Сегодня:

24 апреля 2018 г.
( 11 апреля ст.ст.)
вторник.

Святитель Антипа Пергамский.

Седмица 3-я по Пасхе.
Глас 2.

Поста нет.

Сщмч. Антипы , еп. Пергама Асийского (ок. 68). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова Брылевского, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия , еп. Тверского (1576). Сщмч. Николая пресвитера (1938).


Деян., 18 зач., VIII, 5-17. Ин., 20 зач., VI, 27-33.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О конце мира

Слово 92

В Великий Понедельник
за Литургией Преждеосвященных Даров
(по Евангельскому чтению)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной,
во свидетельство всем народам; тогда придет конец.

(Мф. 24:14)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)

Вопрос о конце мира сего всегда волновал и будет волновать людей, доколе мы существуем. Естественно, что и ближайшим ученикам Господа нашего Иисуса Христа хотелось узнать, когда свершится то, что уготовано Богом роду человеческому. В самом начале Страстной седмицы, когда все мы мысленно станем свидетелями последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной крестной жертвы, в Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров нам предлагались для размышления те строки Евангелия от Матфея, в которых Господь раскрывает апостолам признаки приближающейся кончины мира и величайшие события, которые за ней последуют (см. Мф. 24:3-35).

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

Как мы знаем, за Господом всегда ходило очень много народа. Его постоянно сопровождали люди, которыми двигало любопытство или желание услышать необыкновенную проповедь. Но на горе Елеонской Божественный Учитель остался наедине со Своими учениками. И это не было случайным. Правильно воспринять Его слова о кончине мира на тот момент могли только они — самые верные, самые любящие и жаждущие истины. Ведь апостолы уже слышали, как Спаситель говорил о разрушении Иерусалима и храма. По-человечески они опасались, как бы им самим не стать свидетелями столь трагических для иудейского народа событий. И вместе с тем, еще не расставшись с Господом, внутренне они уже ожидали Его второго пришествия. Несмотря ни на что, им хотелось, чтобы предстоящая разлука с любимым Наставником не была слишком долгой. Поэтому мы можем сказать, что их вопросы определялись не только страхом, но и любовью. К тому же они знали, что все, что предрекает Христос, сбывается, потому что Сыну Божиему открыто то, что не дано знать людям.

Отвечая на вопрос учеников, Господь предрекает страшные бедствия и нестроения, которые должны будут произойти: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это — начало болезней. И далее: горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. В этих словах предлагается картина ветхозаветного представления о так называемом дне Господнем. Иудеи делили время на два века: век нынешний и век грядущий. Они говорили, что нынешний век есть та жизнь, которую они переживают; век этот, с их точки зрения, был плох, наполнен злом и ненавистью, лишен надежды на то, что в людях еще можно что-то исправить в лучшую сторону. Век же грядущий, или, как его еще называли, золотой, наступит при непосредственном вмешательстве Бога. В том веке всех ждет полное благоденствие и процветание. На рубеже этих двух веков, по утверждению иудеев, — день Господень: время ужаса, характеризующееся страшными катастрофами, войнами, природными катаклизмами и всевозможными переворотами. Время это наступит неожиданно, внезапно. В книге пророка Софонии находим такое определение: день гнева — день сей; день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы… (Соф. 1:15). Наступит время не только физических страданий, но и нравственного хаоса, когда переменятся все нравственные нормы, обычными явлениями жизни станут войны, насилие, ненависть, зло. Да и в природе все придет в смятение и нестроение. Обилие катастроф и природных катаклизмов уже никого не будет удивлять. День Господень так придет, как тать ночью, — говорит апостол Павел (1Фес. 5:2).

Слушая сегодняшнее Евангельское чтение, можно сделать несколько важных выводов. Господь говорит о том, что должно произойти, не скрывая от учеников Своих всего ужаса наступающих дней. Но Спаситель утешает верных последователей Своих тем, что Бог не оставляет этот мир, что в мире осуществляется именно Божие предназначение: и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Господь дает надежду на возможность перенести все эти испытания: претерпевший же до конца спасется. Значит, как бы невыносимо трудно ни было, в терпении, в смирении, в уповании на Бога есть выход и спасение. Человек немощен, но Бог Всесилен.

Вот почему даже бурное нарастание зла не должно приводить нас в отчаяние. Разрушение нравственных норм не есть крах бытия, а как бы предуказание о восстановлении, о возрождении из пепла. Мир живет промышлением о нем Отца Небесного. И Вседержитель не допустит окончательной победы всеобщего зла и врага рода человеческого. И за видимым полным распадом мира неминуемо грядет Божий суд и новое творение. Бог намерен судить человечество, но с любовью и милосердием. Потому грядущее пришествие Господа нашего Иисуса Христа желанно, долгожданно и радостно, хотя мы и знаем, что каждому придется держать ответ за все содеянные и нераскаянные прегрешения: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

Главный вывод из услышанного сегодня евангельского чтения заключается в том, что каким бы грешным и порочным ни был этот мир, Бог никогда не оставляет людей, не покидает нас ни на минуту. Это мы сами, грехами своими и недобрыми поступками, порой отдаляемся от Него. Но Отец Небесный всегда готов принять наше покаяние, понять нас и простить, вернуть заблудших чад в благословенное лоно Божественной любви.

Евангелист Матфей свидетельствует, сколь многое открыл Господь наш Иисус Христос Своим ученикам. За исповедание Своего учения Он не обещал им ни богатства, ни материальных благ или человеческих почестей. Напротив, Божественный Учитель говорил, что их неминуемо ждут страдания, гонения и даже смерть: тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. Пока Церковь Христова пребывает в нехристианском мире, в той или иной степени она всегда будет гонима. Церковь хоть и в мире сем, но не от мира сего…

Верность Богу должна быть превыше всех земных уз и привязанностей. И потому, когда образовывались первые христианские общины, Церковь Христову ненавидели за то, что происходило разделение в семейных кланах, в которых одни шли за Господом, а другие гнали учение Христа и христиан. Естественно, верность Господу для христиан становилась гораздо важнее родственных отношений, что являлось причиной очень многих конфликтов, о чем свидетельствуют жития святых.

В Новом Завете установлены новые, высшие нравственные нормы. Многие привычки, вкусы, образ жизни, столь распространенный в этом мире, неприемлем для христиан. Например, людям, исповедующим Господа Иисуса Христа, чужды стремление к славе, к повышению по службе, к обогащению и накопительству. Человеческие почести представляются для христиан сопряженными с тяжким грехом — тщеславием, тесно связанным с не менее тяжким грехом — гордыней. Материальное обогащение же не есть благо, так как нужно стремиться богатеть добродетелями, непреходящими, нетленными сокровищами. И по образу жизни последователи Христа отличаются от людей неверующих, чем, к сожалению, вызывают их ненависть и злобу. Каждый христианин должен нести свет Христов, освящающий других людей. На личном примере верующий человек должен показывать красоту жизни, наполненной Господом, в противоположность пустоте жизни без Бога.

Таким образом, христианство приносит в мир новое сознание, основанное на Божественной любви, на милосердии, на желании сострадать и помогать окружающим людям. И это не просто порыв, а определенный образ мышления, который неизменно раздражает людей, привыкших жить по-другому.

Господь наш Иисус Христос в сегодняшнем Евангельском чтении говорил и об опасностях, угрожающих самой православной вере: Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. И далее: и многие лжепророки восстанут и прельстят многих. Спаситель предупреждает святых апостолов и всех нас, братья и сестры, что появится немало ложных вождей, которые в угоду своему стремлению к славе, к власти, к материальному достатку будут пытаться внушить свои воззрения на истину, привлекая людей к себе, к своей личности, а не к Господу нашему Иисусу Христу. В результате такой лжеучитель не объединит людей в правде, а посеет раскол. И многие, пойдя за ним, обманутся, свернут в сторону с пути спасения. Насколько это страшно, братья и сестры, можно судить по распространившимся в наше время многочисленным сектам и ложным религиозным направлениям, одурманивающим сознание людей.

Другая же опасность — оскудение веры, проявляющееся в охлаждении любви и упадке духа. Господь предупреждает Своих учеников о том, что по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Без любви человек становится равнодушным ко всему благому, к ближним и, наконец, к Богу. Там, где нет любви, наступает разочарование и отчаяние. Но настоящий христианин всегда останется верным Господу, даже когда верить станет труднее всего, даже когда вокруг него будут твориться такие вещи, что может показаться, что Отец Небесный оставил этот мир без Своего попечения. И тогда терпение спасет тех, кто останется верным Богу, — претерпевший же до конца спасется.

Во второе Свое пришествие Господь наш Иисус Христос придет во всей славе Своей. И об этом поведано нам сегодня в Святом Евангелии. Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа — это окончательное, вечное торжество Сына Божия, Спасителя рода человеческого. Тот, Кто был унижен, оклеветан, претерпел страшные страдания и муки, Кто был безжалостно подвергнут самой жестокой казни — распят на кресте, придет в великой силе и славе, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада. И итогом всему явится торжество Его вечного Царства.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Никто не знает, когда наступит этот день и час, кроме Отца Небесного. Но мы, христиане, всегда должны быть к нему готовы. Спаситель говорит: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Святитель Иоанн Златоуст поучает верных: «Иисус Христос — глава, а мы — тело; Он — основание, мы — здание; Он — лоза, мы — ветви; Он — жених, мы — невеста; Он — пастырь, мы — овцы; Он — путь, мы — идущие; мы — храм, Он — обитатель; Он — первенец, мы — братья; Он — наследник, мы — сонаследники; Он — свет, мы — освещаемые. Все это говорит о единении и не допускает никакого разрыва между Ним и нами, даже самого малого».

Возблагодарим же Господа за эту возможность быть с Ним вместе, иметь надежду всеобщего воскресения и наследования блаженной вечной жизни, в которой нас ждет неизреченная радость Богообщения и несказанная благодать Божественной любви. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: