Сегодня:

21 июня 2018 г.
( 8 июня ст.ст.)
четверг.

Святой Феодор Стратилат.

Седмица 4-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Пища с растительным маслом.

Вмч. Феодора Стратилата (319). Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского (545). Прп. Зосимы Финикийского (VI). Свт. Феодора , еп. Суздальского (ок. 1023). Обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501). Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.


Рим., 106 зач., XI, 13-24. Мф., 43 зач., XI, 27-30. Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1-10. Мф., 36 зач., X, 16-22.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О встрече Мессии

Слово 88

В Неделю ваий, Вербное воскресенье
(по Евангельскому чтению)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
(Ин. 12:13)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Вход Господень в Иерусалим

Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин. 12:1-18) повествует о том, как Господь наш Иисус Христос торжественно вошел в Иерусалим накануне Своих страданий.

Со времени выхода Спасителя на проповедь, начала Его общественного служения это была четвертая Пасха. Совсем скоро Господу нашему предстояло пострадать за род человеческий, претерпеть распятие и умереть за людей на кресте. Конечно же, Сын Божий знал об этом, говорил о приближающихся событиях Своим ученикам. После того как Он на глазах у множества людей воскресил из мертвых уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря, Своего верного последователя и близкого друга, Спаситель удалился за Иордан. Но вот Он возвращается в Иерусалим, зайдя предварительно в Вифанию, где посещает дорогой для Его сердца дом: Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. За трапезой к Лазарю, естественно, было приковано особое внимание, потому что люди находились под впечатлением его предивного воскресения.

Но тут Мария, сестра Лазаря, совершает действие, которое не всеми присутствующими было воспринято однозначно. От недавнего погребения ее брата оставался фунт драгоценного мира, которым помазывали тела усопших. И вот Мария, взяв этот благовонный состав, помазала ноги Господа и благоговейно и смиренно отерла их своими волосами. Преисполненная признательности к Господу, так она совершила обычный у иудеев обряд гостеприимства. Дело в том, что в Палестине было принято, когда дорогой и почтенный гость входил в дом, омывать ему ноги и помазывать голову, а иногда и одежды благоуханным маслом. По словам Святителя Иоанна Златоуста, Мария по сравнению со своей сестрой всегда была «более духовною». Мирские хлопоты и заботы она ставила ниже благоговейного почтения к Божественному Учителю и духовного совершенствования. И потому она приступила к Спасителю не как к человеку, а как к Богу. Мы видим, что Христос не стал удерживать ее, не возражал против совершаемого ею. Это значит, что поступок Марии был Им принят и угоден Богу. Зато как восприняли ее действие окружающие? Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? И тут же евангелист Иоанн Богослов поясняет: сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик, и носил, что туда опускали. Деньги для Иуды заменяли все. Мы знаем, что за деньги продал он Божественного Учителя. Сейчас же вопросом своим Иуда высказывал непочтительность к Господу, так как, по его утверждению, миру можно было бы найти более достойное применение, чем воздание почестей Христу. Одновременно в этом вопросе чувствуется и злоба, и зависть: почему не его, Иуду, так уважительно принимают в этом доме?! Видимое же попечение о нищих есть не что иное, как ярко выраженное фарисейство, желание выставить перед другими людьми свое мнимое благочестие и доброту. На самом же деле им двигали сребролюбие и жажда наживы.

Но Господь защитил перед всеми действия Марии: оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Эти слова Спасителя не совсем были тогда понятны Его ученикам, потому что, по любви своей, они отказывались, не хотели верить в скорую смерть Господа. Но настоящее событие — помазание ног Христа миром — момент великий, пророческий. Сама того не осознавая, Мария предрекла приближающуюся жертву Божественного Агнца, закланного за грехи человеческие. Кроме того, этими словами Спаситель подчеркивает, что милосердие к нищим есть постоянный и несомненный долг каждого христианина.

Множество чудес совершил Господь, но ни одно не вызывало у вождей иудейских такой ярости, как недавнее удивительное воскрешение Лазаря. Они пребывали в ярости от величия и несомненности совершённого чудесного действия, жаждали расправы не только над Спасителем, но и над Лазарем. Но именно это чудо и явилось причиной такой торжественности входа Господа в Иерусалим. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Разговоры и слухи о воскрешении Лазаря, безусловно, дошли и до иерусалимцев. Их взволновало, что благословенный Чудотворец входит в город. От искренности сердца и естественности порыва они решили воздать Учителю из Назарета должные почести. Никто не руководил действиями простых людей. Эта встреча не была подготовлена заранее, просто души человеческие возликовали от величия славы Божией и несомненности чудес. Взяв в руки пальмовые ветви, по восточному обычаю, народ встречал своего Царя, встречал Мессию, Который, по их мнению, и должен был воцариться в Израиле. Люди ликовали, думая, что именно сейчас начинается земное царствование Господа, но они не понимали, что Царство Божие на земле уже пришло, наступило, восторжествовало в душах, исповедающих Христа. Опять столкнулось материальное и духовное, временное и вечное, земное и небесное.

Посмотрите, братья и сестры, ведь и само вхождение Господне в Иерусалим было необычно и несло в себе глубокий смысл: Иисус же, нашедши молодого осла, сел на него, как написано: не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Именно так о Мессии пророчествовали ветхозаветные книги (см. Зах. 9:9). Под Сионом всегда разумелся город Иерусалим и Ветхозаветная Церковь. Что же касается объяснения выражения дщерь Сионова, то оно говорит о Новозаветной Церкви, созидавшейся Господом. Только по прошествии определенного времени ученики Христа поймут символичность входа Господня в Иерусалим и пророчества об этом событии древних писаний. Сейчас же ликование народа было вызвано, как уже говорилось, чудом воскрешения Лазаря, молва о котором не сходила с уст иудеев: потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Чему же поучает нас всех прочитанное в сегодняшний праздничный день Евангелие? Давайте еще раз духовными очами посмотрим на описываемые евангелистом Иоанном события. Вот мы с вами вместе с Господом пребываем в Вифании, в доме воскрешенного Лазаря, и видим, как Мария возливает на ноги Спасителя дорогостоящее миро. Мы слышим упрек Иуды и внешне возмущаемся его вопросу. А внутренне? Разве не бывает и в наших сердцах ропота, когда мы видим жертвы, приносимые благочестивыми людьми в дар Богу? Разве строительство и благоукрашение храмов не вызывает порой иудиного вопроса: зачем такие траты? А ведь это происходит лишь потому, что по-прежнему на первое место ставим мы земное, а не духовное, думаем о плотском, а не о благодати.

Торжественно, по-царски совершался вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. С великой радостью встречал Спасителя иудейский народ. Казалось, что все эти люди, расстилавшие перед грядущим Сыном Божиим свои одежды и пальмовые ветви, навсегда уверовали во Христа как в обетованного Мессию. Но что же произошло дальше? Буквально через несколько дней те же люди в оголтелой ярости станут кричать: Да будет распят! Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:23, 25). Воззрим же внимательно на собственные души: разве пример отступления иудейского народа не напоминает наше малодушие, нетвердость в вере, нестойкость в убеждениях? Ведь и мы, движимые общественным, а не самостоятельным мнением, в едином порыве толпы порой склонны то возносить кого-то до небес, то низвергать до бездны. Как изменчиво, обманчиво и противоречиво бывает общественное мнение! Мы весьма охотно осуждаем, не менее охотно приговариваем, мня себя справедливыми судьями. Но, скажите, кто определил степень этой справедливости, кто уполномочил нас себя оправдывать, а других судить?

Наконец, из этого Евангельского чтения поучимся у иерусалимских жителей и паломников выражать свою радость при встрече с Господом, потому что на момент, описанный в Евангелии, они действительно радовались и действительно ликовали. Постилая свои одежды на пути Спасителя, люди выражали готовность всю жизнь посвятить на служение Царю Израильскому. Подражая им, и мы с вами, братья и сестры, воплотим радость Богообщения в дела милосердия и любви, в сострадание ближним, в веру и благочестие. Сбросим с себя все то, что загрязнено грехами нашими, оденемся в одежды правды, добра и духовной чистоты.

При встрече с Господом Иисусом Христом люди срезали пальмовые ветви, постилали их на дороге, махали ими в воздухе, выражая свое ликование при виде долгожданного Царя. Сподобимся же и мы так встречать Сына Божиего, уподобим всю нашу жизнь свежей зеленой пальме, приносящей великолепные духовные плоды, благоугодные Богу и ближним нашим. Народ израильский при встрече с Господом в приветственных криках выразил всю глубину своих чувств. Будем же и мы всегда славословить Бога, воспевать Его в молитвах и песнопениях, вести себя в жизни так, чтобы сами мы были достойны этой благословенной встречи — встречи Царя Небесного. Но при этом вовек не откажемся от истинной радости, от полноты Божественной любви и не уподобимся иудейскому отступничеству, даже если за это нам будут обещаны самые вожделенные земные блага. Господь вошел в Иерусалим не для собственной славы, а для того, чтобы добровольно претерпеть крестные страдания. Этим Он, Спаситель наш, дал всем любящим Его пример величайшего самоотвержения. Через страдания, распятие и смерть, через подвиг, совершаемый для спасения других, Господь вступил в славу Свою. И мы, стремящиеся приобщиться к Божественной славе, должны быть готовы к самопожертвованию, должны достойно противостоять своим грехам, страстям, беззакониям, порокам, победить в себе гордость, тщеславие, самолюбие. И искать для себя не того, что с человеческой точки зрения необходимо нам, нашей плоти, а того, что угодно Богу и нужно для спасения души.

Заканчивается еще один святой Великий пост… Но что есть вся наша жизнь, братья и сестры? Разве не непрестанная Четыредесятница, полная трудов и подвигов, духовной борьбы и воздержания, покаяния и исправления? Впереди — Страстная седмица, время воспоминания страданий Господних. Сын Божий входит ныне в Иерусалим. Люди ликуют, но сердце Спасителя преисполнено глубокой печали. О погибающих проливает Сын Божий драгоценные слезы Свои. Не о нас ли с вами плачет Господь?! Есть ли в наших душах та неизреченная любовь к Господу, которая позволит нам достойно встретить и провести страшные и святые дни грядущей Страстной седмицы? Совлечем же с себя одежды греха и благоговейно поднесем Спасителю цветущие ветви нашей истинной православной веры и христианской надежды на будущую вечную жизнь. Исповедуем Господа нашего Иисуса Христа не только Царем мира видимого и невидимого, но и вечным Царем душ и сердец наших. Как утверждает преподобный Симеон Новый Богослов, «Господь — световидный Источник бессмертного потока. В этом Источнике омываются водой, текущей от Него, очищаются душевно и телесно от всякого осквернения и начинают сиять как светила и как лучи солнца все те, которые любят Его от всей души».

Бог — самодостаточен, не Он нуждается в нас, а мы в Нем. Всей полноты Божественной красоты и благости невозможно выразить никакими словами. Только искренне верующая душа человеческая способна хотя бы отчасти постичь величие Творца и воздать живое славословие неприступному, несказанному, непостигаемому умом Свету, созерцаемому в нераздельном единстве Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: