте его из вида, но посылайте ему от доходов от ваших трудов и пота вашего, чтобы поддержать его и вознаградить воина Христова». Итак, к сочувствию и состраданию призывает всех нас святой Павел.

Первоверховный апостол призывает к чистоте семейных отношений: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; а также к щедрости и нестяжательству: имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Господь никогда не оставит верных чад Своих, и накормит, и упокоит, и защитит от злых напастей. Христианам нечего бояться, можно смело говорить: Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек? (Пс. 117:6).

Особо трепетное отношение у христиан, учит апостол Павел, должно быть к наставникам: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Наставничество в жизни христианской имеет очень важное значение, так как помогает улучшить духовное состояние членов общины. Истинный наставник Церкви живет в вере и таким образом приближает людей ко Христу, так как в душе его, как в нерукотворном храме, пребывает Господь. В основе наставничества лежит любовь. Истинный наставник всей своей жизнью показывает, как нужно жить в Боге и любить Бога. Учитель любит своих учеников во Христе и по любви всегда готов помочь им и поддержать их. Истинный наставник, умирая в верности Богу, не только примером жизни своей, но и смертью своей вдохновляет на духовные подвиги других людей. Святой Церкви Христовой особенно нужно такое наставничество.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Так складывается человеческая жизнь, что духовное наставничество среди людей не может быть вечным, все земные наставники приходят и уходят. Иногда процесс расставания особенно болезненный, потому что наставников с их духовными чадами связывает большая любовь и беспредельное доверие. Но в этой жизни может все случиться: отъезд в другую местность, болезни, жизненные обстоятельства, ведущие к разлуке. Боль расставания особенно сильна, когда осознаешь его неминуемость и собственное бессилие что-либо изменить. По воле Божией, как бы мы этому ни противились, бывает, что жизнь разлучает нас с духовными пастырями и учителями. Только Господь Иисус Христос, наш неизменный и вечный Наставник, пребывает всегда: вчера, сегодня, завтра и вечно. Как пишет апостол Павел: Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же. Как и прежде, Господь любит нас всепобеждающей любовью, готов простить и очистить все наши согрешения. В Его руках по-прежнему власть и сила, способная уничтожить всякое зло.

Постараемся же всегда помнить, славить и почитать вечного и милосердного небесного Наставника нашего — Господа и Спаса Иисуса Христа, Который научил нас истине, примирил с Богом, даровал бесценное благо и высочайшее право называться сынами Божиими. Как пишет преподобный Ефрем Сирин: «Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем». Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: